Прямой эфир

«Не могу на это смотреть»: почему Олег Видов рыдал на съёмках «Джентльменов удачи»?

Светлана Улитина
11 июня, 18:23
Когда Олег Видов появлялся на экране, женская половина кинозала замирала от восторга. Высокий, голубоглазый, с мужественным и волевым лицом, в 60-е-80-е годы он слыл эталоном мужской красоты. Однако именно эта красота стала его проклятием на всю жизнь. Что случилось с Видовым на съёмках «Джентльменов удачи»? Зачем он сбежал из СССР? О чём жалел перед смертью на чужбине? Читайте в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: kinopoisk.ru, unsplash.com, flaticon.com/Zulfa Mahendra

Красавец с грустным взглядом: лучшие роли Олега Видова в кино

11 июня мог бы исполниться 82 года актёру, чей облик — благородный, мечтательный, немного печальный — навсегда остался в памяти миллионов. Олег Видов был не просто красавцем советского экрана, но и человеком редкого обаяния и внутренней силы. Его герои, честные, романтичные, упрямые, будто сошли со страниц книг и волшебных сказок. Он играл принцев, милиционеров, мятежников и легендарных всадников. А началось всё... с чуда.

«Обыкновенное чудо» (1964)

Свои первые шаги в кино Видов сделал в экранизации пьесы Евгения Шварца, где сыграл Медведя — заколдованного юношу, которого может спасти лишь любовь. Это была романтическая, почти балетная роль: наивный, трогательный герой в исполнении Видова покорил зрителей. А партнёршей по съёмкам стала юная Нелли Максимова. Работой руководил сам Эраст Гарин — мастер психологической сказки. Кстати. Именно Гарин сыграл важнейшую роль в становлении Видова как актёра

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

«Сказка о царе Салтане» (1966)

Сказки Видову шли — он играл в них так, будто родился во дворце. В роли Гвидона — царского сына, выросшего вдали от отца и добившегося правды — он смотрелся величественно и при этом естественно. Режиссёр Александр Птушко, виртуоз визуальных эффектов, в этой картине сотворил настоящую киношную магию: сцены с лебедем, морские путешествия и превращения Гвидона в комара и муху сделали фильм невероятно зрелищным.

Я снялся у Птушко в фильме «Сказка о царе Салтане». Я сыграл князя Гвидона. Этот фильм был такого типа как снимали на «Юниверсал», русские Star Wars или русский «Багдадский вор». Потрясающий фильм. Александр Лукич Птушко, он был удивительным художником, который влюбился в куклы и создавал куклы, — вспоминал много лет спустя артист.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

«Джентльмены удачи» (1971)

В этой культовой комедии Видов — единственный, кто остаётся серьёзным. Старший лейтенант милиции Славин поручает детсадовскому заведующему необычную операцию — внедриться в банду грабителей. Его герой — воплощение интеллигентности и хладнокровия на фоне колоритных уголовников. Фильм был снят всего за 25 дней и стал легендой, хотя по словам самого Олега Борисовича, с такими партнёрами сохранять серьёзный вид в кадре было для него тем ещё испытанием:

Когда я играл таксиста, Савелий сидел справа от меня и говорил свой текст. А я не мог сдержать смеха. Режиссер командовал: «Повернись и говори с человеком!» А я не мог! У меня слезы текли от смеха, и все смеялись.
«Не могу я на Крамарова смотреть! Давайте я буду смотреть вперед и разговаривать!» — взмолился я. Так эта сцена и была снята. И получилась ужасно смешной. Помните: «Вот мужик в пиджаке, а вот дерево..».
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

«Могила льва» (1971)

Здесь Видов играет Машеку — народного мстителя, белорусского Робин Гуда. Это исторический боевик о борьбе с захватчиками, где Видов предстаёт в образе решительного и благородного героя. Фильм снимали в Беларуси в непростых условиях — в болотах и лесах, среди древних руин. Зато результат получился кинематографичным и по-настоящему героическим.

