Прямой эфир

«Шашлык дружб», Лужков-дворник и уродливый Пётр: чем запомнился Зураб Церетели

Анна Федорова
22 апреля, 13:16
Как автор тысяч работ из Тбилиси сделал в России своё имя нарицательным, которое одновременно передаёт и неописуемую плодотворность с полной отдачей, и в то же время привкус «админресурса» в искусстве?
Коллаж 78.ru: Photoagency Interpress; Belkin Alexey/globallookpress.com, wikipedia.org/AKfounder; CC BY-SA 3.0, flaticon.com/Freepik

«Работал до последнего»

О смерти скульптора и художника стало известно утром 22 апреля. Смерть наступила в 01:30. Как сообщил его помощник Сергей Шагулашвили в комментарии «РИА Новости», 91-летний Зураб Церетели скончался из-за остановки сердца.

По словам ассистента, у автора осталось множество незавершённых проектов, поскольку тот «работал до последнего». При этом продолжавший творить Церетели болел в последнее время, о чём рассказали в его окружении.

— Про него ни слова плохого сказать не могу. Он был всегда очень открытый человек. С ним просто можно было встретиться. В последнее время, конечно, встретиться было сложно, потому что он болел, — рассказал «АиФ» заслуженный художник России, скульптор Сергей Щербаков, знакомый с мастером.

Искусствовед Ксения Коробейникова в своих соцсетях также сообщила, что скульптор в последние годы боролся с заболеванием, не уточняя с каким конкретно:

— Зураб Константинович ушёл в кругу семьи на 92-м году жизни от продолжительной болезни, — написала искусствовед.
Фото: Natalya Loginova/globallookpress.com
Фото: Natalya Loginova/globallookpress.com

Можно отметить, что последние сообщения о его новых скульптурах городского масштаба появлялись всего несколько лет назад — в 2021-м СМИ сообщали, что им был создан памятник Петру и Февронии для Воронежа. Кроме того, за долгую карьеру фамилия Церетели стала и именем нарицательным, и синонимом плодовитости, ведь он создал более 5000 произведений искусства, среди которых, конечно, не только скульптуры.

Однако именно ими Церетели вписал себя в историю — его памятники становились поводом для всероссийского обсуждения: их и любили, и критиковали, а иногда даже осуждали, припоминая автору добрые отношения с мэрией Москвы. Работы авторства Зураба Константиновича стоят по всему миру: в США (там, в частности, расположилась легендарная скульптура «Добро побеждает Зло», установленная в Нью-Йорке в 1990 году в честь окончания холодной войны), на Родине в Грузии, в Европе. Однако именно его российские работы, что ожидаемо конечно, вызывали самые жаркие споры в РФ.

1983-й — «грустный шашлык „Дружбы народов“

Прорыв Церетели к творческому Олимпу СССР произошёл ещё в 1980 году, когда он стал главным художником XXII Олимпийских игр в Москве. В том же году он отметился в родном Тбилиси работой «Человек и солнце», а через три года уже в столице России появился один из самых известных его ранних монументов.

К 200-летию подписания договора о вхождении Грузии в Российскую империю на Тишинской площади был установлен 42-метровый памятник «Дружба навеки». Представляющий из себя по сути гигантский стержень с нанизанными буквами русского и грузинского алфавитов (из них собираются слова «единство», «братство», «мир» и «труд») многим в Москве полюбился, но памятник всё-таки заработал шутливое наименование «шашлык» из-за особенностей конструкции.

Есть у этой работы Церетели и сложная политическая подоплёка, как, впрочем, и у многих его произведений. В 90-е в Грузии дату считали чуть ли не началом «оккупации», а парный столичному монументу памятник «Узы дружбы», расположившийся в том же 1983 году на въезде в Тбилиси, был позднее уничтожен.

Фото: wikipedia.org/AKfounder; CC BY-SA 3.0
Фото: wikipedia.org/AKfounder; CC BY-SA 3.0

Зато Арка Дружбы Народов, также проект Церетели 1983-го года, на Военно-Грузинской дороге уцелела и даже была отреставрирована в 2017-м.

1997-й — напуганные «Трагедией народов» москвичи

Презентация установленного в парке Победы памятника, посвящённого жертвам фашистского геноцида, прошла в 1997 году, но работать над ним Церетели начал ещё за год до того — можно отметить, что это был личный проект, ведь создавался Зурабом Константиновичем на свои средства. Бесконечная череда измождённых жертв нацистов эффект на столицу произвела соответствующий теме — ужас.

