Прямой эфир

«Эконом» не вывезет…: что будет с ценами и водителями такси в Петербурге с осени 2025?

Светлана Коваленко
30 июля, 14:06
Мигранты в Северной столице больше не смогут работать водителями такси. Но пока есть оговорки: запрет действует до конца 2025-го и в отношении тех иностранцев, кто трудится по патентам. Компаниям предоставят трёхмесячный период для завершения трудовых отношений с мигрантами. Выясняем, что теперь будет с ценами, исчезнет ли тариф «Эконом» (чего опасаются многие) и придётся ли ждать машины дольше.
Коллаж 78.ru: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев, freepik.com, Nikolay Gyngazov/globallookpress.com, flaticon.com/Ahmad Roaayala

Назад в 90-е?

В Смольном запрет мигрантам на работу таксистами объясняют существующими требованиями в федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Речь, в частности, идёт о пункте 6 статьи 18.1.

В постановлении, подписанном губернатором Петербурга Александром Бегловым, предусмотрен трёхмесячный переходный период, в течение которого участники рынка смогут цивилизованно решить вопросы с работниками-мигрантами и нанять новых сотрудников-россиян.

Примечательно, что речь идёт об ограничениях для иностранцев, трудящихся по патенту «деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем» (код ОКВЭД 49.32). Запомним этот принципиальный момент.

Вторая важная оговорка заключается в том, что запрет действует до конца 2025 года. Как отмечается в документе, это ограничение «позволит на практике оценить его социально-экономическое влияние на жизнь города и принять взвешенное решение о необходимости применения подобных мер в 2026 году».

Между тем, в соцсетях уже пошли гулять страшилки, что нововведение Смольного поставит окончательный крест на эконом-тарифах агрегаторов, а город окончательно захватят «бомбилы» из 90-х. Разбираемся, стоит ли заранее пугаться и как всё обстоит на самом деле.

Логика понятна, но…

Все опрошенные участники рынка и эксперты подчёркивают, что логика чиновников в существующих геополитических и экономических реалиях вполне понятна. Это стремление обеспечить безопасность для населения и перераспределить трудовые потоки в те сферы, где без мигрантов действительно не обойтись: строительство, производство, ЖКХ, сельское хозяйство и т. д.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Но дальше к инициативе возникает множество вопросов.

Как поясняет руководитель по связям с общественностью сервиса «Максим» Павел Стенников, патенты нужны иностранцам для заключения трудовых договоров с российскими работодателями.

— Однако в такси трудовых отношений нет. Мигранты для работы арендуют автомобили в таксопарках. От них требуется только привозить арендную плату. Так устроена современная таксопарковая модель, — подчёркивает он.

По словам Павла Стенникова, возможность работать легально в такси остаётся у граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии (стран ЕАЭС), которым не требуется разрешение на работу в России и которые могут зарегистрировать самозанятость. Для них ничего не изменится.

Как признаёт президент Национальной ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, тех же киргизов и белорусов в Петербурге и Ленобласти много, они охотно трудятся таксистами.

При этом, если с тем, как чиновники будут контролировать ситуацию с теми мигрантами, кто работал по трудовым договорам, ещё понятно, то что делать именно с арендой авто у таксопарков и как здесь всё регулировать — участники рынка не понимают.

— Кто будет это контролировать? Да никто. Как? Да никак. Теоретически мигранты работают как ИП или самозанятые, то есть, как минимум, имеют ИНН, вот там можно что-то отловить по цифровому следу, но опять же, что конкретно? — отмечают собеседники на условиях анонимности.

Всё случилось раньше?

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов обращает внимание на федеральный закон «О безопасности дорожного движения». В этом документе чётко прописано: работать водителем автобуса или таксистом с иностранными и международными правами нельзя.

Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Но в законе сделана оговорка в отношении Киргизии и государств, в которых русский язык закреплён в качестве официального. То есть, все эти запреты уже предусмотрены на федеральном уровне.

