Прямой эфир

Бесплодие, роковые роли и страшный конец жизни: как угасла Елена Майорова

Влада Филипенко
30 мая, 09:39
Елену Майорову называли одной из самых пронзительных артисток 1980-х годов — она с равной убедительностью играла и хрупких интеллигенток, и простых женщин с их непростой судьбой. Но за сценой и экраном скрывалась драма: депрессия, отчаянные поиски счастья. Как итог — трагический уход, оставивший больше вопросов, чем ответов.
Коллаж 78.ru: kino-teatr.ru, unsplash.com, flaticon.com/Freepik

Путь от Южно-Сахалинска до «Современника» и МХТ

Биография будущей примы МХАТа началась в Южно-Сахалинске. Семья Елены Майоровой была простой: отец работал на автобазе, а мать — на мясокомбинате. Всем троим приходилось ютиться в промёрзшем бараке, из-за в детстве девочка переболела туберкулёзом.

— Родом я из Южно-Сахалинска. Всегда хотела вырваться оттуда, чувствовала себя там, как в клетке. На моих глазах прошла жизнь родителей: после смены — по магазинам, дома — кухня, телевизор, и так от праздника до праздника. Однообразие угнетало, просто пугало. Я понимала, что жить так не смогу! — рассказывала в интервью Елена Майорова.

В средних классах Лена ходила в драматический кружок и театральную студию при местном Доме пионеров — тогда она загорелась мечтой стать настоящей актрисой. Однажды мать сделала подарок девочке и поехала с ней в Москву и Ленинград. Уезжая, Майорова дала себе обещание обязательно вернуться в столицу и поступить в училище.

Как только пришло время вступительных экзаменов, дальневосточная красавица раз за разом получала отказы. Почти везде в приёмной комиссии ей отвечали: «Не типаж. Слишком много картавите. Избавьтесь от говора». Майоровой страшно хотелось задержаться в Москве, поэтому она поступила в СПТУ на изолировщицу труб.

— Мы, девочки, выполняли тяжелейшую физическую работу: обматывали трубы стекловатой, затем — металлической сеткой, а сверху — бетоном. По этим трубам потом шёл газ, поступала вода в новые дома. Работали с восьми утра на морозе, в траншеях — в робах, «намордниках» (то есть респираторах). Жили в общежитии, да ещё и стипендия была по 20 рублей в месяц, — вспоминала студенческие годы актриса.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Учёба была непростой, но Елена окончила заведение с красным дипломом. После этого она вновь попробовала пройти в ГИТИС, и удача ей, наконец, улыбнулась. Курс набирал Олег Табаков — он поверил в девушку и «взял под крыло». Четыре года пролетели незаметно, Майоровой предстояло найти работу.

— Я попала в театр «Современник» к Галине Борисовне Волчек. Всё складывалось прекрасно: получила роль Наташи в «Трёх сёстрах», Машу играла Марина Неёлова, которую я боготворила с детства. А в «НЛО» стала даже играть одну роль с очередь с ней. Пыталась подражать голосом, пластикой. Позже поняла, что есть актриса Неёлова, а должна быть актрисой Майоровой, — делилась перипетиями артистка.

Позже внимание на самобытную девушку обратил Олег Ефремов и предложил ей перейти в Художественный театр. Она долго обдумывала — казалось, что её место в «Современнике». Но, тем не менее, знаменитому худруку удалось найти для актрисы точные роли, благодаря которым раскрылся её талант.

— На сцене я остаюсь актрисой характерной. Не могу, к примеру, играть Нину Заречную неземной женщиной, голубой героиней, как это принято. Играю про свою судьбу, девушку, которая мечтала о сцене; пришло время, и она поняла, что главное в актёрском деле не блеск, не слава, а умение терпеть, нести свой крест и веровать, — откровенно признавалась Майорова.

«Я согласна гореть»

Кинодебют Елены Майоровой состоялся в 1980 году. Тогда на экраны вышел фильм «Вам и не снилось…», в котором выпускница Табакова сыграла второстепенную роль соседки Кати. Но уже через год ей досталась главная роль проводницы вагона Серафимы Стешковой в ленте «34-й скорый».

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Актриса демонстрировала удивительную многогранность, когда одинаково пронзительно играла как утончённых интеллигенток (роль Зинаиды в «Дядюшкином сне»), так и простых бесхитростных женщин (медсестра в «Привет с фронта», колхозница в «Друзей не выбирают»). Сама Майорова признавалась, что ей были ближе фильмы по мотивам классических произведений.

