Что происходит с ценами на такси в Петербурге и стало ли спокойнее ездить за эти деньги?

Расчёты аналитики «Яндекс Такси» провели для регионов, где административными центрами являются города-миллионники. Всего в исследовании учитывалось 15 локаций, включая такие агломерации, как Северная столица и 47 регион, Москва и Московская область. Изучалась стоимость поездок на такси для россиян в июле 2024 — июне 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2023–2024.
Разброс роста цен составил от 8 до 18%. Рекордсменами в подорожании с максимальной планкой как раз и оказались Петербург и Ленобласть, где стоимость минуты поездки выросла с 25,7 до 30,4 рублей. В Москве и Московской области — с 31,4 до 36,3.
Но в итоге прирост в цене для второй локации всё-таки составил 16%, а не 18%, как для агломерации Северной столицы и 47 региона. Дешевле всего оказались поездки в Челябинской области с подорожанием на 8% (с 20,2 до 21,7 руб. соответственно).
При этом, по данным Всероссийского союза страховщиков, только у 30% таксистов оформлены ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности. — Прим. редакции). На основании этого документа проводятся выплаты пассажирам за причинение вреда жизни и здоровью (до двух миллионов) и имуществу (до 23 тыс.). В то время как в реестре легкового такси Минтранса РФ числятся свыше миллиона авто, перевозящих россиян.

Оформление ОСГОП стало обязательным с осени 2024 года, за отсутствие этой бумаги предусмотрены штрафы, но проверить её наличие для непрофессионалов крайне сложно, отмечают эксперты.
Разбираемся, почему платить приходится всё дороже, что дальше будет с ценами? А оказаться в машине с водителем без ОСГОП легко?
В целом и в моменте
Как заверяют в «Яндекс Такси», за прошедший год в целом рост стоимости минуты замедлился.
— На это повлиял эффект высокой базы прошлых лет, когда цены росли в условиях острого дефицита водителей и рынок перестраивался после изменений в автомобильной отрасли и во всей экономике, — поясняют там.
В компании уверены, что в течение последнего года система чаще находилась в балансе: свободных машин чаще хватало на всех желающих, реже срабатывали повышающие коэффициенты. Например, прошлой зимой из-за хорошей погоды во многих регионах средняя стоимость минуты росла гораздо медленнее, чем годом ранее: в декабре — в 1,5 раза медленнее, в январе — в два раза медленнее, приводят пример в «Яндекс Такси».
Тем не менее текущее подорожание произошло «из-за роста стоимости автомобилей и их обслуживания, ужесточения миграционной политики и необходимости поддерживать уровень дохода водителей, чтобы они не покидали рынок».

По оценкам операционного директора «Ситимобил и Таксовичкоф» Даниила Курашева, в среднем цены увеличились на 15%.
— Стоимость поездок в такси возрастает вместе с реальной инфляцией, в том числе это связано с ростом стоимости топлива, запчастей и иных товаров. В Петербурге в последние недели обострились проблемы с gps-навигацией ввиду повышенных мер безопасности, в связи с этим у перевозчиков возникли дополнительные трудности, поэтому в моменте в городе на Неве может наблюдаться дефицит водителей, готовых взять заказ, — поясняет он.
На миллионы меньше?
По словам автоэксперта, шеф-редактора портала об автомобилях Дениса Смольянова, объяснить более высокий рост стоимости поездок в Петербурге и Ленобласти можно тем, что всех машин, как таковых, в этих двух субъектах меньше, чем в столичной агломерации.
— Если мы берем за гипотезу то, что, в Северной столице и 47 регионе поездки на такси всё-таки обходятся дороже, то могла иметь место следующая ситуация. Как мы помним, стоимость услуг рассчитывается на основе динамического ценообразования, зависящего от множества факторов. Например, от количества машин в доступе к заказу. Очевидно, что в Москве и Московской области авто в принципе больше, — отмечает эксперт.
Так, согласно данным портала «АВТОСТАТ», на 1 января 2025 года в Москве зарегистрировано 4,15 млн авто, в Московской области — 2,96 млн.
Для сравнения в Петербурге речь идёт о 1,86 млн, в Ленобласти — 0,59 млн.
Повышенные требования?
Как отмечает Денис Смольянов, во многих регионах подорожание было менее существенным, из-за того, что там более старый автопарк и менее жёсткие требования к машинам.
— Например, в Москве и Петербурге агрегаторы даже в эконом-тарифе не допустят к работе даже Lada Granta, не говоря уже о более дешевой Lada Vesta. Как только в небольших городах старый автопарк окончательно обветшает, то и там рост цен будет неизбежен.
Важно понимать и то, что все пандемийные годы авто стремительно дорожали. И это было больше 16–18%, как рост стоимости поездок в Москве и Петербурге, а то и свыше всех 20%. А мы говорим только о самих автомобилях, а не увеличивающихся расходах на техобслуживание, траты на заработный фонд, коммунальные платежи и т. д., — поясняет эксперт.

