Прямой эфир
+3
Пробки
1
$80.03
94.25
РОССИЯ НАРАСТИЛА ЭКСПОРТ РЫБЫ В ЕВРОПУ И ЯПОНИЮ

Экономия или русская рулетка? Как купить новое авто дешевле рынка и не нажить проблемы

Лилия Батршина
24 июля, 15:04
Сэкономить на покупке автомобиля хотят многие, а если ещё и не в ущерб качеству, то такая возможность и вовсе представляется настоящей мечтой. Как ни странно, есть вполне законные способы приобрести новое или относительно новое авто дешевле рынка. Какие схемы покупки машин дешевле рынка существуют, кому они подойдут и чем могут грозить, выяснял 78.ru у автоэкспертов.
Коллаж 78.ru: Bulkin Sergey/globallookpress.com, pngwing.com, unsplash.com, flaticon.com/Bartama Graphic

Лизинг — всему голова?

Стремление к экономии на покупке машины в современных реалиях неудивительно: за три года автомобили подорожали вдвое, цены даже на бюджетные модели «кусаются», в итоге спрос на них значительно упал. Однако это не означает, что пропали те, кто хотел бы приобрести новую машину, тем более что покупательная способность просела не так сильно, чтобы спроса на авто не было вообще. Тем не менее многие покупатели ищут способы приобрести автомобиль дешевле рынка, и такие способы и схемы действительно есть.

— Важно сразу сказать: это не массовый и не всегда простой путь для обычного покупателя. Широкого распространения, особенно для абсолютно новых машин массового сегмента, здесь нет. Гораздо чаще так продают автомобили с небольшим пробегом, скажем, до 20–50 тысяч километров. Причём это зачастую определённые модели — те, что популярны у таксопарков, каршеринга или были корпоративным транспортом: седаны бизнес-класса, кроссоверы. И ещё один важный момент: гарантия на такие машины либо уже истекла, либо вот-вот закончится, так как отсчитывается с момента первой регистрации, — предупредила в беседе с 78.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.

Одна из самых распространённых и понятных схем покупки «условно новых» машин — покупка в лизинговых стоках. Это обычная практика: лизинговые компании сдают автомобили в аренду юрлицам на 1–3 года, а затем их массово продают, чтобы быстро обновить парк. В основном этим пользуются такие же предприниматели, однако и частные лица также могут воспользоваться этой площадкой, хоть она и не очевидна, отметил в разговоре с 78.ru заместитель генерального директора «ВТБ Лизинг» по направлению автолизинга Александр Ганчев.

— Лизинговые компании стремятся снизить количество автомобилей на своих стоянках, чтобы снизить издержки на обслуживание автопарка. Соответственно, они предлагают выгодные условия и спецпредложения на машины, позволяющие покупателям экономить значительные средства, — объяснил эксперт.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Как правило, на стоках встречаются коммерческий транспорт или автомобили из корпоративных автопарков, и это ограничение нужно учитывать: встретить на них редкую или специализированную модель сложно, поскольку бизнес изначально чаще выбирает наиболее популярные и надёжные модели, указал Александр Ганчев. Однако это может стать и плюсом — часто можно выбрать автомобиль из целой партии одинаковых.

— Плюсы автомобилей от лизинговых компаний в том, что по каждому из них можно получить историю использования: пробег, ремонты и ДТП, если они были. Также компания обязательно проверяет технику на юридическую чистоту, — рассказал Александр Ганчев.

Цена таких автомобилей может быть ниже рыночной на 10–20%, отметил представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников, а Ирина Франк указала, что снижение цены может доходить до 25%. Обычно у лизинговых компаний есть страница на сайте, где собраны все актуальные предложения автомобильного стока — достаточно проверять этот раздел или подписаться на социальные сети, чтобы видеть новые поступления, рассказал Александр Ганчев.

Однако у приобретения автомобиля на лизинговых стоках при всех его плюсах есть очень существенные минусы, предупредила Ирина Франк.

— Эти машины, как правило, прошли через интенсивную эксплуатацию: такси, каршеринг, корпоративные разъезды. Пробег может быть сомнительным, а износ салона и ходовой — значительным. Двигатель и коробка могли работать на пределе. Комплектация обычно самая базовая. Гарантии часто нет или почти нет. И история обслуживания может отсутствовать, — перечислила опасности такой покупки эксперт.

За низкую цену приходится расплачиваться повышенными рисками, хотя в случае приобретения авто у лизинговой компании они и не столь велики. У других схем покупок дешевле рынка они могут быть гораздо более опасными.

Рискованный аукцион

Так, одной из распространённых схем экономии на автомобиле является его выкуп из банковского залога или приобретение машины, конфискованной за неуплату кредитов. Такие автомобили выставляются на аукционах — на сайтах банков, в разделах «Имущество к реализации» и «Залоги», и на федеральных и коммерческих электронных торговых площадках.

Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Главное преимущество у подобных автомобилей — потенциально очень низкая цена, вплоть до 30–50% ниже рынка, отметила Ирина Франк. Но риски в этих схемах зашкаливают, прежде всего юридические.

