Прямой эфир

Три мужа, связь с Высоцким и интриги в театре: удары судьбы Ирины Мазуркевич

Светлана Улитина
20 августа, 19:00
За юной Ириной Мазуркевич ухаживал сам Владимир Высоцкий, но она предпочла ему женатого Хоботова из «Покровских ворот». В 1980-х её заваливали ролями, а в 1990-х ей пришлось таксовать, чтобы прокормить мужа и дочь. Спустя 20 лет судьба отняла у неё любимого, а потом подарила новую любовь. Как сегодня живёт звезда «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил» и «О бедном гусаре замолвите слово»?
Коллаж 78.ru: kino-teatr.ru, unsplash.com, flaticon.com/Freepik

Детство Ирины Мазуркевич

Будущая звезда советского и российского кино родилась 20 августа 1958 года в Белоруссии, в небольшом городке Мозырь. Девочку воспитывали в строгости: уже в пять лет она сама ходила за продуктами.

Из школы Ира приносила одни пятёрки, при этом успевала серьёзно заниматься художественной гимнастикой. Именно благодаря спорту девочка на всю жизнь приобрела не только изящную фигуру и грацию, но и железную дисциплину.

Однако примерной пай-девочкой Мазуркевич не была: сделав уроки, бежала с мальчишками лазить по деревьям, играть в футбол и даже нырять в речку.

Начало карьеры

Ирине было всего 15, когда она решила стать актрисой. Сразу после получения аттестата упрямая провинциалка в одиночку отправилась в Горький — поступать в театральное училище. Не то чтобы это была её мечта, по большому счёту девушка отправилась на экзамены просто за компанию с друзьями. И поступила.

А уже на первом курсе ей предложили сняться в самом настоящем кино — в картине «Чудо с косичками», посвящённой невероятной истории олимпийской чемпионки Ольги Корбут. Маленькая, хрупкая Ирина, которая всё детство провела в гимнастической секции, была идеальной кандидаткой.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Оказалось, что у юной артистки были определённые проблемы с дикцией — она плохо выговаривала буквы «ж» и «ш». В жизни это не мешало, а вот в кино оказалось нежелательным. Сначала фильм хотели отдать на озвучку другой актрисе, но Мазуркевич всего за год сумела исправить свои недостатки и в итоге подарила героине «родной» голос.

— Мне был нанят приходящий логопед, который со мной занимался, — рассказывает артистка, — я не знаю, где ещё так делается. Сейчас людей набирают и так и пускают с такой дикцией (на сцену) — с говором, с акцентами. А раньше давался шанс, и если у человека за два года получалось исправить дикцию, говор, акцент, то он оставался. Конечно, при наличии других данных. А если нет — то извините, до свиданья.

По словам артистки, она решила исправить дикцию в основном из-за театра — если в кино твою роль может озвучить кто-то другой, то на сцену с таким говором просто никто не пустит. А Мазуркевич всегда чувствовала себя больше театральной актрисой, чем артисткой кино.

Впрочем, «Чудо с косичками» публика не особенно запомнила, а вот историческая мелодрама Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», в которой Ирина Мазуркевич сыграла невесту Ибрагима Ганнибала, Наташу Ртищеву, сделал её звездой всесоюзного масштаба. И прежде всего благодаря тому, что главную роль в фильме сыграл кумир миллионов зрителей Владимир Высоцкий.

Зрители, смотревшие фильм, были убеждены — страсть между артистами явно присутствует не только на экране, но и в жизни. Однако они были правы лишь наполовину: Высоцкий действительно чуть не потерял голову от тоненькой, хрупкой, невинной Иры, а вот сама она так и осталась равнодушной к звезде театра на Таганке.

Когда начали сниматься, я ничего о нём не знала, — рассказывает артистка. — Тогда мне исполнилось только 16 лет, я закончила второй курс Горьковского театрального училища. И мне мало что говорили имена артистов, с которыми предстояло работать: Золотухин, Петренко, Глузский, Табаков. Да и они оказались очень простыми. Высоцкий, например, сразу попросил называть его Володя.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Сегодня актриса немного жалеет, что была слишком невнимательна к коллеге:

Честно говоря, я тоже не могла по-настоящему оценить его творчество. Понять масштаб личности, дар большого поэта. Знаю только, что ему нужен был человек, который находился бы рядом и слушал.

Высокий, хоть и был тогда женат на Марине Влади, красиво ухаживал за партнёршей, но «химии» между ними так и не возникло.

