Дворы промаркируют, водителей воспитают: Петербург готовит удар по хамам на парковках?

Тут вам не дорога
Дворы, где машины оккупировали каждый относительно свободный уголок, — картина для Петербурга привычная. И проблема нарастает по мере того, как ширится зона платных парковок. Любой водитель старается отыскать местечко, где можно постоять даром, и не особо обращает внимание на мелкие нарушения — можно чуть заехать на газон или перекрыть проход к чужой парадной.
И чтобы понять, как справиться с ситуацией, в ЗакСе собрали специальную рабочую группу из профильных комитетов. На первом же заседании депутаты признали, что кардинально изменить обстановку пока не получится. Для начала решили хотя бы прописать в местных законах, кто будет отвечать за организацию автостоянок и установку ограничивающих знаков внутри жилых кварталов. Сейчас такие полномочия вообще не разграничены. Для наглядности руководитель постоянной комиссии по городскому хозяйству Александр Ходосок привел случай из недавней практики:
— Четыре профильных городских комитета не против создания парковки в определенной локации. Но они не берут на себя ответственность за процесс, так как у них нет полномочий. Мы — депутаты — готовы выступить инициаторами изменения законодательства, чтобы такие ситуации не возникали в будущем.
По логике, подобными вопросами должны заниматься районные администрации, ведь они отвечают за благоустройство внутриквартальных территорий и, соответственно, принимают основную массу жалоб от недовольных жильцов. Но и здесь мешают тонкости местного законодательства.

Проезды во дворах Петербурга не считаются частью улично-дорожной сети, как, например, в Москве. А значит, и устанавливать стандартные знаки дорожного движения здесь нельзя. Так, ГОСТы предписывают обеспечить видимость знаков на расстоянии 100 метров. Это невозможно сделать ни в одном дворе. Поэтому для каждого дома придётся составлять и согласовывать отдельный проект организации движения. А пока для муниципалов даже получить одобрение на «лежачего полицейского» — уже настоящее испытание.
На желтой зебре не стоять!
И всё же один инструментом регулирования движения в жилой застройке официально существует. Еще в 2023 году районным властям разрешили наносить так называемую «эксплуатационную маркировку». Это специальная жёлтая зебра, которая обозначает зоны, где по правилам нельзя оставлять машину — участки на узких поворотах, перед мусорными контейнерами, рядом с пожарными гидрантами и пешеходными дорожками. Она помогает водителям и пешеходам лучше ориентироваться в пространстве, а в экстренных случаях — обеспечивает свободный проезд спецтранспорта.
Правда, за минувшие два года такая разметка появилась лишь в одном единственном квартале в Коломягах — прошлым летом её нанесли на территории ЖК «Шуваловский». Поначалу особого впечатления на автовладельцев она не произвела, пока в феврале не ввели штрафы: от 3 до 5 тыс. рублей для частных лиц и 150–500 тысяч — для коммерческого транспорта. За первые два месяца государственная административно-техническая комиссия (ГАТИ), которая и следит за порядком во в придомовых зонах, зафиксировала более 250 нарушений и выписала штрафов на 3,2 миллиона рублей. Как подсчитали в инспекции, количество нарушений уже сократилось на 35%.
Получается, что маркировка работает. Так почему же до сих пор нанести её решились только в одном квартале? Как выяснилось, всё дело в сложностях согласования и в стоимость самих работ. Сначала администрация должна подготовить проект, а потом получить одобрение в комитете по градостроительству. Как показал опыт того же Шуваловского комплекса, сэкономить на материалах не выйдет. Наносить штриховку обычной светоотражающей краской бесполезно — она быстро стирается, а обновить можно только летом. В результате, используется холодный пластик или полимерные ленты, а цена вырастает до нескольких миллионов рублей за один двор. Муниципальные бюджеты таких затрат выдержать просто не могут.

Есть и другие нюансы. Так, разметку по существующим правилам благоустройства можно делать рядом с исключительно «одобренными» контейнерными площадками, то есть теми, что внесены в реестре комитета по природопользованию и соответствуют эстетическому регламенту. Таких в городе не много и располагаются они по большей части в районах новостроек. Поэтому, прежде чем приступать к оформлению беспарковочных зон, придется провести полную модернизацию придомового участка.
Маркировку — в каждый двор
Депутаты на встрече рабочей группы оценили эффект, который показал эксперимент с разметкой в Коломягах. Но чтобы запустить новинку по всему Петербургу, придётся менять регламент согласования. Например, подготовить типовые решения для стандартных дворов, что сильно ускорение утверждение проектов. Кроме того, уже в следующем году планируется разрешить нанесение маркировки не только на городских землях, как сейчас, но и на участках, которые находятся в частной собственности. Предполагается, что здесь этим займутся управляющие компании за счет средств самих жильцов.
А ещё чиновники намерены расширить функционал разметки: обозначать с её помощью места для инвалидов или площадки для высадки детей перед школами и садиками. Как признаются в ГАТИ, они получают особенно много жалоб на ситуации, когда по утрам детей привозят на учёбу и полностью блокируют дорогу тем, кто спешит на работу.
Уже сейчас муниципалитетам поручили провести ревизию придомовых территорий, особенно тех, где уже были случаи, когда не смогли проехать кареты скорой и пожарные машины. А в новые проекты благоустройства маркировку будут включать автоматически. Финансировать работы собираются из городского бюджета, ну и компенсировать расходы за счет штрафов со злостных нарушителей.
Подводя итоги совещания, вице-губернатор Евгений Разумишкин подчеркнул в своём Telegram- канале:
— Наша ключевая задача — сделать процесс нанесения маркировки муниципальными органами максимально простым и быстрым. И важно, чтобы её начали оперативно делать во всех дворах города, делая их комфортнее для жителей.

ГАТИ ищет бдительных жильцов
Судя по активности депутатов, жёлтая разметка действительно скоро начнет появляться по всему Петербургу. А вот насколько она поможет упорядочить движение, это пока вопрос открытый. Конечно, в одном квартале в Коломягах под бдительным надзором ГАТИ, результат получился впечатляющим, но хватит ли сил у инспекторов также тщательно следить за нарушителями в каждом дворе.
Собственно и сегодня, когда беспарковочные зоны никак не обозначены, оставлять машины на газонах и перегораживать проезды все равно нельзя. И соблюдение этих правил контролирует та же мониторинговая служба ГАТИ. Патрулируют город всего 15 машин, правда, они оснащены продвинутой системой нейросетевой аналитики. Она автоматически фиксирует не только неправильную парковку, но и выбоины на дорогах, граффити, переполненные мусорки. Как уверяют в ведомстве, один комплекс за сутки может проверить более 3 тысяч объектов, что раньше потребовало бы усилий около 500 инспекторов.
С появлением маркировок во дворах забот у службы прибавится, так что инспекторы в первую очередь рассчитывают на бдительность неравнодушных жильцов. На их сайте работает специальный сервис, куда можно сообщать о любых нарушениях. Достаточно прикрепить фото и указать локацию. Только за этот год уже зафиксировано около 54 тысячи таких жалоб. Так что ждать, когда у вашего дома нарисуют жёлтую разметку совсем не обязательно, можно обращаться в ГАТИ уже сейчас.




