Спасла Россию, но исчезла без следа: в чём сила и трагедия Казанской иконы Божьей Матери

Когда отмечается день Казанской иконы Божьей Матери
Казанская икона Божьей Матери почитается в церковном праздничном году не единожды — это говорит о том, насколько важное значение ей придают. В честь Казанской иконы освящают храмы по всей стране, и так же по всей стране хранится множество её списков. Поэтому неудивительно, что день её памяти отмечают сразу дважды в году.
Один из них связан непосредственно с историей самой иконы — в этот день произошло её обретение, то есть её обнаружили. Случилось это в XVI веке в Казани, поэтому она и получила название Казанская. По старому стилю дата была 8 июля, а сегодня, по новому стилю, обретение Казанской иконы отмечают 21 июля.
Второй день почитания Казанской иконы связан с одним из самых драматичных этапов в истории России — Смутным временем. Сегодня он совпадает с Днём народного единства и отмечается 4 ноября, хотя по старому стилю праздновался 22 октября. Эта дата считается ни много ни мало окончанием тяжёлого для России периода, и церковь её особенно почитает.
Оба этих праздника — непереходящие, то есть их даты не меняются от года к году. Поэтому и в 2025 году их отметят в те же дни — 21 июля и 4 ноября.
История Казанской иконы Божьей Матери
Казанская икона Божьей Матери — один из тех образов, чья история полна драматизма, ведь она на протяжении нескольких веков сопровождала самые суровые события в истории России. Можно даже сказать, что её история трагична, и как трагично она началась, с тем же трагизмом она и закончилась.
Ни автор, ни время написания иконы не известны — точно известно только то, как её обрели. Это произошло в Казани в 1579 году, и само это событие было связано с трагедией: незадолго до этого, буквально за месяц, по городу прошёл большой разрушительный пожар. Более того, как отмечают историки, трудно было в тот момент найти город, который бы меньше подошёл для обретения святыни: большая часть населения в нём исповедовала ислам, сама Казань всего только за 27 лет до этого вошла в состав Русского царства. Тем не менее обретение иконы произошло именно здесь.

Согласно преданию, в поиске Своего образа давала наставления Сама Богоматерь. Она начала являться во сне девятилетней дочери стрельца царского войска Матроне, повелев ей найти икону на месте сожжённого дома. Девочке долго не верили, однако Богоматерь вновь и вновь приходила к ней во сне, и наконец по личному распоряжению епископа Казани начали поиски.
Однако, как гласит легенда, и после этого найти образ долго не могли, хотя в поисках участвовало большое количество людей. Обнаружить икону получилось только после того, как искать её начала сама Матрона, и именно она и нашла образ — он лежал завёрнутым в сукно, погружённым в пепел.
Обретение Казанской иконы произвело столь сильное впечатление на царя Ивана Грозного, что он распорядился построить на этом месте монастырь и церковь. Его распоряжение выполнили, и вскоре в Казани появился знаменитый Богородицкий девичий монастырь. А икону стали особо почитать и установили в её честь первый памятный день — 21 (8) июля 1579 года.
Уже спустя чуть больше 30 лет Казанскому образу предстояло стать настоящим символом борьбы русского народа с захватчиками за свою свободу. Это произошло в 1610–1612 годах, в период, который вошёл в историю России как Смутное время. Тогда после смерти Бориса Годунова и убийства его сына в стране воцарилось безвластие: во главе попытались попеременно встать то Василий Шуйский, то группа бояр, которая сегодня известна как Семибоярщина. Появился первый Лжедмитрий — якобы чудом спасшийся царевич Дмитрий, претендовавший на трон Русского царства. Его поддерживали поляки, которые также стремились захватить Русь, и им это даже на какой-то период удалось: польское войско вошло в Москву, и уже совсем скоро планировалось короновать ставленника Речи Посполитой как русского царя.
Именно в этот тяжёлый период и проявила себя Казанская икона Божьей Матери. Предание гласит, что после занятия Москвы поляками патриарх Московский и всея Руси Ермоген, которого они посадили под стражу, начал рассылать по стране послания с призывом к народу и местным властям объединиться против интервентов. Эти воззвания вдохновили князя Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина на сбор ополчения для освобождения Москвы. Ополчение собралось в Нижнем Новгороде, а по пути к столице, в Ярославле, к нему присоединилась ещё одна группа — из Казани. Эта группа в 1611 году передала князю Пожарскому список Казанской иконы Божьей Матери, и с этого момента образ стал символом ополчения.
Главные события, связанные с выдворением поляков из Москвы, развернулись осенью 1612 года. Тогда ополчение осадило Кремль, а накануне решающей битвы, согласно преданию, всё войско молилось Казанскому образу и держало трёхдневный пост. Предание гласит также, что в ночь на 22 октября 1612 года архиепископу Элассонскому Арсению, который находился в тот момент в Кремле, явился Сергий Радонежский со словами:
— Наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена.

