Прямой эфир

Два инфаркта, съёмки «Мастера и Маргариты» и студенческая любовь: биография Юрия Кары

Михаил Садчиков-младший
17 июля, 15:11
Трагическое лето для кинематографа продолжается. Вслед за Александром Миттой и Юрием Морозом нас покинул режиссёр Юрий Кара. Его фильм «Мастер и Маргарита» считается лучшей экранизацией романа Булгакова, а «Завтра была война» вошёл в золотой фонд СССР. Как жил Юрий Кара и что делал в последние годы — в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: kinopoisk.ru, Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com, unsplash.com

Биография Юрия Кары

Юрий Кара родился 12 ноября 1954 года в городе Сталино, который после был переименован в Донецк. Отец будущего режиссёра занимался научной деятельностью в области физико-математических наук, а мать преподавала в общеобразовательной школе.

С юных лет Юрия тянуло к искусству. В школьные годы он с увлечением прочитал «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова и загорелся идеей экранизировать эту историю. А первый визит в театр в возрасте 14 лет произвёл на подростка серьёзное впечатление. Родители не слишком поощряли стремление сына и предлагали ему освоить нормальную профессию, которая могла бы прокормить в случае проблем.

Кара учился в специализированной школе с физико-математическим уклоном и в дневнике приносил одни пятёрки. Уже в 12 лет он стал лауреатом областной олимпиады, а также подготовил первую научную лекцию. В 1972 году он по совету родителей поступил в Московский институт стали и сплавов, выбрав физико-химический профиль. Юрий вошёл в число лучших студентов курса и удостаивался повышенной стипендии.

Архивное фото
Архивное фото

Несмотря на техническое образование, творческая деятельность всегда оставалась частью его жизни. В институте он был руководителем ВИА, участвовал в спектаклях и самодеятельности. Узнав, что школьный товарищ стал студентом Школы-студии МХАТ, Кара задумался о том, что тоже хочет выходить на сцену.

Получив диплом, он отработал положенные два года по распределению в научно-исследовательском институте и успел защитить кандидатскую диссертацию. После этого он подал документы во ВГИК и был зачислен на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Поступление далось непросто: конкурс был высоким, а бюджетных мест на режиссуру всего шесть. Все они были закреплены за учениками мастера. Однако благодаря форс-мажорной ситуации — один из кандидатов подвёл преподавателя — в списке появился Кара. Хотя сокурсники подозревали, что его приняли «по знакомству», Герасимов отметил способности Юрия, увидев в нём перспективного режиссёра.

— Герасимов часа два меня экзаменовал, вплоть до музыки. Тогда было модно создавать ансамбли и меня в институте все звали, потому что нужен был клавишник. И я даже сочинил рок-оперу. У Евтушенко была поэма «Братская ГЭС», и там хорошая часть — казнь Стеньки Разина. Я сыграл её Герасимову и спел. В финал мы вышли вдвоём с режиссёром Олегом Погодиным, у нас были одинаковые баллы, но я написал сочинение на пятёрку, а он на четвёрку. И из 3600 заявлений взяли меня — такой я выдержал конкурс. Но народ не поверил, что честно. В общежитии говорили: «Наверное, он из КГБ», — вспоминал Кара.

Карьера Юрия Кары

В 1987 году Юрий Кара завершил обучение во ВГИКе, успешно защитив дипломную работу. В период учёбы он уже пробовал себя в режиссуре: снял короткометражную комедию под названием «Скамейка». Идея для этой работы пришла после наблюдения за необычной сценой в троллейбусе. Несмотря на лёгкий жанр дебютного фильма, преподаватели рекомендовали Юрию попробовать силы в крупной форме.

Поэтому Кара обратился к повести Бориса Васильева «Завтра была война». Историки кино пишут, что в те годы тема сталинских репрессий была табуированной, но поскольку фильм создавался как дипломная работа и не предназначался для широкого проката, автор оригинального текста дал разрешение на экранизацию. Более того, Васильев лично участвовал в работе над сценарием.