Памятник неоднократно критиковали, а фигуры злые языки даже называли «зомби», требуя убрать монументальный комплекс. Можно, кстати, отметить, что в данном случае негодующие если и не проиграли, то со временем эту работу Церетели оценила и публика вслед за критиками, называвшими это одной из лучших его работ. Вот такие отзывы об этой спорной работе сейчас на одном из самых популярных ресурсах-картах:

— Этот памятник я увидела в далеком 2003-м году, случайно гуляя по Парку, он просто потряс меня, не знаю почему, наверное, это и была та великая сила искусства, о которой говорят и спорят. Даже сейчас, вспоминая об этом памятнике, у меня наворачиваются слёзы на глазах, сами детали уже не могу описать, но весь образ в целом прекрасно передаёт именно Трагедию войны.
— Этот памятник вызывает глубокую скорбь. Он так сильно передаёт ту боль и ужас. Глядя на него, всегда хочется плакать. Это действительно сильная скульптура!
Фото: victorymuseum.ru
Фото: victorymuseum.ru

1997-й — «неприкаянный» Памятник Петру I

Но, конечно, самой спорной и «непринятой» работой Церетели можно считать огромный монумент Петру I на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала с очень сложной судьбой. Эту версия императора «скандальной» стала во многом из-за «подтекстных» историй, нежели из-за самого памятника. Впрочем, и 96-метровую скульптуру критиковали, даже помещали в антирейтинги самых уродливых, против «Петра-гиганта в юбке» выступали многие.

Однако действительно громкий скандал начался спустя десятилетия после установки памятника в 1997-м – уже в 2010 году. Дело в том, что эта работа появилась в столице в период, когда Зураб Церетели пользовался явной протекцией тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова и работал по заказу правительства столицы. Дружба градоначальника и художника запечатлена и в бронзе: в 2002-м в столице появился памятник градоначальнику в образе дворника. Монумент сам по себе тоже, конечно, наделал шуму.

Про Петра же сразу вспомнили, как только Лужков потерял свою должность. Заговорили о том, чтобы избавить город от монумента — например, передать Петербургу (в Северной столице отказались, тем более что Петр I от Церетели в итоге появился и там в «нулевые», у гостиницы «Прибалтийская»). От московского же памятника в итоге отстали и, вероятно, повлияла на это стоимость демонтажа и переноса, которая могла достигнуть 1 млрд рублей по оценкам.

У Петербурга, к слову, своя история с «гигантами» от Церетели — в Северной столице должен был появиться 80-метровый Иисус Христос по проекту Зураба Константиновича. Горожане идею не оценили, в итоге, как писала KP.ru в 2020-м, скульптура была отлита, но так никогда и не собиралась, находясь в одной из мастерских Церетели.

Фото: Роман Денисов/globallookpress.com
Фото: Роман Денисов/globallookpress.com

2005-й — Памятник «неузнаваемому» Шарлю де Голлю

Отказ от некоторых работ автора был не такой уж и редкой историей, особенно уже на поздних этапах его карьеры. Из-за одного из таких в Москве появился свой «памятник Луи де Фюнесу», легендарному жандарму из французских комедий.

На самом деле монумент посвящён, конечно, французскому политику Шарлю де Голлю. Изначально памятник планировали подарить Парижу, но там вежливо отказались. После презентации работы у гостиницы «Космос» в 2005 году стало понятно почему — на открытие приезжали и зарубежные журналисты. В частности, французское издание писало о памятнике — «…опустив руки и сгорбившись, возвышается косолапый генерал, больше похожий на пугало». Российские медиа, а уж тем более местные жители, Шарля тоже не пожалели.

В итоге за монументом закрепилось прозвище «Луи» в честь актёра, а в Москве «байка» о том, что в столице при тандеме Лужкова и Церетели поставят любую скульптуру, от которой откажутся где-то в мире.

Фото: wikimedia.org/Ed Yourdon; CC BY-SA 2.0
Фото: wikimedia.org/Ed Yourdon; CC BY-SA 2.0

2015-й и 2017-й — такие разные «правители»

Можно отметить, что Зураб Церетели за свою жизнь заработал не только негласное «звание» главного скульптора столицы, но и главного автора в политическом смысле. Ему доверяли самые важные «кремлёвские» заказы. В частности, одной из работ уже позднего Церетели стала знаковая в контексте «Аллея правителей».

Композиция, представляющая из себя 33 бюста исторических деятелей России, расположилась в центре Москвы в Петроверигском переулке. Можно отметить, что в их числе и глава Временного правительства Александр Керенский, которому ранее в РФ ни одного памятника посвящено не было.

Тут, конечно, можно вспомнить и другую скандальную работу, место для которой искали 10 лет. Бронзовая композиция «большой тройки» — Сталина, Рузвельта и Черчилля была создана ещё в 2005 году — её планировали установить в Левадии к 60-летию Ялтинской конференции. Вот только украинская сторона отказалась: во многом, конечно, фигура Иосифа Виссарионовича вызывала недовольство. В итоге памятник всё-таки нашёл себе место: он был установлен в Крыму в 2015 году.

Фото: Leo Preobrazhensky/globallookpress.com
Фото: Leo Preobrazhensky/globallookpress.com

Учитывая сказанное о многочисленных работах автора, вполне возможно, что Зураб Церетели, чьё имя в России стало нарицательным, ещё вызовет не один спор — его скульптуры могут и в ближайшие годы появится на российских площадях.