— Огромная опасность купить машину с неснятым залогом. Вы можете остаться и без денег, и без автомобиля, если банк не оформил снятие обременения, — указала эксперт.

Если, приобретая авто у лизинговой компании, можно предположить, что оно подвергалось интенсивной эксплуатации, то в случае приобретения на аукционе или у банка его состояние будет полной загадкой. Автомобиль мог и вовсе не эксплуатироваться и стоять «на приколе» под открытым небом, ржаветь под воздействием природных факторов, может и иметь скрытые повреждения, а может быть и «убитым» бывшим владельцем.

— Документы (ПТС, сервисная книжка) могут отсутствовать. Аукционы часто продают авто «как есть», без возможности нормального осмотра. И бывают случаи, когда обиженный владелец специально повреждал машину перед сдачей. Авто из банкротств — схожая категория с похожими рисками: неизвестное состояние и юридические нюансы, но тоже низкая цена, — констатировала Ирина Франк.

В случае покупки конфиската и с аукционов приставов покупатель почти всегда идёт «вслепую», без возможности полноценной диагностики и с риском затяжного оформления, подтвердил Никита Колесников. Однако если говорить об аукционах, то есть и более экзотический, особенно в современных условиях, вариант покупки, чем выкуп залогового авто — это покупка за рубежом.

В частности, как рассказал Никита Колесников, такое практикуется в Японии. Приобрести на японских аукционах можно несанкционные авто, что, конечно, накладывает ограничения, но плюсов тем не менее достаточно: во-первых, автомобиль будет стоить дешевле рынка, а во-вторых, такие машины проходят техосмотр, продаются с полным пакетом данных и имеют прозрачную историю.

— Участвовать в аукционах напрямую нельзя — покупка возможна только через фирму-посредника, имеющего доступ к аукционным площадкам. Такой формат доступен как дилерам, так и частным покупателям. Например, трёхлетнюю Toyota Yaris можно купить от 900 тысяч рублей с доставкой в Москву. Неплохой вариант для автомобилистов, желающих сэкономить, — отметил эксперт.
Фото: Deutzmann/deutzmann.net/globallookpress.com
Фото: Deutzmann/deutzmann.net/globallookpress.com

Из минусов здесь, конечно, сложности с трансграничным взаимодействием и санкциями, да и в целом для многих такой способ является экзотикой. Отечественные аукционы понятнее, но и проблем с ними если не больше, то столько же, особенно по части проверки состояния и истории авто.

— В целом, стремление наших соотечественников приобрести машину как можно дешевле оправдано, особенно в условиях нестабильного рынка. Но чем ниже цена — тем важнее проверка. Покупка «дешевле рынка» всегда балансирует между выгодой и риском. Поэтому при выборе подобных схем особенно важно подходить к покупке взвешенно и с пониманием всех рисков, — резюмировал Никита Колесников.

История не для всех

Ирина Франк убеждена, что применение подобных схем покупки авто дешевле рынка не подойдёт для подавляющего большинства рядовых покупателей. Спокойно владеть подобным автомобилем не получится, ведь если реализуется хотя бы один из рисков — что юридический, что в части состояния авто — это обернётся новыми затратами. В итоге экономия в 10–25% запросто перекроется ремонтом, стоимость которого может достичь 30–50% от стоимости машины, и это не говоря о стрессе и юридических проблемах.

— Схемы с лизинговыми стоками или залогами — это, скорее, ниша для профессионалов. Для опытных автомехаников или перекупщиков, которые могут на месте «по косточкам» разобрать машину, знают все подводные камни и готовы к срочному ремонту. Или для тех, кто ищет конкретную модель на запчасти. Для людей с очень ограниченным бюджетом, но готовых к риску и большим тратам времени на поиски, проверки и возможные суды, может быть оправдано — но только после безупречной юридической и технической проверки, — указала эксперт.

Тем же, кто всё же решится приобрести авто из залога, в лизинговой компании или на аукционе, Ирина Франк рекомендовала соблюдать два железных правила:

1. Юридическая чистота — это святое.

— Тщательная проверка по базам ГИБДД на аресты и залоги, проверка VIN на аварии и страховые выплаты, расширенная проверка истории. И главное — требуйте оригинал ПТС и убедитесь, что продавец — законный владелец (банк, лизинговая компания, управляющий), — отметила эксперт.

2. Никакой экономии на диагностике.

— Только выезд к машине с независимым экспертом или на доверенный сервис. Полная проверка кузова, двигателя, коробки, ходовой, электроники. Без этих двух шагов — это не покупка, а русская рулетка, — резюмировала Ирина Франк.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Не нужно воспринимать покупку авто через подобные схемы как волшебный способ сэкономить — это сложная работа, а в худшем случае и рискованная авантюра. Подойдут они только знатокам, тем, кто отлично разбирается в автомобилях и точно знает, чего хочет и что проверить перед покупкой.

— Для новичков, для тех, кто ищет надёжное первое или семейное авто, кто ценит своё время, нервы и хочет гарантию — это точно не ваш путь, — подытожила эксперт.