«Стоянка поезда — две минуты» (1972)

Здесь Олег Видов вдруг предстал перед зрителем очень земным. Его герой — молодой врач Максимов, попавший в глухую провинцию, где жизнь идёт неторопливо, а мечты о Москве кажутся далёкими. Это лирическая комедия о случайной встрече, чувствах и внутренней свободе. Режиссёром стал Марк Захаров — до «Того самого Мюнхгаузена» и «Формулы любви». Съёмки проходили в Подмосковье, и многие сцены снимались в реальных поездах, а партнёрами актёра стали такие звёзды, как Валентина Теличкина и Юрий Белов.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

«Всадник без головы» (1973)

Наверное, самая приключенческая роль Видова — мустангер Морис Джеральд, герой одноимённого романа Майн Рида. Это был настоящий вестерн — с перестрелками, скачками, любовью и предательством. Фильм снимался в Крыму, но американский колорит воссоздали на удивление точно. Видов смотрелся как настоящий техасец, а многие зрители даже были уверены, что фильм снят за границей. На самом же деле съёмки велись в Азербайджане, причём между артистами и съёмочной группой сложились очень тёплые отношения.

Я никогда не забуду, как мы в Баку пошли вчетвером в ресторан: Людмила Савельева, Олег Видов, моя мама и я. И заказали, как сейчас помню, что-то там, шашлык из осетрины. Тогда всё это копейки стоило, было всё навалом… Нам приносят этот шашлык. Видов говорит — Ну нет, ну, что это? Всё это не так. Берет эту официантку, берет эту осетрину — пойдемте. Пошел на кухню, сам там нажарил и притащил вот такую громадную сковородку, вкуснейшее, нежнейшее, — вспоминал коллега Видова, актёр Александр Молокостый.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

«Благочестивая Марта» (1980)

Эта костюмная комедия по пьесе Лопе де Вега стала редкой возможностью увидеть Видова в амплуа легкомысленного поручика. Он играет племянника капитана Урбины (Павел Кадочников), и по сюжету оказывается втянут в цепь любовных интриг. Лёгкий жанр и испанский колорит позволили актёру показать себя с новой, ироничной стороны. Снимали картину в Таллине, а костюмы шили по подлинным испанским гравюрам XVII века.

Увы, судьба у картины была не очень счастливая: через пару лет после премьеры, сразу после «побега» Олега Видова на Запад, её убрали на полки. Вернули «Благочестивую Марту» зрителям лишь спустя 10 лет.

«Крик тишины» (1981)

В этом кинодетективе Видов играет Михаила Колчина — егеря, погибающего при загадочных обстоятельствах. Это была мрачная, тревожная драма с элементами детектива. Сюжет строится на поиске истины — кто и зачем выстрелил в лесу. Видов создаёт образ сдержанного, внутренне надломленного, трагичного героя. Работа малоизвестная, но глубоко психологическая.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

«Красная жара» (1988)

Поворотным моментом в кинокарьере Видова стал голливудский боевик Уолтера Хилла. Его герой — Юрий Огорков, московский милиционер, убитый наркоторговцами. Именно ради мести за него герой Арнольда Шварценеггера едет в Чикаго.

Любопытно, что изначально Видову отвели роль главного отрицательного героя — Виктора Руставили. Но оказалось, что для злодея у русского актёра «слишком добрые глаза».

Сделали несколько моих проб на «плохого человека», — вспоминал артист. — Я пробовал по-английски говорить с своеобразным акцентом. Режиссер посмотрел и говорит: «Ты актер хороший, но у тебя глаза ДОБРЫЕ!». Я подготовился, делал на пробах все, что надо — стрелял, падал, прыгал. Но режиссер сказал: «Понимаешь, нам нужен человек, которого люди просто увидели и сразу возненавидели». И он дал мне роль партнера капитана Ивано Данко.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Увы, экранного времени в картине у Видова немного, но зато он стал первым советским актёром, сыгравшим в крупной американской ленте в эпоху «холодной войны».

Сам Видов вспоминал об опыте работы в Голливуде с теплотой. Особенно понравилось ему сотрудничать с Арнольдом Шварценеггером — легендарный актёр в жизни оказался общительным и простым парнем.

