Растраты, Бузова и реквием по бананам: несладкая история гендиректора МХАТа Кехмана

От бананов до банкротства: почему Кехмана вновь взяли в разработку
Кехман — человек-парадокс. В 2000-х его компания JFC контролировала 30% рынка бананов в России, но громко о нём заговорили, когда на прибывшем в Петербург из Эквадора торговом судне обнаружили почти 120 кг наркотиков. За что он и получил звучное прозвище: «банановый король».
В 2012 году его империя рухнула с грохотом, достойным оперной драмы: миллионные долги, суды в Лондоне и обвинения в мошенничестве. Правда, в России уголовное дело развалилось «по сроку давности» — будто перезревший банан.
Несмотря на финансовые провалы, Кехман ловко сменил амплуа. После бакалейного прошлого он вдруг увлёкся творчеством. В 2015 он стал художественным руководителем Михайловского театра в Петербурге, в 2021 году возглавил МХАТ им. Горького. Казалось бы, новый этап — но тень прошлого настигла его с театральным абсурдом.
Обыски в подмосковном доме у «бананового короля» прошли сразу же после его возвращения из заграничного отпуска. Особый интерес силовиков был прикован к его дому в Подмосковье, откуда его прямиком доставили для дачи показаний в качестве свидетеля.

Театральные подряды и миллиардные контракты
Активная деятельность Кехмана по восстановлению православных храмов принесла ему три церковных ордена: преподобного Серафима Саровского, Сергия Радонежского и князя Даниила Московского. Однако за благотворительным фасадом скрывается другая история — строительные подряды.
Именно компания «РСК-Ренессанс», получившая контракт на реставрацию здания Биржи в Петербурге, ранее уже работала над ремонтом Михайловского театра, МХАТ и Новосибирской консерватории. Теперь же следователей заинтересовала реконструкция старой сцены МХАТ им. Горького, которая должна была завершиться к октябрю 2025 года, стоимостью почти миллиард рублей — компанией, которую источники связывают с Владимиром Кехманом.
Формально Кехман не является владельцем строительных компаний, но учредитель и гендиректор «РСК-Ренессанс» Марат Каргинов также возглавляет «ГК Строй-Эксперт», сообщает «КоммерсантЪ». Эти две компании за последние годы заключили 28 контрактов на 7,2 млрд рублей, причем основными заказчиками выступали Минкультуры и подконтрольные Кехману театры.
Примечательно, что параллельно с театральными проектами Кехман в конце 2023 года возглавил Дирекцию Санкт-Петербургского международного культурного форума, получив задание провести первое послепандемийное мероприятие такого масштаба.
Личная жизнь и скандалы: чем известен «банановый король»
В 2016 году Владимир Кехман сочетался церковным браком с Идой Лоло — светской львицей, ради которой развелся московский ресторатор Алексей Киселёв (сын того самого Евгения Киселёва*).
Ирония судьбы: как раз в этот момент финансовые дела жениха окончательно пошли под откос, сообщало издание «Экспресс газета». На момент свадьбы за душой у «бананового короля» числились лишь старинная икона да запонки за 685 тысяч рублей — скромный набор для человека, когда-то контролировавшего треть российского бананового рынка.
За громкими заголовками скрывается личная драма: с 2010-х Кехман борется с онкологией. Несмотря на лечение, он не снижает активности — руководит театрами, восстанавливает храмы (за что получил церковные награды) и даже финансирует исследования рака. Правда, в театральных кругах шепчутся, что курсы химиотерапии иногда сказываются на его решениях.
Став гендиректором МХАТ, Кехман устроил настоящий перформанс: сорвал со стены портрет предыдущего худрука Эдуарда Боякова — будто снимал плохой спектакль с репертуара. Вывел из игры Ольгу Бузову — отменил её спектакль «Чудесный грузин» из-за «жалких 225 проданных билетов». Актрисе сообщил об этом по SMS.

— Я написал ей СМС, чтобы она не обижалась на меня — что нет ничего личного, только бизнес. Продано всего лишь 225 билетов. Эта цифра не позволяет мне выпустить спектакль, — рассказывал после Владимир Кехман в интервью Газете.ру.
Он также уволил «очень много людей» — особенно в Москве, где, по его словам, «театральная жизнь слишком размеренная». Об этом он открыто заявил 78.ru, когда рассказывал о своей нелёгкой доле — о работе сразу в двух культурных учреждениях.
— Честно скажу, что могу простить даже условное предательство, которое возникает периодически… Стараюсь помолиться и попросить Господа, чтобы он примирил меня. В последнее время я анализирую и понимаю, что это всё во благо. Я очень много людей увольняю, очень много, особенно в Москве, за первые два года уволено было очень много людей. Я крайне опасно отношусь к непрофессионализму. Цена ошибки становится очень дорогой, когда ты имеешь проблему с непрофессиональным человеком.

При этом на фоне всех возникающих скандалов Кехман держится за семью: жена Ида и трое детей — его главная поддержка. Правда, в отличие от бизнеса, этот «фонд» пока не обанкротился. Что будет дальше — теперь дело за следователями. Сам Кехман уже заявил, что «не знает», почему его доставили в Следственный комитет России.
* Включён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга.




