Прямой эфир

Пираты невской акватории: почему туристы стали реже покупать речные экскурсии?

Татьяна Черных
24 июля, 19:31
Бархатные волны Невы, мерцающие огни разводных мостов — водные прогулки давно стали визитной карточкой Петербурга. Однако за красивым фасадом скрывается многомиллионный бизнес со своими законами и неочевидными проблемами.
Коллаж 78.ru: freepik.com, Roman Denisov; Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com, flaticon.com/BomSymbols

Туристов много, а кататься не хотят …

В последнее время рост туристического потока в Петербурге превосходит все самые смелые ожидания. Только по итогам прошлого года в Северной столице побывало более 11,6 млн гостей. В Смольном скромно надеялись хотя бы на 10 млн.

Действительно, после резкого обрушения в период пандемии — в 2020 году город принял всего 2,9 млн человек — казалось, что рынок будет восстанавливаться долго и трудно. Но сложности с организацией отдыха в Европе сыграли свою позитивную роль. Россияне отправились в самый европейский город страны — в Петербург.

Рисунок 1. По данным комитета по развитию туризма в Санкт-Петербурге.
Рисунок 1. По данным комитета по развитию туризма в Санкт-Петербурге.

На фоне постпандемийного ажиотажа, естественно, подскочила и популярность водных экскурсий. Какой турист откажется от традиционной прогулки по рекам и каналам? Так, если в 2021 году речные трамвайчики и круизные суда перевезли 2,4 млн человек, то в 2022-м — уже более 3,7 млн. А вот дальше рост резко затормозился: в 2023 году цифра осталась на том же уровне, а в 2024-м увеличилась лишь на 3,2%, до 3,8 млн.

Получается, что турпоток растёт в три раза быстрее, чем спрос на речные экскурсии. Это ставит два вопроса: либо гостям города приелись прогулки на корабликах, либо в акватории всё активнее работают неучтённые перевозчики.

По официальным данным госинспекции по маломерным судам (ГИМС), в прошлом году в Петербурге было зарегистрировано 289 перевозчиков и 600 судов с лицензией на коммерческую деятельность. При этом, количество катеров разной категории, которые регулярно ходят по Неве, по приблизительным подсчётам, превышает 50 тыс. И многие из них занимаются частным извозом без всяких документов. В результате, город теряет налоги, а пассажиры рискуют своей безопасностью.

Прокачу за 200 рублей

Ещё одной причиной того, что спрос на водные экскурсии растёт не так быстро, может быть стоимость поездок. Только в прошлом году она взлетела на треть. И если туристы позволяют себе покупать билеты, не обращая особого внимания на цену, то горожане всё чаще отказываются от таких развлечений.

Дело в том, что сегодня в Петербурге речными прогулками занимаются исключительно коммерческие компании. Их работу местные власти не субсидирует, в отличие, скажем, от городского транспорта. Конечно, попытки организовать регулярное движение по Неве аква-маршруток предпринимали, и не раз. Но идея не прижилась. Из-за низкой стоимости — в районе 200 рублей — туристы пользовались катерами как альтернативой дорогим экскурсиям, а жителям оказалось просто неудобно.

Впрочем, прокатиться по Неве за 200 рублей можно и сейчас на небольшом пароме «Жёлтой линии». Переправу между Адмиралтейской и Мытнинской набережными. когда-то запустили как альтернативу на время ремонта Биржевого моста. Но маршрут оказался настолько популярным, что его оставили. К слову, 30 мая «Жёлтая линия» открыла свой четвёртый сезон, и на причале по выходным вновь собираются очереди.

Возвращаясь к росту цен на коммерческие водные экскурсии, нужно признать, что процесс этот вполне объективный. Как поясняют специалисты, стоимость билета напрямую зависит от операционных расходов компаний-перевозчиков, которые растут год от года. Распределяются они как правило, следующим образом: примерно четверть составляет топливо, столько же — оплата персонала, на обслуживание самого судна уходит до 20%, плюс около 30% — лизинговые платежи, если судно арендовано. Есть и дополнительные затраты: до 10% ежегодно идёт на аренду причалов и хранение судна зимой; на страховку, маркетинг и прочие административные издержки ещё около 20%.