Арнольд молодец. В группе потрясающе вел себя, доброжелательно, дружески. Очень хорошо относился ко мне. Даже с уважением. Арнольд узнал про мои проблемы. Он относился ко мне понимающе, потому что он же тоже эмигрант. Эмигранты друг друга понимают, даже если они из разных стран. Понимают, как это сложно, тяжело, проблемы с языком, работой. Еще на съемках у меня были проблемы со здоровьем. Арнольд часто спрашивал, как я себя чувствую, относился очень тепло, — делился в одном из интервью Видов.

Личная жизнь Олега Видова: 4 жены и личный враг — дочь Брежнева

Природа щедро наградила Олега Видова — высокий, статный, с благородным профилем и магнетическим взглядом, он стал кумиром миллионов. В Советском Союзе у него было всё: главные роли, всенародная любовь, восторженные письма поклонниц мешками. Казалось бы — живи и радуйся. Но личная жизнь актёра складывалась совсем не по сценарию романтической сказки.

Первый брак, хоть и заключённый по большой и искренней любви, распался почти сразу. Молодая жена оказалась болезненно ревнивой: каждый съёмочный день оборачивался домашними допросами, сценами и скандалами. Видов, устав от недоверия, однажды признался друзьям, что боится возвращаться домой. Вскоре он собрал вещи и ушёл.

Холостяком он оставался недолго: закрутил роман с эффектной Натальей, которая была не только дочерью генерала КГБ, но и лучшей и подругой Галины Брежневой, наследницы всемогущего генсека. Наталья была не только красивой, но и крайне полезной с точки зрения карьеры. После свадьбы двери киностудий буквально распахнулись перед Видовым. Его участие в фильме автоматически гарантировало проекту «зелёный свет», прокат и внимание партийных верхов.

Однако через пять лет Олег узнал, что Наталья ему изменяет. Он подал на развод и тем самым подписал себе приговор. Галина Брежнева (которая, по слухам, сама была неравнодушна к молодому человеку) попыталась его отговорить, но Видов остался непреклонен. В ответ дочь самого главы государства запустила репрессивную машину. Режиссёры начали отказываться от Видова, роли испарились, телефоны замолчали. Его карьера оборвалась резко и болезненно.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Оставаться в стране, где у тебя такая могущественная врагиня, было опасно. Тогда Олег решился на побег. Одна из его югославских поклонниц согласилась на фиктивный брак, благодаря которому он получил визу в Югославию. Оттуда артист перебрался в Италию, а затем обратился в американское посольство с просьбой предоставить ему статус беженца.

В Италии, в ожидании разрешения на въезд в США, советский актёр случайно познакомился с американской журналисткой Джоан Борстин. Эта встреча оказалась судьбоносной: Джоан станет его женой и верным партнёром до последнего вздоха.

Переехав в Лос-Анджелес, Видов мечтал начать всё с чистого листа — он был уверен, что в Голливуде у него всё получится. С помощью Джоан он подготовил портфолио, разослал его по студиям… но телефон упрямо молчал. Предложение пришло нескоро — и не то, на которое он рассчитывал.

Почему Олег Видов не смог прославиться в Голливуде?

Несмотря на весьма успешный дебют в США, выше «Красной жары» Видову «прыгнуть» не удалось. Если в СССР Видов за двадцать лет снялся более чем в сорока фильмах, причём в восьми из них исполнил главные роли, то в Штатах за тридцать три года ему не удалось продвинуться дальше небольших эпизодов и ролей второго плана всего в 19-ти фильмах. Позже, во время одного из приездов в Москву он признался в своём разочаровании и объяснил, почему русскому актёру — даже с такой эффектной внешностью — в Голливуде никогда не стать суперзвездой.

Красивым лицом вы там никого не удивите, так как половина Лос-Анджелеса ходят с красивыми лицами, — говорил Олег Борисович.

С горечью артист добавлял, что даже самым талантливым россиянам в Америке светят лишь роли второго плана.

Пророческие слова Олега Видова не раз подтверждались биографиями других советских актёров, в своё время променявших свою славу и популярность на родине на погоню за американской мечтой. Савелий Крамаров, Борис Сичкин, Елена Соловей, Наталья Андрейченко — эти и многие другие наши звёзды, достигшие в СССР невероятного признания и всяческих благ, так и не смогли прославиться за рубежом.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Болезнь и смерть Олега Видова

До 45 лет Олег Видов казался непобедимым — стройный, подтянутый, с юношеской лёгкостью выполнял сложнейшие трюки сам, не доверяя дублёрам. Акробатика, которой он занимался в молодости, сделала своё дело: он был пластичен, вынослив и не знал, что такое жалобы на здоровье. Но всё изменилось в 1989 году — на съёмках страстной мелодрамы «Дикая орхидея».