— Думаю, немногие актёры могут похвастаться, что их всесторонне используют в кино. Но я не отчаиваюсь. Конечно, хотелось бы сыграть в кино классику. А вот пробовалась в «Крейцерову сонату», пришла в джинсах и сразу услышала: «Очень уж вы современная!» — шутила Майорова.

В конце 1980-х годов Майорова снялась в работах, которые сделали её известной на весь союз. Сначала вышла драма Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты», затем мелодрама Эдуарда Гаврилова «Двое и одна», социальная драма Бориса Яшина «Скорый поезд». За роль официантки вагона-ресторана Ольги Кореневой артистку наградили призом фестиваля «Созвездие – 89» в номинации «Лучшая женская роль».

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Казалось, у Елена Майорова было всё — регулярная работа, деньги, признание зрителей и коллег. Но за внешним благополучием скрывалась глубокая внутренняя борьба: она тонула в переживаниях, отгораживалась от мира и мучилась вопросами, на которые не находила ответов. Близкие тревожились и не могли понять причину, но артистка через силу бросала: «Ничего, прорвёмся».

— Самое трудное для меня — жить в согласии с собой. Но в редкие периоды душевного равновесия у меня нет сомнения в правильности моего выбора. У меня много работы — значит, я кому-то нужна. Тогда я чувствую себя счастливой. Тогда я согласна гореть, сгорать, не замечая трудностей. Кстати, «Елена» в переводе с греческого означает «факел». Я бы хотела быть достойной своего имени, — таким откровением делилась Майорова.

Ефремов был готов положить мир к ногам, но она выбрала мужа

Елена Майорова дважды была замужем. С первым супругом, Владимиром Чаплыгиным, она познакомилась в театральном училище. Но брак продержался всего несколько месяцев: поговаривали, что свекровь была против «провинциальной» девушки. Была и другая версия, якобы артистка хотела получить московскую прописку, и в однокурсник в этом помог.

Второго мужа она встретила спустя несколько лет в гостях у подруги. Говорят, будто перед тем, как в комнату вошёл художник Сергей Шерстюк, Майорова вдруг произнесла: «Сейчас появится мой будущий муж». Так оно и случилось — молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда и сразу же начали жить вместе.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Елена знала, что никогда не станет матерью. Врачи ей поставили страшный диагноз — «бесплодие». Шерстюк бережно обходил эту тему и делал всё, чтобы актриса была счастлива. Однако, как рассказывали некоторые коллеги Майоровой, на съёмках фильма «Странное время» она увлеклась Олегом Васильковым. А до этого будто сам Олег Ефремов предлагал ей руку и сердце…

Тайна гибели Елены Майоровой

23 августа 1997 года, около четырёх часов дня, из подъезда дома на Тверской улице выбежала женщина вся в ожогах и с едва державшимся на ней обугленным платьем. «Помогите!» — её крик нарушил тишину двора.

Она успела добежать до служебного входа театра им. Моссовета… и рухнула без сознания. Коллеги, узнавшие в пострадавшей приму МХАТа Елену Майорову, вызвали скорую. Но спасти актрису не удалось — она умерла вечером в институте Склифосовского.

Гибель актрисы породила множество слухов и домыслов. Следователи утверждали, что Майорова сделала всё сознательно. Тогда друзья начали выяснять — можно ли было избежать трагедии? Оказалось, что артистка вела себя странно за несколько недель до дня «икс», на съёмках сериала «На ножах».

— В картине были очень эффектные сцены. Например, когда Елена подходит к горящему камину и падает возле. Режиссёр Александр Орлов рассказывал, что коллеги боялись, когда Елена близко приближалась к огню: «Ей шепчут, не подходи, а она, наоборот, всё ближе и ближе». Орлов страховал, ставил по бокам камина двух рабочих: одного с ведром, другого с огнетушителем. Елена срывалась, бывала истерична, — вспоминал знакомый Елены Майоровой.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Татьяна Догилева утверждала, что Елену Майорову довёл супруг Сергей Шерстюк. По её словам, актриса была вынуждена решать всё проблемы, в том числе финансовые, самостоятельно.

— Проблемой было не отсутствие денег, а та ответственность, которая лежала на Лене. Она была единственным кормильцем в семье. Её муж после 1991 года перестал быть востребованным. Счета, крупные и мелкие покупки, содержание Сергея и его матери — всё это оказалось на её плечах. Она тянула семью на себе. Рано или поздно наступает момент, когда человек не выдерживает такого груза ответственности, — делилась с журналистами артистка.

Смерть супруги стала для Сергея Шерстюка страшным ударом. Он всего на девять месяцев пережил Елену Майорову, скончавшись от рака 4-й степени. Перед смертью он нарисовал картину, которую назвал «Ты и я». Могила художника и его жены находится на Троекуровском кладбище.