— Конечно, чувствовала, что с его стороны есть мужской интерес, принимала ухаживания, но мне было совершенно всё равно. Тогда в его окружении это была большая редкость. Поклонницы рвали любимца на части, на спектакли, где он играл, билеты разлетались мгновенно. А я относилась к нему совершенно бескорыстно, ничего не требовала. Думаю, он это чувствовал, поэтому у нас и сложились такие добрые дружеские отношения, — рассуждает актриса.

В интервью Ирина Мазуркевич вспоминала, что Высоцкий в последние годы жизни сильно пил, во многом из-за одиночества и непризнанности:

Он многое себе позволял, выпивал. Однажды на съёмках Золотухин, зная, что на следующий день спектакль, спрятал от него бутылку в валенках. Высоцкий не мог найти, злился, стал буянить. В итоге заехал в гостиницу и купил. На следующий день его восстанавливали, потому что вечером шёл «Гамлет» и в таком состоянии нельзя было выходить на сцену.

«Это болезнь, но никто в него за это камень не бросит. Его потрясающий талант от этого меньше не становился», — убеждена Мазуркевич.

Ирина Мазуркевич в театре

В театр имени Ленсовета Мазуркевич пришла сразу после окончания училища. Поначалу девушка была полна надежд, к тому же у неё сложились добрые отношения с коллегами: например, с Алисой Фрейндлих Ирина дружит до сих пор. Однако спустя несколько лет она поняла, что ни интересных ролей, ни перспектив у неё в этой труппе нет. В 1988 году актриса ушла из Ленсовета, а вскоре её вместе с мужем пригласили в Театр Комедии имени Акимова, где она служит по сей день.

Фото: vk.com/akimovkomedia
Фото: vk.com/akimovkomedia
Тогда практически ничего не ставилось, не было ролей и надо было выбирать: или работать, или сидеть и ждать непонятно чего, — вспоминает артистка. — Придя в Театр комедии, я получила сразу просто очень большое количество ролей, но не потому, что я кого-то подсиживала. Я пришла в театр на свободное место, я заняла нишу, которую освободила Лика Неволина, уйдя из Театра комедии. У каждого своё место в театре, на которое ты можешь рассчитывать. Поэтому я очень много поиграла за первые семь лет после того, как ушла из Театра Ленсовета, получила опыт, набила руку…

Актриса признаётся: ни на одну минуту не пожалела, что ушла.

Там нас просто ждали. Особенно Равиковича, потому что начали репетировать «Зойкину квартиру». Когда пришёл Равик, они с Эрой Зиганшиной вдвоём сделали спектакль, в который я ввелась через полгода, и потом ещё семнадцать лет играла. Там сразу на меня навалился огромный ворох работы всякой — и «Принцесса в тени», и «Двенадцатая ночь» Шекспира, и «Макс Фрид. Биография» — моя любимая на тот момент пьеса, уже упомянутая «Зойкина квартира»… Боже мой, сколько всего было!

Но и тут в какой-то момент наступила чёрная полоса, ролей становилось всё меньше. Во многом причина крылась, по мнению Мазуркевич, в отношении к ней художественного руководителя театра Татьяны Казаковой. Она нормально относилась к Ирине, но не могла найти ей место в своей «художественной парадигме».

— При Казаковой первые десять лет её руководства в театре я не играла почти ничего, — признаётся артистка. — У неё было своё представление о том, что нужно театру, какие артисты должны быть заняты, и там мне не было места.

С 40 почти до 50 лет Мазуркевич выходила на сцену любимого театра крайне редко.

— С Казаковой мы не работали, — делилась актриса. — Мы поставили один спектакль, надо справедливости ради сказать, думали, что для антрепризы, но он пошёл в театр — это спектакль «Хочу сниматься в кино», он много лет шёл. Но я совершенно была в те годы не избалована работой.
Фото: vk.com/akimovkomedia
Фото: vk.com/akimovkomedia

Но на этот раз актриса решила не рубить с плеча, а запастись терпением. И в конце концов была вознаграждена: пришли новые режиссёры, начали ставить новые спектакли, в которых появились роли и для Ирины Степановны.

— Я, с одной стороны, удивлена, а с другой стороны — верю в справедливость. И я очень рада, что работа у меня есть, — признаётся она.

Самые известные фильмы с Ириной Мазуркевич

Ирина Мазуркевич всегда подчёркивала, что считает себя прежде всего театральной актрисой. Однако и в кино багаж ролей у неё более чем солидный. Кроме уже упомянутых «Чуда с косичками» и «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил», на счету артистки десятки интересных и запоминающихся работ.