— Его фильм «Завтра была война» — кинематографический шедевр, который вписал золотыми буквами фамилию, биографию и творческое высказывание Юрия Кары в историю жизни нашей страны и в историю кинематографа, — заявил актёр Александр Олешко.
кадр из к/ф
кадр из к/ф "Завтра была война"/ Фото: kinopoisk.ru

Юрий Кара собирал актёрский состав из студентов, друзей и знакомых. Также в проекте снялась Нина Русланова, которую он случайно встретил на улице и предложил роль. По словам режиссёра, актриса поразила его своей профессиональной отдачей и способностью мгновенно передавать нужные эмоции. Благодаря сотрудничеству с Руслановой Кара познакомился с режиссёром Алексеем Германом-старшим, который рекомендовал ему использовать сочетание чёрно-белых и цветных сцен для усиления визуального воздействия.

Показ фильма на худсовете киностудии вызвал ажиотаж, поддержку картине оказал другой известный режиссёр Армен Медведев. В результате фильм вышел на экраны и получил резонанс, в том числе и за рубежом — «Завтра была война» демонстрировался в 48 странах, завоевал премию «Ника» и получил призы на кинофестивалях в Германии, Испании и Польше.

Вдохновлённый успехом, Армен Медведев предложил Каре поработать и над другими проектами и выбрал для экранизации рассказы Фазиля Искандера. Так появилась драма «Воры в законе» — проект, принёсший известность актрисе Анне Самохиной и закрепивший за Карой репутацию режиссёра, не боящегося сложных сюжетов и откровенных тем.

Следующим проектом снова стал рассказ Фазиля Искандера — на этот раз «Пиры Валтасара». Встал вопрос о том, кто может исполнить главную роль. Кара предлагал несколько грузинских актёров, но затем увидел Алексея Петренко и понял — это лучший вариант. Как и предыдущие фильмы, новая работа стала популярной за рубежом, в том числе и в США.

После успеха Кара решил реализовать свою детскую мечту и снял фильм по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». При попытке отснять библейские сцены в Судаке постоянно происходили странности: то внезапно начиналась буря, то актёры неожиданно отказывались от участия, в другой раз Кара попал в аварию.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Эти события заставили режиссёра пересмотреть подход: он пришёл к выводу, что необходимо соблюдать буквальность описаний автора. Кара настоял на натурных съёмках в Израиле и сумел найти финансирование для реализации этой идеи.

Были проблемы и с ролью Воланда, на которую претендовали сразу несколько известных актёров. Но Кара сразу сказал, что персонажа сыграет Валентин Гафт, а образ Маргариты доверили Анастасии Вертинской. Кара выбрал её не только за актёрский талант, но и за утончённость. Для сцены бала у Сатаны, которую снимали в интерьерах знаменитых Сандуновских бань, актрисе пришлось появиться на экране обнажённой.

Хотя фильм был завершён, в прокат его не выпустили по разным причинам — зрители могли посмотреть его на кассетах и на фестивалях, а в прокат он вышел спустя 20 лет.

— Авторские права в СССР защищались 15 лет. Причём защита начинается или от смерти автора, Булгаков умер в 1940 году, или от первой публикации — она была в 1966-м. И в 1991-м, когда мы начали снимать, роман уже был общественным достоянием. Уже заканчивали работу, когда в конце 1993-го года наша Дума приняла американский вариант — 50 лет авторские права принадлежат наследникам, — объяснил позже Кара.

За это время Юрий Викторович успел реализовать другие крупные проекты. В 2005 году зрители увидели драму «Звезда эпохи», где главные роли исполнили Александр Домогаров и Марина Александрова.

Следующей работой стала картина «Королёв» — биографический фильм, основанный на воспоминаниях дочери конструктора Наталии Королёвой. Позже Юрий Кара снял продолжение под названием «Главный». В нём он подробно осветил этапы становления советской космической отрасли.

