«Зелёный» флот на Неве. Смольный готовит масштабную ревизию речного транспорта

Первые «Канарейки» и «Чайки» уже на воде
Самое первое в Петербурге электросудно «Канарейка» проекта «Мойка 2.0» запустили совсем недавно, под самый финал прошлогодней навигации. Оно пару месяцев курсировало по рекам и каналам в тестовом режиме и собирало положительные отзывы экспертов — тихое, маневренное, с оптимальной для речных поездок скорость в 13 км в час, в автономном плавании может продержаться сутки. На кораблике успел прокатиться даже губернатор. Прогулка ему явно понравилась, и градоначальник объявил, что «зеленому» флоту в Петербурге скоро быть.
И вот уже в июне в плавание по Неве отправится следующее такой катер — «Стрельна», модернизированная версия серии «Москва». Об этом буквально в прошлую пятницу на площадке «ТранспортФеста» сообщили представители верфи «Эмпериум», которая его и построила.
Но две катера — ещё не флот. Конечно, «Эмпериум» обещает, что следующим летом заказчик — компания «ВодоходЪ» получит ещё 5 аналогичных лодок, а к 2030 году их будет 25. Однако, далеко не все они останутся в Северной столице. На экологичный водный транспорт уже активно претендуют Москва, Нижний Новгород, Ярославль, Уфа, Пермь. И если учесть, что верфи сегодня производят примерно 90% электросудов в России, то рассчитывать на серьёзное пополнение Петербургу не приходится.
Большие надежды город возлагает на проект с двигателями на сжиженном природном газе. До 2030—2032 годов «Газпром СПГ технологии» обещает сдать в эксплуатацию 40 подобных кораблей. По плану, 30 из них типа «Фонтанка» будут ходить по рекам и каналам и еще 10 — типа «Чайка» или «Нева» — по Большой Неве.

Но и здесь получается не очень гладко. Предполагалось, что первые три судна появятся до конца текущего года, но строительство ещё даже не началось. Виной тому высокая ключевая ставка и дорогие лизинговые программы. В компании верят, что если экономическая ситуация изменится достаточно быстро, то они уложатся в установленные сроки. Перспектива сомнительная, поскольку снижение кредитных ставок в обозримом будущем ничего не предвещает. А вот цена на инновационные корабли точно увеличится, об этом уже предупреждают в «Газпром СПГ». Изначально стоимость большого судна оценивалась в 300–350 млн рублей, малого — в 100 млн рублей.
А пока по Неве ходит одна единственная «Чайка» на СПГ, причем единственная в стране. Так что грандиозный план Смольного в ближайшие пять лет убрать из центра города все дизельные суда и заменить их электрическими или газомоторными, выглядит не слишком реалистично.
Никакого дизеля в центре
Несмотря ни на что, власти Петербурга смотрят в «зеленое» будущее с большим оптимизмом. Месяц назад они объявили о начале масштабной реформы водного транспорта. В частности, за пять лет планируется полностью обновить флот, и довести долю экологически безопасных судов до 50%. Более того, комитет по транспорту предлагает убрать из центра города суда на дизельном топливе, поскольку шум двигателей и запах выхлопных газов мешает местным жителям. Ограничения могут коснуться Фонтанки, Мойки, Крюкова канала и канала Грибоедова, где смогут ходить только катера на электричестве или СПГ.
Идея обновления речного флота, безусловно, очень своевременная. Средний возраст кораблей приближается в 40 годам. Заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков заметил:
— Нормативный возраст пассажирских судов в ряде случаев уже истек, например, средний возраст катеров типа «Метеор» составляет 37 лет, «Москва» и «Нева» — 30 лет, «Мойка» — 20 лет и «Фонтанка» — 18 лет.
Пока все они вписываются в существующие экологические нормы, но если эти требования ужесточат, как планируется, то большинство судов просто не сможет выйти в рейс.
Поэтому задача, которую поставил перед собой комтранс на ближайшие пять лет, — сократить средний возраст 75% кораблей до 15 лет и меньше. Приблизительно под программу обновления должны попасть около 400 судов. А чтобы мотивировать владельцев быстрее обновлять водный подвижной состав и переходить на «зеленую» энергию, правительство города сейчас обсуждает ряд преференций. Среди вариантов — временно обнулить транспортный налог и налог на имущество, а также ввести льготную программу лизинга по ставке от 7% и снизить для них стоимость швартовки к городским причалам.

Предложения для крупных перевозчиков заманчивые, однако, они не решают главной проблемы — где брать суда на электротяге и СПГ, если их строят в единичных экземплярах. А переоборудовать двигатели старых кораблей дорого и слишком сложно с технической точки зрения.
Кроме того, основная масса катеров, которые сегодня катают туристов по рекам и каналам, вовсе не принадлежат крупным операторам. Так, в Петербурге зарегистрировано около 300 судоходных компаний и 600 кораблей с лицензией. При этом коммерческой перевозкой пассажиров в действительности занимаются от 4 до 5 тысяч судов, в том числе и частные лодки. Дмитрий Ваньчков признается:
— Город до конца не понимает, что происходит в сфере речных прогулок. Но по оценкам экспертов, около трети туристических перевозок на воде могут находиться в серой зоне.
И для таких нелегалов вопросы экологии явно не стоят на первом месте.
Идем на опережение
Старые корабли — это только часть проблемы, мешающей «озеленению» водного транспорта. В городе не хватает даже обычных заправок для дизельных лодок. В результате, часть корабликов пополняет запас топлива с помощью буксировщиков, что для чистоты невских вод очень не полезно.
Но власти города действуют на опережение, и уже готовятся к расширению сети электрозарядных станций. Сегодня в Петербурге работает только одна такая зарядка мощностью 150 кВт на причале «Мытнинская набережная» рядом с Петропавловской крепостью. Хотя попытки установить их были и раньше.
Так, еще в 2022 году «Водоходъ» хотел запустить пять электрических катамаранов Ecocruiser по маршруту Петербург-Петергоф. Для этого нужно было оборудовать причалы, соответственно, в Петергофе и на Дворцовой набережной. Оба они являются объектами культурного наследия, и компания так и не смогла согласовать проект зарядных станций с КГИОПом. Инновационные катамараны отправились в плавание в другие регионы, где установку устройств разрешили.
В этом году планируется запустить две зарядные станции — на «Речном вокзале» и городском причале «Южная дорога», а также начать проектирование еще одной станции мощностью 450 кВт на Арсенальной набережной у Финляндского вокзала. На этот раз КГИОП возражать не стал. Так что у наших первых двух электросудов будет где подзарядиться.

Что касается заправочной инфраструктуры для будущего флота газомоторных судов, то ситуация здесь примерно схожая. Сейчас действует только одна бункеровочная станция для той самой уникальной «Чайки» на СПГ, еще две проектируются. Всего «Газпром СПГ Технологии» рассчитывает построить в городе строительства 10 таких газовых заправок. Правда основные маршруты прогулочных катеров проходят по центру города, и с согласованием размещения такого оборудования опять могут возникнуть проблемы.
Владельцы судоходных компаний пока относятся к экологическим инициативам города настороженно. Смущает размер необходимых инвестиций. Ассоциация владельцев пассажирских судов сейчас получает статус саморегулируемой организации, после чего собирается провести полную ревизию флота своих участников. Только тогда они смогут сказать, какой процент судов нуждается в обновлении и как быстро смогут они перейти далее планомерно переводить на более высокие экологические стандарты.