И действительно: 22 октября ополчение взяло штурмом Китай-город, вскоре завладело всем Кремлём, а уже 25 октября по нему прошёл крестный ход, во главе которого несли Казанскую икону Божьей Матери. Событие это стало настолько значимым, что уже в 1649 году 22 октября или 4 ноября по новому стилю сделали днём празднования в честь Казанской иконы.
С тех пор Казанский образ считался помощником и заступником России в периоды войн. Перед ним молилась о победе русская армия в 1709 году накануне Полтавской битвы, перед ним же молился и генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году перед отбытием в действующую армию на борьбу с Наполеоном. Возможно, не случайно, что именно 22 октября или 4 ноября по новому стилю Наполеон потерпел своё первое поражение после ухода из Москвы — в истории оно известно как битва под Вязьмой. И именно в честь Казанской иконы и победы в Отечественной войне 1812 года в Петербурге возвели знаменитый Казанский собор.
Однако история Казанской иконы, несмотря на череду связанных с ней военных побед, закончилась трагично: в 1904 году в ночь с 28 на 29 июня по старому стилю её украли из Богородицкого женского монастыря вместе с образом Спасителя. В её поисках приняли участие даже жандармы из Петербурга, поскольку это преступление сразу стало делом государственной важности, и им удалось вычислить похитителя по горячим следам. Кражу совершил крестьянин Варфоломей Чайкин (Стоян), вместе с женой его задержали в Нижнем Новгороде. На квартире, где они временно жили, нашли украшения с образов, но самих икон не обнаружили. А девятилетняя дочь жены Чайкина и вовсе сказала, что родители порубили образа и сожгли в печке.
Насколько это правда, неизвестно до сих пор. Следы Казанской иконы пропали, и она считается утерянной. Периодически возникают версии, что на самом деле икону продали — или коллекционерам, или старообрядцам — но подтверждений этому нет по сей день.
Где хранится Казанская икона Божьей Матери
Оригинал Казанского образа Божьей Матери после кражи считается утерянным. Однако икона была очень популярна на Руси, поэтому сохранились её многочисленные списки, которые хранятся сегодня в разных храмах.
Так, в Богородицком женском монастыре в Казани хранится ранее неизвестный список Казанского образа, который Русской православной церкви передал папа римский Иоанн-Павел II в августе 2004 года. В июле 2005 года его перенесли в Казань и разместили там же, где находился оригинал — в Крестовоздвиженском храме.

