Прямой эфир

Дворы промаркируют, водителей воспитают: Петербург готовит удар по хамам на парковках?

Татьяна Черных
3 июля, 13:27
Депутаты вновь взялись наводить порядок в петербургских дворах. Жители продолжают жаловаться на кучу машин, которые запаркованы так, что и людям не пройти, и скорой не проехать. А отвечать за организацию движения внутри кварталов, похоже, некому. К такому печальному выводу пришли народные избранники, и решили, что пора действовать.
Коллаж 78.ru: freepik.com/8photo, пресс-служба ГАТИ, unsplash.com, flaticon.com/surang

Тут вам не дорога

Дворы, где машины оккупировали каждый относительно свободный уголок, — картина для Петербурга привычная. И проблема нарастает по мере того, как ширится зона платных парковок. Любой водитель старается отыскать местечко, где можно постоять даром, и не особо обращает внимание на мелкие нарушения — можно чуть заехать на газон или перекрыть проход к чужой парадной.

И чтобы понять, как справиться с ситуацией, в ЗакСе собрали специальную рабочую группу из профильных комитетов. На первом же заседании депутаты признали, что кардинально изменить обстановку пока не получится. Для начала решили хотя бы прописать в местных законах, кто будет отвечать за организацию автостоянок и установку ограничивающих знаков внутри жилых кварталов. Сейчас такие полномочия вообще не разграничены. Для наглядности руководитель постоянной комиссии по городскому хозяйству Александр Ходосок привел случай из недавней практики:

— Четыре профильных городских комитета не против создания парковки в определенной локации. Но они не берут на себя ответственность за процесс, так как у них нет полномочий. Мы — депутаты — готовы выступить инициаторами изменения законодательства, чтобы такие ситуации не возникали в будущем.

По логике, подобными вопросами должны заниматься районные администрации, ведь они отвечают за благоустройство внутриквартальных территорий и, соответственно, принимают основную массу жалоб от недовольных жильцов. Но и здесь мешают тонкости местного законодательства.

Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Проезды во дворах Петербурга не считаются частью улично-дорожной сети, как, например, в Москве. А значит, и устанавливать стандартные знаки дорожного движения здесь нельзя. Так, ГОСТы предписывают обеспечить видимость знаков на расстоянии 100 метров. Это невозможно сделать ни в одном дворе. Поэтому для каждого дома придётся составлять и согласовывать отдельный проект организации движения. А пока для муниципалов даже получить одобрение на «лежачего полицейского» — уже настоящее испытание.

На желтой зебре не стоять!

И всё же один инструментом регулирования движения в жилой застройке официально существует. Еще в 2023 году районным властям разрешили наносить так называемую «эксплуатационную маркировку». Это специальная жёлтая зебра, которая обозначает зоны, где по правилам нельзя оставлять машину — участки на узких поворотах, перед мусорными контейнерами, рядом с пожарными гидрантами и пешеходными дорожками. Она помогает водителям и пешеходам лучше ориентироваться в пространстве, а в экстренных случаях — обеспечивает свободный проезд спецтранспорта.

Правда, за минувшие два года такая разметка появилась лишь в одном единственном квартале в Коломягах — прошлым летом её нанесли на территории ЖК «Шуваловский». Поначалу особого впечатления на автовладельцев она не произвела, пока в феврале не ввели штрафы: от 3 до 5 тыс. рублей для частных лиц и 150–500 тысяч — для коммерческого транспорта. За первые два месяца государственная административно-техническая комиссия (ГАТИ), которая и следит за порядком во в придомовых зонах, зафиксировала более 250 нарушений и выписала штрафов на 3,2 миллиона рублей. Как подсчитали в инспекции, количество нарушений уже сократилось на 35%.

