Пираты невской акватории: почему туристы стали реже покупать речные экскурсии?

Туристов много, а кататься не хотят …
В последнее время рост туристического потока в Петербурге превосходит все самые смелые ожидания. Только по итогам прошлого года в Северной столице побывало более 11,6 млн гостей. В Смольном скромно надеялись хотя бы на 10 млн.
Действительно, после резкого обрушения в период пандемии — в 2020 году город принял всего 2,9 млн человек — казалось, что рынок будет восстанавливаться долго и трудно. Но сложности с организацией отдыха в Европе сыграли свою позитивную роль. Россияне отправились в самый европейский город страны — в Петербург.

На фоне постпандемийного ажиотажа, естественно, подскочила и популярность водных экскурсий. Какой турист откажется от традиционной прогулки по рекам и каналам? Так, если в 2021 году речные трамвайчики и круизные суда перевезли 2,4 млн человек, то в 2022-м — уже более 3,7 млн. А вот дальше рост резко затормозился: в 2023 году цифра осталась на том же уровне, а в 2024-м увеличилась лишь на 3,2%, до 3,8 млн.
Получается, что турпоток растёт в три раза быстрее, чем спрос на речные экскурсии. Это ставит два вопроса: либо гостям города приелись прогулки на корабликах, либо в акватории всё активнее работают неучтённые перевозчики.
По официальным данным госинспекции по маломерным судам (ГИМС), в прошлом году в Петербурге было зарегистрировано 289 перевозчиков и 600 судов с лицензией на коммерческую деятельность. При этом, количество катеров разной категории, которые регулярно ходят по Неве, по приблизительным подсчётам, превышает 50 тыс. И многие из них занимаются частным извозом без всяких документов. В результате, город теряет налоги, а пассажиры рискуют своей безопасностью.
Прокачу за 200 рублей
Ещё одной причиной того, что спрос на водные экскурсии растёт не так быстро, может быть стоимость поездок. Только в прошлом году она взлетела на треть. И если туристы позволяют себе покупать билеты, не обращая особого внимания на цену, то горожане всё чаще отказываются от таких развлечений.
Дело в том, что сегодня в Петербурге речными прогулками занимаются исключительно коммерческие компании. Их работу местные власти не субсидирует, в отличие, скажем, от городского транспорта. Конечно, попытки организовать регулярное движение по Неве аква-маршруток предпринимали, и не раз. Но идея не прижилась. Из-за низкой стоимости — в районе 200 рублей — туристы пользовались катерами как альтернативой дорогим экскурсиям, а жителям оказалось просто неудобно.
Впрочем, прокатиться по Неве за 200 рублей можно и сейчас на небольшом пароме «Жёлтой линии». Переправу между Адмиралтейской и Мытнинской набережными. когда-то запустили как альтернативу на время ремонта Биржевого моста. Но маршрут оказался настолько популярным, что его оставили. К слову, 30 мая «Жёлтая линия» открыла свой четвёртый сезон, и на причале по выходным вновь собираются очереди.
Возвращаясь к росту цен на коммерческие водные экскурсии, нужно признать, что процесс этот вполне объективный. Как поясняют специалисты, стоимость билета напрямую зависит от операционных расходов компаний-перевозчиков, которые растут год от года. Распределяются они как правило, следующим образом: примерно четверть составляет топливо, столько же — оплата персонала, на обслуживание самого судна уходит до 20%, плюс около 30% — лизинговые платежи, если судно арендовано. Есть и дополнительные затраты: до 10% ежегодно идёт на аренду причалов и хранение судна зимой; на страховку, маркетинг и прочие административные издержки ещё около 20%.

В этом раскладе сумма процентов превышает 100%, поскольку не все операторы одновременно несут все расходы. Например, если корабль собственный, лизинга нет, но доля других затрат возрастает. Также структура меняется в зависимости от сезона, маршрута и типа судна. Но в целом, оценить, насколько обоснованы цены и можно ли их оптимизировать, можно.
Городские власти, со своей стороны, вкладываются в развитие причальной инфраструктуры. Сейчас это более 370 спусков; 158 из них остаются общедоступными, 121 сдается в аренду судоходным компаниям, а 21 функционирует как городские причалы.
На ближайшее время намечена масштабная модернизация. Как отметил заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков, администрация планирует реконструировать все существующие пристани и передать 118 спусков, принадлежащих до этого «Мостотресту», под управление Агентства внешнего транспорта. Также будет внедрена цифровая платформа «Водный транспорт Санкт-Петербурга», которая поможет координировать распределение причалов, а главное, оперативно выявлять все нарушения.

Штрафы не пугают
На самом деле, несоблюдение перевозчиками правил судоходства — вопрос не праздный. Только в прошлую навигацию, по статистике инспекции по маломерным судам, количество происшествий на воде выросло почти на 80%. Правда, цифры небольшие: 14 инцидентов в 2023 году против 25 — в 2024. А вот число нарушений федерального кодекса увеличилось на 23% — с 599 до 737 случаев, региональных законов — и того больше. Зафиксирован рост на 44% — с 290 до 417 эпизодов. Реальная картина может оказаться гораздо хуже. В ГИМС уверены, что из-за нехватки инспекторов и отсутствия видеонаблюдения более 2500 случаев остаются незамеченными.
Среди самых частых нарушений — движение в запрещённых зонах, просроченные техосмотры, управление без прав и регистрации, а также пьяное вождение. За всё это предусмотрены штрафы, но очень скромные: от 100 рублей за отсутствие документов до 20 тыс. — за серьёзные нарушения. В крайнем случае задержание судна. Хотя к такой мере прибегают нечасто. В 2024 году на спецстоянки отправили всего 18 плавсредств против 32 годом ранее. Так что, судовладельцы не слишком опасаются инспекторов.

Кто ходит «в тени»?
Одним из самых неприятным нарушение для города, конечно же, остаётся коммерческая перевозка пассажиров без лицензий и отчислений. По мнению Дмитрия Ваньчкова, местный «серый» флот насчитывает от 3000-5000 кораблей, а вот убытки для бюджета оценить сложно. Но как «речным пиратам» удаётся работать в открытую и избегать налогов. Всё очень просто.
— Владелец судна имеет право получить лицензию на перевозки в любом субъекте Российской Федерации, — пояснил нам Максим Александрович, президент ассоциации пассажирских судов Санкт-Петербурга. — После этого он может спокойно работать в Северной столице. Для этого нужно только арендовать причал.
И здесь проблем тоже не возникает. Особенность нашего законодательства в том, что любой предприниматель, вне зависимости от сферы деятельности, может поучаствовать в конкурсе и арендовать причал, а потом сдавать его судовладельцам. Это специфический, но очень выгодный бизнес.
Связавшись с одним из «речных пиратов», Александром (имя изменено), мы выяснили, что в городе, действительно, есть множество компаний, у которых можно арендовать причал или швартовое кольцо без всяких документов. Это обойдется дороже, зато не нужно предъявлять каких-либо документов. Так что с ними охотно сотрудничают те, кто не хочет оформлять лицензию.
А дальше всё ещё проще. Даёшь объявление в интернет, чуть сбиваешь цену, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов, договариваешься о встрече у назначенного спуска и в путь. Если внезапно случается проверка, говорить, что это коммерческий рейс, не обязательно.
Билеты на водные прогулки от лицензированы перевозчиков сегодня стоят дорого, поэтому клиентов «речным пиратам» всегда хватает. А о вопросах безопасности пассажиры задумываются редко.