Ещё один наиболее почитаемый список — это список в ополчении, тот самый, с которым войско Минина и Пожарского штурмовало Кремль в 1612 году. Он находился до 1636 года в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке, а затем его перенесли в Казанский собор на Красной площади — там он и хранится по сей день.
Есть очень почитаемый список иконы и в Петербурге — он находится в Казанском соборе, в храме, который считается памятником русской армии. Его привёз в 1721 году Пётр I, когда город был едва-едва отстроен, молился перед ним, а спустя век его перенесли в Казанский собор.
Значение Казанской иконы Божьей Матери
Казанская икона Божьей Матери считается заступницей России, помощницей и хранительницей её армии начиная с эпохи Смуты. Она помогает русским воинам в самых сложных противостояниях, недаром перед ней молились военачальники.
В более широком смысле Казанская икона, как и любая икона Богоматери, считается заступницей каждого человека перед Богом. Дева Мария, сама будучи человеком, но и матерью Господа, молится перед Ним за человеческий род и ведёт к Нему каждого человека.
Интересно, что Казанская икона несёт тот же смысл: она принадлежит к типу «Одигитрия», что означает «Путеводительница». На таких иконах Богоматерь изображают по плечи с Младенцем на одной руке и спрятанной под одеждой другой, с нежно склонённой к Младенцу головой. Однако Казанский образ отличается двумя деталями: Богоматерь и Младенец смотрят на молящегося, а не друг на друга, и кроме того, обычно на иконах «Одигитрии» одной рукой Богоматерь указывает на Христа — на Казанской иконе и её списках такого жеста нет.
В чём помогает Казанская икона Божьей Матери
Казанская икона Богоматери прежде всего считается защитницей русской земли и России в целом, однако к ней можно обращаться с личными молитвами и просьбами.
К примеру, Казанский образ принято дарить тем, кто только принял крещение — он будет оберегать новообращённого христианина по жизни. Также Казанская икона помогает избавиться от болезней, придаёт сил в учёбе и работе.

Особое покровительство Богоматерь оказывает незамужним девушкам, поэтому перед Казанским образом молятся об удачном браке, и его преподносят молодожёнам для укрепления семьи.
Молитвы перед Казанской иконой Божьей Матери
Молитва 1: «О Пресвятая Госпожа Владычица Богородица! Со страхом, верой и любовью перед почитаемой и чудотворной Твоей иконой припадая, молим Тебя: не отврати Твоего лица от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Матерь, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире (в спокойствии) нашу страну, Церковь Свою Святую непоколебимой да сбережёт и от неверия, от ересей и раскола да избавит. Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Пречистая Дева: Ты — всесильная для христиан Помощница и Заступница. Избавь же и всех, с верой к Тебе молящихся, от греховных падений, от покушения злых людей, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапной смерти. Даруй нам дух раскаяния о грехах, смирение сердца, чистые мысли, исправление от греховной жизни и оставление прегрешений, да все с благодарностью воспоют славу и милость Твою, которые Ты являешь над нами здесь на земле, сподобимся и Небесного Царствия, и там со всеми святыми прославим пречестное и великолепное имя Отца, и Сына, и Святого Духа во веки веков. Аминь».
Молитва 2: «О Пресвятая Владычица Богородица, Царица Неба и земли, высшая Ангелов и Архангелов и честнейшая всех творений, чистая Дева Мария, миру благая Помощница, и всем людям утверждение, и во всяких нуждах избавление! Обрати своё внимание и ныне, Госпожа Всемилостивая, на рабов Твоих, к Тебе смиренной душой и сокрушённым сердцем молящихся, со слезами к Тебе припадающих и поклоняющихся пречистому и целительному Твоем образу, и помощи, и заступления Твоего просящих. О Всемилостивая и Премилосердная Дева Богородица Чистая! Посмотри, Госпожа, на людей Твоих: мы грешные не имеем другой помощи, кроме Тебя и от Тебя родившегося Христа Бога нашего. Ты — наша заступница и предстательница. Ты — защита обиженных, скорбящим радость, сиротам прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение, поэтому, о Богоматерь, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным Младенцем на руках Твоих, Господом нашим Иисусом Христом взирая, умиленное пение Тебе приносим и взываем: помилуй нас, Матерь Божья, и прошения наши исполни, всё возможно Твоим ходатайством: ибо Тебе слава подобает ныне и всегда и вовеки веков. Аминь».