Получается, что маркировка работает. Так почему же до сих пор нанести её решились только в одном квартале? Как выяснилось, всё дело в сложностях согласования и в стоимость самих работ. Сначала администрация должна подготовить проект, а потом получить одобрение в комитете по градостроительству. Как показал опыт того же Шуваловского комплекса, сэкономить на материалах не выйдет. Наносить штриховку обычной светоотражающей краской бесполезно — она быстро стирается, а обновить можно только летом. В результате, используется холодный пластик или полимерные ленты, а цена вырастает до нескольких миллионов рублей за один двор. Муниципальные бюджеты таких затрат выдержать просто не могут.

Фото: t.me/razumishkin
Фото: t.me/razumishkin

Есть и другие нюансы. Так, разметку по существующим правилам благоустройства можно делать рядом с исключительно «одобренными» контейнерными площадками, то есть теми, что внесены в реестре комитета по природопользованию и соответствуют эстетическому регламенту. Таких в городе не много и располагаются они по большей части в районах новостроек. Поэтому, прежде чем приступать к оформлению беспарковочных зон, придется провести полную модернизацию придомового участка.

Маркировку в каждый двор

Депутаты на встрече рабочей группы оценили эффект, который показал эксперимент с разметкой в Коломягах. Но чтобы запустить новинку по всему Петербургу, придётся менять регламент согласования. Например, подготовить типовые решения для стандартных дворов, что сильно ускорение утверждение проектов. Кроме того, уже в следующем году планируется разрешить нанесение маркировки не только на городских землях, как сейчас, но и на участках, которые находятся в частной собственности. Предполагается, что здесь этим займутся управляющие компании за счет средств самих жильцов.

А ещё чиновники намерены расширить функционал разметки: обозначать с её помощью места для инвалидов или площадки для высадки детей перед школами и садиками. Как признаются в ГАТИ, они получают особенно много жалоб на ситуации, когда по утрам детей привозят на учёбу и полностью блокируют дорогу тем, кто спешит на работу.

Уже сейчас муниципалитетам поручили провести ревизию придомовых территорий, особенно тех, где уже были случаи, когда не смогли проехать кареты скорой и пожарные машины. А в новые проекты благоустройства маркировку будут включать автоматически. Финансировать работы собираются из городского бюджета, ну и компенсировать расходы за счет штрафов со злостных нарушителей.

Подводя итоги совещания, вице-губернатор Евгений Разумишкин подчеркнул в своём Telegram- канале:

— Наша ключевая задача — сделать процесс нанесения маркировки муниципальными органами максимально простым и быстрым. И важно, чтобы её начали оперативно делать во всех дворах города, делая их комфортнее для жителей.
Фото: пресс-служба ГАТИ
Фото: пресс-служба ГАТИ

ГАТИ ищет бдительных жильцов

Судя по активности депутатов, жёлтая разметка действительно скоро начнет появляться по всему Петербургу. А вот насколько она поможет упорядочить движение, это пока вопрос открытый. Конечно, в одном квартале в Коломягах под бдительным надзором ГАТИ, результат получился впечатляющим, но хватит ли сил у инспекторов также тщательно следить за нарушителями в каждом дворе.

Собственно и сегодня, когда беспарковочные зоны никак не обозначены, оставлять машины на газонах и перегораживать проезды все равно нельзя. И соблюдение этих правил контролирует та же мониторинговая служба ГАТИ. Патрулируют город всего 15 машин, правда, они оснащены продвинутой системой нейросетевой аналитики. Она автоматически фиксирует не только неправильную парковку, но и выбоины на дорогах, граффити, переполненные мусорки. Как уверяют в ведомстве, один комплекс за сутки может проверить более 3 тысяч объектов, что раньше потребовало бы усилий около 500 инспекторов. 

С появлением маркировок во дворах забот у службы прибавится, так что инспекторы в первую очередь рассчитывают на бдительность неравнодушных жильцов. На их сайте работает специальный сервис, куда можно сообщать о любых нарушениях. Достаточно прикрепить фото и указать локацию. Только за этот год уже зафиксировано около 54 тысячи таких жалоб. Так что ждать, когда у вашего дома нарисуют жёлтую разметку совсем не обязательно, можно обращаться в ГАТИ уже сейчас.