Страстная пятница 2025: история, суть, традиции, приметы, что можно и нельзя делать

Когда Страстная пятница в 2025 году
Страстная пятница — это предпоследний день Страстной седмицы, недели перед Пасхой, когда верующие вспоминают события из жизни Христа, предшествующие Светлому Христову Воскресению. В церковной традиции её называют Великой, именно такое название используют католики, хотя в русской православной традиции больше прижилось название Страстная. Однако в церковном уставе дни Страстной седмицы также называют Великими, и название «Страстная пятница», напротив, считается скорее народным.
Страстная седмица привязана к дате Пасхи, которая является переходящим праздником, то есть год от года отмечается в разные дни. Вычисляют дату Пасхи с помощью специальной методики — александрийской пасхалии. Согласно ей, Пасха должна приходиться на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия.
В 2025 году Пасха пришлась на 20 апреля. Страстная седмица, следовательно, приходится на неделю от Входа Господня в Иерусалим, 13 апреля, и до Великой субботы, 19 апреля. Страстная пятница 2025, таким образом, выпадает на 18 апреля.
История Страстной пятницы
Страстная или Великая пятница — тяжёлый день для христиан, ведь в этот день они вспоминают суд, распятие и смерть Спасителя на кресте. Недаром слово «страсти» в переводе с церковнославянского означает «страдания» — именно их кульминации и финалу посвящена Великая пятница. Предыдущие дни Страстной седмицы становятся лишь подготовкой к ней.

События, которым посвящена Великая пятница, подробнейшим образом описаны в Евангелиях. Накануне, в Великий или Чистый четверг, после Тайной вечери из-за предательства Иуды Христа схватили в Гефсиманском саду слуги первосвященников, а ученики Его бежали, спасая себя. Иисуса же привели к первосвященникам на допрос, в ходе которого они пытались найти для Него какие-либо обвинения, чтобы обречь на казнь. Однако в итоге решиться сделать это сами они не смогли и потому отправили Христа на суд к Понтию Пилату.
Понтий Пилат был прокуратором, то есть римским правителем Иудеи, прибывшим в Иерусалим совсем незадолго до того. Первосвященники не сомневались, что, отправив Христа к нему, обрекут Спасителя на казнь, однако на деле всё вышло иначе: Понтий Пилат, обстоятельно поговорив с Христом, не нашёл вины в его словах. Но и пойти против воли первосвященников ему было трудно, поэтому он отправил Иисуса на суд к другому правителю — Ироду. Тот, хоть и высмеял Христа, тоже не нашёл никакой вины в Его деяниях, достойной казни, и отправил Его обратно.
Пилат искренне старался сохранить Христу жизнь, однако не смог устоять под давлением первосвященников и особенно народа. Жители Иудеи считали, что Христос пришёл в Иерусалим как царь земной, а не небесный — именно потому они так торжественно встречали Его, когда Он входил в город, в надежде, что Он освободит их от римского владычества, то есть станет военачальником. Но когда Он не стал предпринимать ничего, что могло бы быть истолковано как освобождение от римской оккупации, жители Иерусалима в Нём разочаровались и возненавидели Его. К тому же их подговорили первосвященники, и в итоге народ стал требовать от Пилата казнить Христа.
В тот день казнить должны были ещё троих разбойников, и Пилат пошёл на хитрость — стараясь спасти Христа, он предложил народу отпустить одного из преступников в честь грядущего праздника Песах. Однако вместо Христа народ потребовал отпустить разбойника Варавву.
«Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27: 22–26).

После этого Пилат ничего не мог больше сделать — по долгу службы ему пришлось отправить Христа на казнь, хотя и собственная совесть, и даже жена, которой накануне приснился вещий сон, отговаривали его. Тем не менее он отдал Христа солдатам, и те издевались над Ним и до пути на Голгофу, и во время него. Сначала они отобрали Его одежду и, избивая, переодели в багряницу, надели на голову терновый венец, с издёвкой называя Царём Иудейским; затем вернули Его одежду, но по дороге на Голгофу продолжили избивать и заставили Самому нести тяжёлый крест на место казни.
Там, на Голгофе, и состоялась казнь — мучительная и позорная, к которой в Иудее приговаривали только отъявленных злодеев. Однако и тогда, когда крест с прибитым к нему Спасителем подняли на холм, издевательства не прекратились: солдаты нанесли Ему несколько ран, а вместо воды подавали губку, вымоченную в уксусе и желчи, предлагая спасти самого себя. Всему этому было множество свидетелей — и ученики Христа, и те, кто Его проклинал, и даже разбойники, которых распяли рядом.
Один из распятых разбойников тоже издевался над Христом вместе с солдатами и зрителями. Другой же, напротив, возражал, что они — злодеи и понесли заслуженное наказание, а Христос, в отличие от них, распят ни за что. При этом он попросил Спасителя вспомнить о нём в Царстве Небесном. По преданию, именно этот раскаявшийся, благоразумный разбойник стал первым спасённым из людей, когда Христос сошёл во ад.
Казнь продолжалась около трёх часов, и только по прошествии их Иисус умер.
«Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник» (Лк. 23: 44–47).
Первосвященники не разрешали снять тело Спасителя с креста, однако вечером того же дня тайное разрешение сделать это от Понтия Пилата получил один из учеников Христа — Иосиф Аримафейский. Он снял тело Иисуса с креста, обернул, по иудейскому обычаю, в плащаницу, то есть в льняное полотно, и похоронил его в высеченной в скале пещере. Вход в неё завалили камнем, а к нему первосвященники приставили стражу — якобы для того, чтобы тело не выкрали и не заявили о воскрешении Христа. Однако именно эта стража в итоге и станет одними из свидетелей Воскресения — всего день спустя.