— Я у него учился, во ВГИКе. У нас была прекрасная группа. Меня поражало, что у него всегда снимались топовые артисты советские. <…> Нет такого советского артиста, кто бы у него в кино не снимался. Я когда его фильмы смотрел, всё думал: ничего себе! Какой у нас мастер крутой, — сказал Никита Чесноков.
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

В 2009 году фильмография режиссёра пополнилась экспериментальной лентой «Гамлет. XXI век». Юрий Кара осовременил классическую пьесу, поместив события в атмосферу ночной Москвы, а королевский двор заменил на клубную сцену и мир стритрейсеров. Главный герой оказался владельцем заведения под названием «Rай». Роль Офелии сыграла дочь режиссёра Юлия, для которой это стало дебютом в кино.

— Нужно говорить спасибо тем людям, которые по-настоящему жили творчеством. Он был именно из таких. Поэтому светлая память и соболезнования всем тем, кто его знал и любил, — говорит Олешко.

Одно из последних интервью Юрий Кара дал Борису Корчевникову в рамках его проекта «Судьба человека». Во время эфира режиссёр также вспомнил о съёмках «Завтра была война». Особо тепло он говорил об актрисе Нине Руслановой, которая, несмотря на занятость и популярность, откликнулась на приглашение сняться в дипломной работе начинающего режиссёра. Кроме того, она активно помогала менее опытным коллегам и делилась практическими советами по организации съёмок.

К 70-летнему юбилею Юрия Кары в ноябре 2024 года в Центральном доме кинематографистов прошёл торжественный вечер, куда приехали многие друзья и коллеги режиссёра.

— Осенью прошлого года отмечали 70-летний юбилей Юрия Викторовича, желали ему здоровья и энергии… А сегодня вынуждены прощаться. Светлая память. Соболезнования всем, кто знал и любил этого человека, — высказался о смерти режиссёра артист Александр Олешко в своём телеграм-канале.

Личная жизнь Юрия Кары

Юрий Кара называл себя счастливым человеком, потому что ещё в молодости встретил любимую жену Ирину — она тоже родилась и жила в Донецке. Свадьба состоялась в то время, когда режиссёр ещё только начинал делать свои первые шаги в профессии.

Фото: Viktor Chernov/globallookpress.com
Фото: Viktor Chernov/globallookpress.com

Затем у пары родилась дочь, ему приходилось регулярно ездить между Донецком и Москвой. Когда появилась возможность, то Кара перевёз всех родных в столицу России.

— Ирина принимала участие в съёмках некоторых фильмов своего мужа: она появлялась в «Пирах Валтасара», а также в «Мастере и Маргарите», — пишут кинокритики.

Причина смерти Юрия Кары

Режиссёр скончался 17 июля — причиной смерти Юрия Кары стал инфаркт. Известно, что последнее время он несколько раз попадал в больницу и в летние месяцы восстанавливался дома.

— Буду восстанавливаться, самочувствие до сих пор не очень хорошее, — заявлял режиссёр агентству городских новостей «Москва» ещё в марте.

Ему стало плохо в Ялте, режиссёра отвезли в реанимацию, но там врачи не смогли ничем помочь создателю «Мастера и Маргариты».

— Семья режиссёра сообщила нам, что у него было слабое сердце: инфаркты также были два года назад и в феврале этого года. Сейчас тело Кары находится в ялтинском морге. Родственники режиссёра готовят его к транспортировке в Москву, — пишет телеграм-канал SHOT.

Похороны Юрия Кары пройдут 22 июля на Троекуровском кладбище, сообщают в Союзе кинематографистов России.

— Двумя словами не скажешь. Мы работали с Юрой. Минимум две картины у нас было. Очень деликатный, очень добрый, улыбчивый, профессиональный человек и режиссёр. Конечно, это очередная утрата для нашего отечественного кино. К сожалению, как-то очень плотно стали уходить прекрасные наши профессионалы: Александр Митта, Юра Мороз, Юра Кара. Это неожиданно и не очень приятно. Очень грустно, — сказал актёр Виктор Раков NEWS.ru.

В статье использованы материалы «Известий», РЕН-ТВ, News.ru, телеграм-канала Shot.