Как отмечают аналитики «АВТОСТАТа», в 2020-м средняя цена нового авто выросла на 7%, в 2021-м — на 18%, в 2022-м — на 20%, 2023-м — на 24%, в 2024 -м на — 6%. В итоге стоимость авто за пять лет, с 2019-го, увеличилась вдвое (с 1,57 млн рублей). Другое дело в том, что в первом полугодии 2025-го цены снизились на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 3,1 млн рублей).
Как убеждён Денис Смольянов, все это свидетельствует о том, что эпоха дешевого такси, когда оно обходилось в меньшие деньги, чем билеты на общественный транспорт, закончилась. Дальше расценки, увы, будут только расти.
С таким мнением полностью согласен автоэксперт Алик Кортиев. По его словам, рост цен по сравнению с прошлым годом в Северное столице и Ленобласти гораздо больший, чем 18%.
— На 15–20% стоимость поездок росла в 2021–2023 годах. А в 2024 и 2025-м, по личным ощущениям, рост чуть ли не 50%.
Например, в пандемийные годы жена ездила по одному и тому же маршруту примерно в одно и то же время за 300 руб. Теперь это 750–800 рублей.
Я сам платил за поездку в аэропорт от своего дома чуть более 1 тыс. рублей, в 2025-м дешевле, чем за 2,2 рублей уже не добраться. Конечно, всё будет только дорожать, — делится он.
Тогда проверять уже всё и никуда не ехать?
На ситуацию с массовым отсутствием у российских туристов полисов ОСГОП обратили внимание в «Парламентской газете».
Как сообщили 78.ru в пресс-службе Всероссийского союза страховщиков, по состоянию на 9 июля 2025 года по всей стране оформлено 192 878 таких документов, хотя они и могут распространяться на несколько авто. Таким образом, охват рынка услуг такси ОСГОПом составляет примерно 30%. При этом стоимость оформления услуги оценивается в среднем в 3,4 тыс. рублей.

Вице-президент компании «Ренессанс страхование» Сергей Кожевников тоже готов признать: хотя вид страхования востребован, крупные парки и индивидуальные перевозчики активно оформляют такие договоры, но всё равно застрахован ещё не весь рынок такси. По его данным, оформить полис можно за 3,4–5,4 тыс. рублей.
Между тем удостовериться в наличии документа для пассажира крайне сложно, признают участники рынка.
Как отмечает руководитель по связям с общественностью сервиса «Максим» Павел Стенников, информация о полисе ОСГОП у перевозчика есть во ФГИС «Такси», но проверить её там могут только уполномоченные органы. В публичной части реестра, которую может просмотреть пассажир, этих данных нет.
— Для пассажира в салоне каждого автомобиля такси должна быть размещена карточка с информацией о перевозчике, где есть, в том числе, номер полиса ОСГОП и срок его действия. Если хочется удостовериться в актуальности полиса, можно зайти на сайт Национального союза страховщиков ответственности (НССО), ввести номер документа и посмотреть полные данные о страховке, — отмечает Павел Стенников.
Как уточняет начальник отдела методологии и андеррайтинга обязательных видов страхования СК «МАКС» Иван Кузьменок, пассажир может запросить у водителя такси электронную или бумажную копию полиса ОСГОП до начала поездки.
— Если полиса нет, то в случае установленной судом виновности за вред пассажиру перевозчик обязан будет возместить этот вред из других источников — за свой счёт, за счёт полиса ОСАГО, например, — поясняет он.
Сергей Кожевников рассказывает, что в случае отсутствия документа компенсацию выплатит напрямую НССО из средств своего фонда, а затем будет взыскивать сумму по регрессу с перевозчика.
В их компании максимальный размер возмещения сейчас составляет 2 млн рублей по случаю гибели пассажира. Но всё пока находится на стадии оформления.
В ВСС средний размер выплаты за «жизнь» составляет 1,945 млн рублей, за «здоровье» — 213 тыс. рублей, имущество — 17,4 тыс. рублей.
Между тем, как рассуждает Денис Смольянов, проверять наличие ОСГОП — это не задача пассажира по большему счёту. Никто не требует у водителя предъявить права, показать документацию на шины, какой у них пробег и т. д. Никто не взаимодействует и с с механиком, который эти шины менял. Если же начать всё это детально проверять, то никто уже никуда не поедет.