Значение и смысл Страстной пятницы
Страстная пятница — день скорби, вины и покаяния. Дело в том, что в смерти Спасителя, пусть и предсказанной, предначертанной, совершённой ради спасения человечества от грехов, виноваты не только те, кто непосредственно отправил Его на казнь. Вина лежит не только на Иуде, первосвященниках и Понтии Пилате, но и на жителях Иерусалима, которые вместо Христа требовали спасти разбойника Варавву. В их лице вина за смерть Христа метафорически лежит и на всём человечестве, которое допустило мучительную гибель Сына Божия за свои грехи.
Однако священники предупреждают: Страстная пятница — время вины, но не самобичевания. В этот день мыслями нужно обратиться к своей душе, найти в ней самые тёмные уголки и искренне раскаяться в своих грехах. Из истории Страстной пятницы нужно вынести урок для себя, стать благодаря ему добрее, помнить и ценить жертву Христа и через неё, освобождаясь от грехов, работать над собой.
Традиции на Страстную пятницу
Страстная пятница — в большей степени церковная, нежели народная, памятная дата. Поэтому и традиции её в основном связаны с богослужением.
Богослужение на Страстную пятницу отличается от других. Оно полностью посвящено последнему дню жизни Спасителя и фактически является обрядом Его отпевания.
Прежде всего, служба в этот день отличается наличием Царских часов. Это первый, третий, шестой и девятый часы, которые в России называют Царскими, поскольку их раньше посещали цари и императоры. Обычно Царские часы присоединяются к другим службам, но в Страстную пятницу они становятся особым, отдельным богослужением. На Царских часах читают отрывки из Библии, которые посвящены гибели Спасителя.
Кроме того, в Страстную пятницу совершается важный обряд — вынос плащаницы. Это сравнительно новая традиция, которая пришла в Россию только в XVII веке, а в целом сформировалась в Средние века. В качестве плащаницы выступает прямоугольник из ткани с изображением сюжета положения Христа во Гроб. Её укладывают на престол, в центр кладут маленькое Евангелие, а после вечерни через Царские врата выносят из алтаря и кладут на гробницу посередине храма. Совершает это торжественное действие священник в полном облачении под пение хора. Затем над плащаницей читают канон «Плач Богородицы», а в завершение службы допускают прихожан приложиться к ней.

Плащаница останется в центре храма до самого конца Великой субботы — именно с её возвращения обратно в алтарь начинается пасхальная служба, и это становится символом перехода от горя к радости, от Великой субботы к Светлому Христову Воскресению.
Что можно и нельзя делать на Страстную пятницу
Разрешённых и запретных действий на Страстную пятницу не так много — прежде всего потому, что это день скорби. Поэтому воцерковлённому человеку разрешено следующее:
- посещать службу в храме,
- молиться,
- проводить день в размышлениях,
- покаяться и исповедаться.
Запретов в Страстную пятницу немного больше, и связано это с тем, что верующие по-прежнему держат пост, который в этот день особенно строгий. В этот день нельзя:
- употреблять любую пищу до выноса плащаницы, пить что-то, кроме воды,
- развлекаться, устраивать застолья и вечеринки,
- отмечать личные праздники, справлять свадьбы,
- тяжело работать по дому, убираться также не рекомендуется,
- тяжело работать в огороде и вообще на земле.
Надо отметить, что меру поста и в Великий пост, и в пост на Страстной седмице каждый определяет сам в меру своих сил, здоровья и других обстоятельств. Полностью отказываться от еды в Страстную пятницу может только абсолютно здоровый человек. Если же есть какие-либо заболевания, лучше ограничиваться молитвой и посещением службы, а из пищи исключить только скоромное — то есть мясо, молоко, рыбу и яйца.
Приметы на Страстную пятницу
Примет на Страстную пятницу достаточно много, причём связаны они как с погодой, так и в целом с атмосферой этого дня.

Так, среди погодных примет:
- если на Страстную пятницу стоит тёплая погода, так же тепло будет и в последний день месяца,
- если в этот день идёт дождь, он продолжится на протяжении всего мая,
- если в Страстную пятницу светит солнце — будет большой урожай хлеба,
- пасмурный день сулит много сорняков на огороде.
К погодным приметам церковь относится нейтрально, а вот остальные считает суеверием. Тем не менее они есть и соблюдаются. К примеру, среди народных примет есть такие:
- если в Страстную пятницу посадить дерево, оно не приживётся,
- нельзя в этот день работать на земле и вообще касаться земли железными инструментами — иначе быть беде,
- тем, кто выдержит пост без еды, отпустятся все грехи,
- для привлечения достатка примета советует принести из храма 12 свечей, расставить по всем комнатам и дать прогореть до конца,
- если сохранить кусочек от кулича, испечённого в Страстную пятницу, в течение года, это принесёт здоровье,
- а если производить какие-либо манипуляции с волосами, к примеру, заплетаться или стричься, это здоровье, наоборот, отнимет.