В 1979 году она снялась в роли Патриции в комедии «Трое в лодке, не считая собаки», где ей посчастливилось играть с такими звёздами, как Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Михаил Державин.

— Вспоминаю, что на съёмках был какой-то непрекращающийся бурлеск. Три друга, Миронов, Ширвиндт и Державин, постоянно шутили, устраивали розыгрыши. Так что уже было непонятно, где Джером, а где их творчество, — рассказывает артистка.

Спустя год — новая звёздная роль: Ирина сыграла Настеньку Бубенцову в трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Много лет спустя она вспоминала, что её партнёр по фильму, великий Евгений Леонов, в жизни вовсе не был таким уж весёлым простаком, как на экране:

Гениальный Евгений Павлович Леонов оказался очень закрытым человеком: он выходил на съёмочную площадку, отыгрывал свой эпизод и тут же скрывался в гримёрке до следующего вызова.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Затем были «Тайна „Чёрных дроздов“», «Жизнь Клима Самгина», «Ты у меня одна», а в 1999 году Мазуркевич даже снялась в культовых «Улицах разбитых фонарей». Сегодня артистка снимается мало — она не скрывает, что возрастным актёрам в России крайне сложно получить главную — а порой и вообще хоть какую-то — роль в кино.

— Возраст действительно больная тема. Сколько у нас актрис высочайшего класса, которые нигде не снимаются! Ольга Остроумова, Анна Каменкова… Где они, почему им не предлагают хороших ролей? — возмущается Ирина Степановна.

Главная причина, по её мнению, в том, что фильмы в современной России снимают исключительно для молодёжи:

Это она тусуется в кино, делает кассу. И, видимо, хочет смотреть на артистов, почти таких же молодых, как и она сама.

В этом плане на Западе ситуация намного здоровее, отмечает Мазуркевич:

В той же Америке все немного иначе. Например, у Мерил Стрип до сих пор куча работы в кино. На Западе вообще другое отношение к возрасту, там все знают или хотя бы надеются, что даже в старости можно встретить своего человека, наладить личную жизнь. Это находит отражение и в кино, где героями становятся люди в возрасте за 50–60 лет. Это интересно для зрителей, это важно для артистов старшего возраста, которые благодаря этому имеют работу. У нас, к сожалению, всё иначе.

Личная жизнь Ирины Мазуркевич: три мужа и одна дочь

Впервые Ирина вышла замуж ещё совсем молоденькой студенткой, но тот брак не продержался долго. Сегодня актриса предпочитает не вспоминать о первом муже и даже не называет его имя.

А вот вторым мужем и главной любовью всей жизни Мазуркевич стал мужчина, который по возрасту годился ей в отцы. Актёр Анатолий Равикович был старше Ирины на 22 года, к тому же, чего греха таить, не блистал внешними данными. Когда коллеги по театру Ленсовета заметили, что между зрелым артистом и юной Ирой существует какая-то связь, многие возмутились, тем более что Равикович был тогда женат и растил маленькую дочь. Да и сама Ирина была в отношениях.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Однако Мазуркевич была покорена его актёрским дарованием, к тому же для неё куда важнее были интеллект и чувство юмора, а у Равиковича и того и другого было в избытке. Да и в жизни он сильно отличался от героев-недотёп, которых обычно играл в кино — вроде Льва Евгеньевича из «Покровских ворот». Оказалось, что между 40-летним Анатолием и вчерашней студенткой много общего — они разговаривали часами и никак не могли наговориться.

Когда Ирину спрашивают, чем мог покорить её, молодую девочку, мужчина средних лет и не самой выдающейся внешности, она отвечает:

Вы его не видели в молодости, когда ему было лет сорок. В то время я, молодая артистка Театра имени Ленсовета, пересмотрела все лучшие спектакли в Москве и в Ленинграде, но никто из артистов-мужчин не поразил меня так, как Равикович. В спектаклях «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская», «Человек и джентльмен» Равик блистал. Его талант, ум, бесподобный юмор вкупе с мужской харизмой мгновенно сразили меня наповал.

18-летняя девушка с головой окунулась в океан запретных чувств. Равикович тоже поддался очарованию Ирины, хотя и не думал, что из этой связи получится что-то серьёзное. Первые полгода они умело скрывали свой роман — Равикович трогательно ухаживал за своей пассией, прямо как его герой Хоботов из любимой всеми комедии.

Часто вспоминаю, как, мы когда-то катались до полуночи с Равиком на трамваях, как, скрываясь от всех, гуляли в районе Волковского кладбища, — делилась в одном из интервью артистка. — Ведь он ещё был женат, а у меня продолжались отношения с молодым человеком, с которым я приехала в Ленинград из Горь­кого. Мы встречались тайком, и это было чудесное время!