В одном из эпизодов ему нужно было догнать на мотоцикле своего экранного партнёра — Микки Рурка. Всё шло по плану, пока Рурк не заложил крутой вираж. Видов вдруг понял: он ничего не видит. Следующее, что он помнил — трава, обочина шоссе и встревоженные лица съёмочной группы.

Они меня спрашивают: "Что случилось?" — а я и сам не знаю... — вспоминал он позже.

Именно тогда он впервые понял: с ним что-то не так.

Диагноз оказался как гром среди ясного неба — опухоль мозга в районе мозжечка. Давление на зрительный нерв и стало причиной внезапной слепоты. К счастью, опухоль оказалась доброкачественной, операцию провели успешно, но по признанию самого артиста, после этого он словно утратил всю былую энергию.

И ещё я понял одну вещь: если бы я остался в СССР, я бы просто умер – в Советском Союзе не делали таких операций. Америка меня спасла! — уверял Олег Борисович.

Когда работы в кино не было, Олег и его жена Джоан запустили амбициозный проект — в 1992 году выкупили у «Союзмультфильма» права на показ советских мультфильмов за рубежом. За десять лет они восстановили старые плёнки и переозвучили героев голосами звёзд Голливуда. Благодаря этому наши любимые мультики увидели зрители в 55 странах. Но когда дело стало приносить прибыль, российские чиновники попытались отнять у актёра права. Суд Видов, к счастью, выиграл, но скандал серьёзно подорвал его здоровье.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

В 1998 году в двери артиста постучалась новая беда — у Видова обнаружили опухоль на гипофизе. Поначалу диагноз звучал фатально: четвёртая стадия. Однако американские хирурги вновь сотворили чудо: после очередной операции Олег прожил ещё почти 20 лет, причём вёл очень активную жизнь — вместе с верной женой путешествовал по всему миру, занимался благотворительностью, колесил по самым бедным и опасным странам. А потом даже открыли центр реабилитации алкоголиков и наркоманов. Актёр перевёз к себе в Малибу из Одессы своего внебрачного сына Сергея, дал ему хорошее образование и даже успел стать дедом.

Одной из последних киноработ артиста стала небольшая, но очень важная роль на родине. Видов сыграл влюблённого капитана на пенсии в российском сериале «Заколдованный участок». В свой последний приезд домой он будто прощался со всеми — много общался с людьми, любовался русской природой, даже плакал.

Мне уже трудно приезжать в Россию. Возраст и силы не те, — признался как-то актёр.

В 2010 году легенде советского кинематографа поставили смертельный диагноз — рак костного мозга. Видов долго и упорно боролся с заболеванием, даже снялся в 2014 году в сербско-канадской картине и съездил на празднование собственного 70-летия в Москву. Но болезнь оказалась сильнее: 15 мая 2017 года Олег Видов скончался в собственном доме в Калифорнии, в окружении близких.

Мой удивительный муж и родственная душа, которого я встретила почти 32 года назад в Риме в доме Ричарда и Франчески Харрисон, умер прошлой ночью мирно и с достоинством, — написала Джоан Борстен на своей страничке в соцсетях.

Супруга актёра призналась, что перед смертью Видов каждый день пересматривал картины, сделавшие его знаменитым.

Вчера это были «Тринадцать дней» и «Сказка о царе Салтане», — написала безутешная вдова.

Звезду советского кино похоронили на кладбище «Hollywood Forever» («Голливуд навсегда») в Голливуде.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Совершил ли Олег Видов роковую ошибку, уехав пытать счастья за океан? Сегодня сложно судить. Да, он снялся в «Красной жаре» с Арнольдом Шварценеггером, играл в «Дикой орхидее» с Микки Рурком, работал с Джеймсом Белуши. Но стать новой голливудской звездой ему так и не удалось. Зато он получил нечто другое — спокойствие, свободу и женщину, которая любила его не за регалии и славу, а за то, каким он был на самом деле.