Прямой эфир
+3
Пробки
3
$76.97
89.90
ЖИТЕЛЬ МУРИНО ТЕРРОРИЗИРУЕТ БЫВШУЮ ДЕВУШКУ И ЕЕ РЕБЕНКА

Дорожек нет, зато будет личный кабинет: Петербург решил наладить диалог с велосипедистами

Татьяна Черных
28 июля, 14:02
Смольный озаботился комфортом велосипедистов и собирается запустить для них специальный сервис. Он поможет строить удобные маршруты, искать безопасные места для парковки, и, как надеются в администрации, создать в городе «правильную» инфраструктуру — такую, какой хотят её видеть сами жители. Насколько удачной окажется эта задумка, и как вообще обстоят дела с велодорожками в Петербурге?
Коллаж 78.ru: Maksim Konstantinov/globallookpress.com, ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев, Karl-Heinz Spremberg/imageBROKER.com/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Зачем велосипедисту приложение про парковки?

О том, что сервис практически готов и прошёл финальное тестирование, отчитались в «Городском центре управления парковками» (ГЦУП), который и курирует разработку. Назвали его пока без особых изысков — «Кабинет велосипедиста». Зато функционал, как говорят, богатый и интересный. Будущие пользователи смогут прокладывать персональные маршруты, ориентируясь на уже существующую сеть дорожек, публиковать их в помощь другим, вести статистику и делиться своими достижениями в скорости и километраже. Кроме того, им будут доступны личная тепловая карта поездок, карта велопарковок.

— В «Кабинете» будет собрана вся информация, которая может пригодиться велосипедистам, — рассказали в пресс-службе ГЦУП. — А для нас важны функции аналитики и обратной связи. Они позволят понять, где нужны новые трассы и какой именно инфраструктуры не хватает. Мы сможем проводить тематические опросы, чтобы отслеживать мнения горожан и их предложения.

По сути, сервис станет аналогом спортивного приложения с геолокацией. Обычно такими проектами занимаются коммерческие компании, но, как объяснили в ГЦУПе, конкретно это инициатива пришла «из народа». Ещё в 2023 году в конкурсе «Твой бюджет 2.0» победила идея активистов «Петербургского велообщества» о создании единой городской велосипедной экосистемы. Тогда из бюджета выделили деньги и поручили Центру управления парковками заняться реализацией.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Правда, в процессе первоначальный замысел сильно изменился, считают сами авторы концепта. Они предлагали параллельно запустить сайт с полезными сведениями о городской велоинфраструктуре и тематическое приложение, где спортсмены смогли бы общаться между собой. А в итоге сервис превратился во вкладку уже существующего мобильного портала «Парковки Санкт-Петербурга».

В велообществе ещё в прошлом году назвали это решение нелогичным и сомневались, что в таком формате сервис будет востребован у целевой аудитории. Подтвердил их мнение и наш мини-опрос, который мы провели среди заядлых велосипедистов. Появление новых дорожек интересует абсолютно всех, а вот остальной функционал большинство посчитали не уникальным — он дублирует возможности навигаторов и фитнес-приложений. Поэтому скачивать ради него громоздкое приложение, рассчитанное в первую очередь на пользователей платных стоянок, вряд ли стоит.

На это у ГЦУПа есть свой аргумент:

— У нас уже есть приложение, которым пользуется более 1 млн человек. Раскручивать с нуля новое просто не имеет смысла, тем более что люди зачастую пользуются разными видами транспорта. Автомобилисты, которые всю неделю проводят за рулём, по выходным пересаживаются на двухколёсный транспорт. Многие летом предпочитают добираться на работу на велосипеде. Мы просто «подгружаем» к пулу постоянных пользователей новых людей. А в перспективе мы хотим создать более универсальную историю.

Действительно, в столице действует мультизадачное приложениё «Московский транспорт», где собрана информация об всех видах транспорта. Здесь можно не только отслеживать движение автобусов и заказывать такси, но и проверять загруженность городских парковок, выбирать операторов каршеринга, брать напрокат велосипеды и самокаты, бронировать зарядные станции, пополнять проездные и тому подобное.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Но представить себе, что в нечто подобное со временем трансформируется приложение «Парковки Петербурга», пока сложно. Особенно если учесть, что даже одна вкладка «Кабинета велосипедиста» находится в разработке два года и уже обошлась в 127 млн рублей. А момент её окончательного запуска всё ещё не определён.

— Конкретные сроки пока назвать сложно, — признают в пресс-службе ГЦУПа. — Сервис готов и стартует, как только будут внесены изменения в постановление правительства «О транспортной стратегии Санкт-Петербурга», а это зависит уже не от нас. Но мы надеемся, что произойдёт это в самое ближайшее время.

На коротких дистанциях

А пока ГЦУП стремится наладить прямой диалог с велосипедистами, проблема нехватки велотрасс становится катастрофической. За последние пять лет ситуация изменилась кардинально: улицы захватили десятки тысяч электросамокатов и прочих, так называемых, «средств индивидуальной мобильности» — гироскутеров, сигвеев, моноколёс. По подсчётам Петростата, по городу ежедневно колесят почти 15 тыс. курьеров. И все они по правилам дорожного движения должны пользоваться велоинфраструктурой, а не мешать пешеходам на тротуарах.

Вот только сегодня по всему Петербургу проложено лишь 154 км специальных дорожек. Эксперты считают, что в таком огромном мегаполисе их протяжённость должна быть, как минимум, в два раза больше. Особенный дефицит наблюдается в историческом центре, где на узких улочках просто не хватает места для выделенных полос. Кроме того, жалуются на отсутствие соответствующей инфраструктуры жители Кировского района, Купчино и Юго-Запада.

Возвращаясь к нашему небольшому опросу местных велосипедистов, большинство из них отмечает, что в последние годы маршрутов становится больше и оборудованы они значительно лучше. Однако появляются новые дорожки не так быстро, как хотелось бы, а главное, они «неожиданно начинаются и также внезапно обрываются. Почти нет длинных участков, чтобы, например, проехать из одного района в другой».

Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Действительно, в этом году намечено обустройство около 7 км велотрасс. Это отрезки в 1,5 км на улице Типанова, 2,5 км на Комендантском проспекте и ещё по 1,5 км на проспекте Славы и в Приморском районе. Всего в городе 48 отдельных маршрутов.

Примерно по такой же схеме планируют работать и следующие два года: к 2027 году комитет по транспорту обещает подготовить ещё 21 км коротких дорожек в Московском, Приморском, Пушкинском, Василеостровском, Красносельском и Фрунзенском районах.

А дальше нас ждёт невероятный рывок: к 2039 году протяжённость велополос в Петербурге превысит 500 км. Во всяком случае такие цифры озвучил заместитель председателя комитета по транспорту Михаил Казаков, ссылаясь на комплексную программу развития дорожного движения, которую приняли в конце прошлого года. Получается, за 15 лет протяжённость выделенных полос должна вырасти более чем в три раза. При нынешних темпах работ звучит абсолютно фантастически, но, возможно, количество несчастных случаев с самокатами и прочим электротранспортом подстегнёт администрацию вплотную взяться за развитие сети велодорог. И спроектировать их грамотно поможет тот самый «Кабинет велосипедиста», который вот-вот появится в приложении о городских парковках.

А пока всю свежую информацию о существующих велотрассах, а также о круглосуточные бесплатных велопарковках можно найти на сайте ГЦУП. Интерактивной карты и планировщика маршрутов там нет, но сориентироваться можно.