Охота на «зайцев»: в Петербурге ищут способы приструнить безбилетников в транспорте

Штрафы вырастут в три раза
Законопроект об усилении санкций для безбилетников одобрен уже в двух чтениях, так что изменений можно ждать в самое ближайшее время. Поводом для них стала тревожная статистика. Так, если ещё три года назад официально регистрировали всего около 4000 протоколов о неоплате проезда, то в 2023 году — уже 11 тыс., а в прошлом и вовсе почти 15 тыс.
На самом деле, масштабы проблемы гораздо более впечатляющие, уверены в комиссии ЗакСа по транспорту. Около 5% пассажиров предпочитают ездить «зайцем». В 2024 году было обнаружено 352 тыс. неплательщиков, и это только те, кого заметили камеры и поймали за руку контролёры. Их реальное число может быть как минимум вдвое больше. А те деньги, что недополучают перевозчики, приходится выделять из бюджета, что, в конечном счёте, приводит к очередному повышению тарифов. Сейчас город наполовину субсидирует расходы пассажирских транспортных компаний. Только в прошлом году на эти цели ушло свыше 107 млрд рублей.
В такой ситуации решение повысить штрафы сразу в три раза — с 500 до 1500 рублей кажется вполне оправданным. Тем более, что на фоне ежегодной корректировки стоимости проезда, размеры взысканий с безбилетников были заморожены ещё с 2013 года. Как пояснил Константин Сухенко, представитель губернатора в ЗакСе, новую сумму назвали не случайно, её высчитывали, исходя из прожиточного минимума. Сегодня 1500 рублей составляет около 7,8% от минимального дохода, это примерно то же соотношение, что и для 500 рублей 12 лет назад.
— Практика увеличения административных штрафов есть и в других крупных регионах России. В Москве штраф за проезд без оплаты — 2000 рублей, в Свердловской, Челябинской, Тверской областях — 2500 рублей, а в Костромской и Пермской областях — и вовсе 3500 рублей. Так что мы здесь ещё очень сдержанно реагируем, — подчеркнул он.

Более того, при расчёте взысканий решили использовать дифференцированный подход: неоплаченный провоз детей или багажа обойдётся в 1000 рублей, как и отсутствие документов, подтверждающих право на льготный проезд.
Нам не страшен контролёр
Получается, что штрафы в Петербурге будут не самыми высокими, но вразумить безбилетников, по идее, должны. Куда спокойнее купить проездной на наземный транспорт на целый месяц за 2841 рубль, чем постоянно ждать проверки и рисковать половиной этой суммы. Но, как выяснилось, встречи с «дневным дозором» боятся далеко не все.
Контролёры не имеют права брать деньги на месте, их задача — лишь выписывать протокол. И если нарушитель не может, ну или не хочет предъявлять паспорт, то и оформить ему штраф нельзя. А задержать «зайца» для подтверждения личности может только полиция. Поэтому, такие встречи чаще всего заканчиваются настоятельной просьбой оплатить проезд или профилактической беседой и позорным выдворением из салона. Причём высаживать детей младше 16 лет тоже запрещается. Эффективных способов борьбы с такими заядлыми нарушителями депутаты не придумали и ждут конструктивных предложений от городских чиновников.
Ещё один пока неразрешимый вопрос, особенно взволновавший народных избранников — как заставить платить за проезд иностранцев. Именно на них приходится половина протоколов, которые удаётся составить. Да и с оплатой уже выписанных штрафов у таких пассажиров обычно возникают проблемы.
Депутат Алексей Цивилёв обратил внимание, что среди безбилетников-иностранцев часто встречаются нарушители миграционного законодательства. Он предлагает организовать совместные выезды сотрудников МВД и контролёров. Тогда можно будет и нелегалов отлавливать, и задерживать «зайцев», которые не хотят показывать паспорт. А со временем, как он думает, поднимется и дисциплина, поскольку от команды ревизоров «с полномочиями» воспитательной беседой не отделаешься. Комиссия по транспорту при ЗакСе уже направила соответствующее обращение в местное ГУ МВД. Выделят ли там сотрудников для подобных рейдов — пока не ясно.

Издержки цифровизации
А вот причины того, что «зайцев» в Петербурге становится всё больше, вполне понятны. Когда в 2022 году город взялся за масштабную реформу транспорта и начал избавляться от кондукторов, то у пассажиров резко увеличился соблазн периодически «забывать» оплачивать проезд.
К тому же, всеобщая цифровизация порой приводит и к чисто техническим затруднениям. Бывает, что оплата банковской картой не проходит, «Подорожника» у пассажира не оказывается, а наличными заплатить просто некому — водители билетики давно не продают. Особенно часто в такие ситуации попадают гости города, в том числе и иностранные.
— Считаю, что выписать штраф пассажиру, если он не смог оплатить проезд в транспорте из-за технических проблем и сбоев, нельзя с точки зрения социальной справедливости, — настаивает депутат Цивилёв.
Сегодня уже 350 маршрутов из 550 переведены на систему исключительно электронной оплаты, и их число будет расти. Перевозчики признают, что такая «обезличенная» форма обслуживания заметно снижает объёмы сборов, но и возвращать кондукторов не планируют. С одной стороны, эта работа тяжёлая и непопулярная: люди часто увольняются или стараются перейти на более денежную должность контролёров. Даже сейчас открыто много вакансий, заполнить которые не удаётся. С другой, транспортные компании считают, что держать кондукторов экономически неинтересно и оставляют их только на самых загруженных маршрутах. На всех остальных они рассчитывают на сознательность пассажиров, работу контролёров, ну и на искусственный интеллект.
Сейчас большинство машин оборудовано системой видеонаблюдения с элементами ИИ, которая помогает выявлять «зайцев». Работает просто: на входе камеры фиксируют всех входящих, а валидаторы дают информацию о количестве транзакций. В итоге, мы регулярно слышим в салонах объявление о числе лиц, не оплативших проезд, для наглядности информацию дублируют на экранах. Это, как утверждают перевозчики, даёт сильный психологический эффект. Но главное, сведения в режиме реального времени уходят на диспетчерские пункты, и бригады контролёров всегда знают, на какой автобус или троллейбус стоит обратить особое внимание во время проверки.
Важным аргументом в борьбе с безбилетниками власти считают внедрение всё более удобных и прогрессивных способов расчётов. Последний эксперимент — оплата по геолокации. Обещают, что скоро на большинстве маршрутов мы сможем расплачиваться с помощью мобильных телефонов, даже не прикладывая их к валидаторам. Bluetooth-маячки, расставленные в транспорте, будут автоматически связываться со смартфонами пассажиров, и выставлять счета. Правда, если человек не хочет платить за проезд, вряд ли он станет скачивать специальные приложения, а главное, добровольно делиться данными о своих передвижениях с городской транспортной системой.

Словом, несмотря на все невероятные технические новшества, единственным действенным способом хоть как-то приструнить «зайцев», по-прежнему остаются проверки контролёров и штрафы.