Рисунок 2. Структура затрат компаний -перевозчиков. Источник: ООО
Рисунок 2. Структура затрат компаний -перевозчиков. Источник: ООО "НЕВА ТРЕВЕЛ"

В этом раскладе сумма процентов превышает 100%, поскольку не все операторы одновременно несут все расходы. Например, если корабль собственный, лизинга нет, но доля других затрат возрастает. Также структура меняется в зависимости от сезона, маршрута и типа судна. Но в целом, оценить, насколько обоснованы цены и можно ли их оптимизировать, можно.

Городские власти, со своей стороны, вкладываются в развитие причальной инфраструктуры. Сейчас это более 370 спусков; 158 из них остаются общедоступными, 121 сдается в аренду судоходным компаниям, а 21 функционирует как городские причалы.

На ближайшее время намечена масштабная модернизация. Как отметил заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков, администрация планирует реконструировать все существующие пристани и передать 118 спусков, принадлежащих до этого «Мостотресту», под управление Агентства внешнего транспорта. Также будет внедрена цифровая платформа «Водный транспорт Санкт-Петербурга», которая поможет координировать распределение причалов, а главное, оперативно выявлять все нарушения.

Рисунок 3. Источник: СПб ГКУ «АВТ», CПб ГБУ «Мостотрест»
Рисунок 3. Источник: СПб ГКУ «АВТ», CПб ГБУ «Мостотрест»

Штрафы не пугают

На самом деле, несоблюдение перевозчиками правил судоходства — вопрос не праздный. Только в прошлую навигацию, по статистике инспекции по маломерным судам, количество происшествий на воде выросло почти на 80%. Правда, цифры небольшие: 14 инцидентов в 2023 году против 25 — в 2024. А вот число нарушений федерального кодекса увеличилось на 23% — с 599 до 737 случаев, региональных законов — и того больше. Зафиксирован рост на 44% — с 290 до 417 эпизодов. Реальная картина может оказаться гораздо хуже. В ГИМС уверены, что из-за нехватки инспекторов и отсутствия видеонаблюдения более 2500 случаев остаются незамеченными.

Среди самых частых нарушений — движение в запрещённых зонах, просроченные техосмотры, управление без прав и регистрации, а также пьяное вождение. За всё это предусмотрены штрафы, но очень скромные: от 100 рублей за отсутствие документов до 20 тыс. — за серьёзные нарушения. В крайнем случае задержание судна. Хотя к такой мере прибегают нечасто. В 2024 году на спецстоянки отправили всего 18 плавсредств против 32 годом ранее. Так что, судовладельцы не слишком опасаются инспекторов.

Рисунок 4. Источник: ГИМС ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу
Рисунок 4. Источник: ГИМС ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу

Кто ходит «в тени»?

Одним из самых неприятным нарушение для города, конечно же, остаётся коммерческая перевозка пассажиров без лицензий и отчислений. По мнению Дмитрия Ваньчкова, местный «серый» флот насчитывает от 3000-5000 кораблей, а вот убытки для бюджета оценить сложно. Но как «речным пиратам» удаётся работать в открытую и избегать налогов. Всё очень просто.

— Владелец судна имеет право получить лицензию на перевозки в любом субъекте Российской Федерации, — пояснил нам Максим Александрович, президент ассоциации пассажирских судов Санкт-Петербурга. — После этого он может спокойно работать в Северной столице. Для этого нужно только арендовать причал.

И здесь проблем тоже не возникает. Особенность нашего законодательства в том, что любой предприниматель, вне зависимости от сферы деятельности, может поучаствовать в конкурсе и арендовать причал, а потом сдавать его судовладельцам. Это специфический, но очень выгодный бизнес.

Связавшись с одним из «речных пиратов», Александром (имя изменено), мы выяснили, что в городе, действительно, есть множество компаний, у которых можно арендовать причал или швартовое кольцо без всяких документов. Это обойдется дороже, зато не нужно предъявлять каких-либо документов. Так что с ними охотно сотрудничают те, кто не хочет оформлять лицензию.

А дальше всё ещё проще. Даёшь объявление в интернет, чуть сбиваешь цену, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов, договариваешься о встрече у назначенного спуска и в путь. Если внезапно случается проверка, говорить, что это коммерческий рейс, не обязательно.

Билеты на водные прогулки от лицензированы перевозчиков сегодня стоят дорого, поэтому клиентов «речным пиратам» всегда хватает. А о вопросах безопасности пассажиры задумываются редко.