Актриса в итоге бросила своего молодого человека, но не настаивала на том, чтобы её возлюбленный ушёл из семьи. Впрочем, это произошло вскоре само собой — у Равиковича давно испортились отношения с женой, а встреча с Ириной окончательно убедила его, что эта история закончена. Он благородно оставил бывшей супруге квартиру, а сам с одним чемоданом переехал в тесную коммунальную комнатку Мазуркевич.

С деньгами у влюблённых было так туго, что не на что было сыграть даже скромную свадьбу. Выручила Алиса Фрейндлих: в её доме молодожёны собрали самых близких, чтобы отпраздновать волнительное событие.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Этот брак оказался на удивление счастливым, крепким и долгим — он продлился целых 32 года. Ирина и Анатолий жили душа в душу, а в 1981 году их союз ещё больше скрепило рождение дочери Елизаветы. Лиза росла талантливым ребёнком, однако театр её не увлекал: девушка выучилась на экономиста, но работу в итоге нашла на телевидении.

Не всё в этом браке было безоблачно: Ирина, хоть и была значительно моложе, безумно ревновала своего обаятельного супруга. Даже в день бракосочетания она разрыдалась, увидев, как её новоиспечённый муж целует ручку сотруднице театра — а та просто пришла поздравить молодожёнов.

Со временем, по словам Мазуркевич, в браке с Равиковичем она научилась слышать партнёра, поддерживать его и уступать ему, когда необходимо. Их чувства только крепли с годами, а в доме всегда звучал смех и вкусно пахло очередным пирогом или жарким — Ирина прекрасная кулинарка и обожает баловать близких вкусненьким.

В 1990-х на их семью обрушились новые невзгоды: работы в кино почти не стало, в театр люди ходить перестали. На Анатолия в плане заработка рассчитывать было нельзя, и Ирина взяла всё в свои руки: она сдала на права и начала подрабатывать в такси, благо город знала как свои пять пальцев. Частный извоз спас Мазуркевич и её близких от нищеты, ведь за одну смену она зарабатывала больше, чем за месяц в театре.

В 2000-х жизнь начала налаживаться, дочь выросла, вышла замуж. Но в 2011 году Анатолия Равиковича не стало — сказались последствия давно перенесённого инфаркта. Незадолго до смерти, предчувствуя скорый уход, актёр попросил Ирину выполнить единственный его наказ: чтобы она не оставалась одна, а постаралась построить новую жизнь с достойным человеком.

В первые годы после смерти мужа актриса и думать не хотела о каких-либо романах — она не могла представить, что кто-то займёт место её любимого Анатолия. В тот период она полностью посвятила себя дочери и внукам, а в свободное время шла на могилу супруга: по иронии судьбы он похоронен там же, где они гуляли тайком в начале своего бурного романа. Но в 2019 году произошли неожиданные перемены.

Второй муж Ирины Мазуркевич

Однажды в соцсетях Ирине написал импозантный мужчина, с которым у неё обнаружилось много общего. Мазуркевич сразу отметила, что её новый знакомый обладает блестящим чувством юмора, а это для неё крайне важно. Вскоре произошла встреча, на которой оба поняли, что им хорошо друг с другом.

Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Так Ирина Мазуркевич поняла, что это её судьба, и не стала больше противиться воле покойного мужа. Нынешний супруг актрисы, Владимир Файнштейн, не имеет отношения к театру — он занимается бизнесом. Рядом с ним звезда «Сказа про Петра…» чувствует себя надёжно защищённой от любых проблем и невзгод, ну а он продолжает восхищаться её красотой — в свои 67 Ирина Степановна по-прежнему стройна как кипарис и выглядит очень молодо.

Чем занимается и как выглядит Ирина Мазуркевич сейчас

По словам актрисы, под нож пластического хирурга она никогда не ложилась, однако процедурами у косметолога не пренебрегает. К косметике относится равнодушно, а вот за здоровьем следит неукоснительно — много двигается, обожает плавать в бассейне. Ну, а энергию черпает на любимой сцене Театра Комедии имени Акимова: там Мазуркевич занята в нескольких постановках.

Более того, Ирина Степановна по-прежнему иногда снимается в кино: в прошлом году она сыграла у Юлии Колесник в драме «Поводок», а скоро на экраны выходит картина «Кукольный дом» — о чём она и кого в ней сыграет наша петербургская звезда, пока секрет.