— И если эти требования не выполняли раньше, то где гарантия, что теперь всё станет резко легально? — задаётся вопросом Александр Холодов.

По его мнению, инициатива Смольного направлена на обкатку запрета мигрантам работать в других сферах: например, в общепите, клининге, доставке и т. д.

Здесь стоит прояснить один важный момент. Информация о возможном запрете иностранцам работать таксистами в Северной столице впервые появилась в июне. В том же документе предполагалось ввести аналогичные ограничения и на работу курьерами. В этой же «бумаге» как раз речь и шла о проработке запретительных мер в других отраслях городской экономики, если выяснится, что это целесообразно.

Пока о курьерах речи не идёт, но сфере доставки уже серьёзно усложнили жизнь.

Законы экономики

Уверены участники рынка и эксперты также ещё в одном сценарии: цены на поездки, естественно, вырастут, если водителей станет меньше, а ждать машину придётся дольше. Это элементарные законы экономики. Прирост в стоимости может составить как минимум 10 %, а при наихудшем раскладе и все 50 %.

Как отмечают в пресс-службе «Ситимобил» и «Таксовичкоф», с 2023 года, когда начал действовать федеральный закон об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, с рынка ушло более 50 % исполнителей, в том числе большинство мигрантов с патентами. Поэтому, как считают в компании, постановление на уровне города вряд ли существенно поменяет что-то, мигранты давно работают в различных службах доставки, а не в такси.

— На сегодняшний день часть таксопарков закрылась, ещё часть на грани закрытия, потому что множество автомобилей стоят в простое и генерят убыток, поскольку в текущих рыночных условиях спроса на них нет. У участников рынка практически нет возможности выводить машины на окупаемость с текущими лизинговыми ставками, в свою очередь лизинговые компании уже изъяли множество автомобилей, и реализовать их вновь является затруднительным. Сегодня инвестиции в обновление автопарка нерентабельны, — констатируют в пресс-службе «Ситимобил» и «Таксовичкоф».
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Александр Холодов приводит простой пример. Если на одного таксиста приходится один заказ от пассажира, то условный тариф будет 100 рублей. Если же желающих 500 человек, а водитель по-прежнему один, то цену можно назначать любую, хоть 5000 рублей, и выиграет тот, кто заплатит больше. Так что страшилки об исчезновении эконом-тарифа имеют под собой почву.

При этом, как подчёркивает Александр Холодов, серьёзный рост стоимости поездок уже произошёл на фоне… запрета и ограничения передвижений на самокатах в центре. Те, кто пользовался арендой СИМ, на какое-то время пересели в такси и взвинтили спрос.

Владимир Матягин обращает внимание на то, что тарифы «Эконом» в ряде случаев на самом-то деле выше комфорта и бизнеса. Просто выясняется это опытным путём и очевидно лишь для внимательных клиентов. То есть тариф «Эконом» уже давно не помогает экономить в некоторых случаях.

— Я сам столкнулся с ситуацией, когда мне надо было срочно уехать по своим делам. Я заказал машину по одной стоимости. Она вовремя не приехала. Я снова сделал заказ. Цена вопроса выросла с указанием на то, что в данной локации свободных такси в экономе нет. Так повторилось несколько раз подряд. Стоимость взметнулась до небес. Тогда я заказал комфорт. И он мне в итоге вышел дешевле, — делится Владимир Матягин.

По словам Александра Холодова, проблемы с эконом-классом уже есть, его в предложении услуг становится всё меньше.

Как вспоминает Владимир Матягин, «бомбилы» просуществовали в крупных городах до 2005 года. Такие «работники, которых ловили руками на улице» имеют шанс на возрождение, но более вероятен другой сценарий. В соцсетях и мессенджерах уже полно групп, где желающим предлагают поездки «по цене бензина или чуть дороже». Вот этот рынок и будет набирать обороты.

Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Примечательно, что в Ленобласти мигрантам запретили работать в такси ещё с прошлого года. Но там массового взрыва недовольства не последовало, так как цены были в разы меньше, чем в Петербурге и его агломерации.