Прямой эфир

Выплыть из тени: с чем стартует навигационный сезон 2025 в Петербурге?

Светлана Коваленко
14 апреля, 14:46
В начале навигационного сезона 2025 в Петербурге разразился громкий скандал с арестом чиновника «Мостотреста». Его подозревают в покушении на получение взятки в обмен на «режим содействия» индивидуальному предпринимателю, оказывающему услуги по водным перевозкам. Малый бизнес сетует: работать легально на фоне крупных игроков сложно. Толкаться на реках и каналах приходится в прямом смысле слова.
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Новый сезон — новый скандал

По традиции навигационный сезон в Северной столице начинается в апреле и длится до конца октября, а иногда растягивается и до ноября в зависимости от погодных условий. И практически каждый год не обходится без многочисленных ЧП.

Навигационный сезон 2025 в Петербурге стартовал в ночь на 10 апреля, пока никаких серьёзных инцидентов ещё не случилось. Но зато в центре скандала уже оказался заместитель начальника управления имущества и арендных отношений СПб ГБУ «Мостотрест» Эмиль Ахмедов. Ему вменяется покушение на получение взятки от индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по водным перевозкам. Ему фигурант дела, рассматриваемого Смольнинским судом, пообещал за сумму в 1,26 млн рублей закрыть глаза на «нелегальное использование» части набережной канала Грибоедова.

Дело в том, что именно ГБУ «Мостотрест» на праве оперативного управления организует аукционы на аренду у города причалов для судоходных компаний.

Представители малого бизнеса заверяют, что честно победить в таких процедурах крайне сложно. Потому и приходится идти на всяческие уловки в виде той же субаренды у крупных игроков. К ним якобы город более благоволит. Под этим предлогом малый и средний бизнес готов морально, да и не только, и на другие нарушения, парируют собеседники. При этом все признают: качественной инфраструктуры для развития безопасного судоходства на реках и каналах города на Неве сейчас не хватает.

Для скоростных услуги, а не аренда!

Всего в Северной столице в настоящее время насчитывается 300 спусков к воде или 142 причала. Такие данные приводят в СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта». Именно это учреждение курирует водные перевозки.

Но «Агентство внешнего транспорта» выступает оператором конкретно для 21 городского причала и оказывает там именно услуги по предоставлению в пользование городских объектов, а не их аренду.

Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Отсюда и свои условия, вытекающие из договоров с ГКУ. Приоритет учреждение отдает скоростным судам, обслуживающим пассажирские перевозки. Эти перевозчики платят по утверждённым тарифам. Они зависят от многих факторов: удалённости зон причала, типа судна, времени суток, количества швартовок и т. д. Речь может идти как о нескольких сотнях рублях за одну из них, так и почти 10 тыс.

Затем, если свободное место ещё остаётся, то его могут предоставить судам, выполняющим уже перевозки в туристических, рекреационных и т. д. целях. Но отводится на такие остановки не более 15 минут. То есть, на большее время швартоваться нельзя.

При этом договоры в заявительном порядке от перевозчиков заключаются на период срока сезона навигации конкретного года. Они пролонгируются на следующий сезон, если ни одна из сторон не заявит о расторжении в течение 30 календарных суток до истечения срока действия бумаги. Запомним эти базовые моменты.

А здесь в месяц и на годы

По принципиально иной схеме действует с имуществом в оперативном управлении ГБУ «Мостотрест». Он организует аукционы именно на право аренды причалов. В извещениях, публикуемых на сайте учреждения, указываются более длительные сроки пользования (как правило, несколько лет), сумма задатка и размер месячной арендной платы. За последнюю и идёт торг на аукционе. Выигрывает тот участник, кто готов предложить большую сумму.

Такая схема с более стабильными условиями для некоторых выглядит привлекательнее. Но, вместе с тем, как считают некоторые собеседники на условиях анонимности, от неё «отрезаются» малый и средний бизнес из-за крупных лотов, величины задатка и т. д.

— Во-первых, сейчас нет понятия судовладельца — причал или кольцо может взять в аренду любой предприниматель при соответствующей подаче документов. В этом уже заключается главная проблема и ошибка законодательства, потому что не контролируются участники, которые в таких мероприятиях и в таких конкурсах принимают, соответственно, участие. Ну и трудность заключается в том, что цена часто бывает завышена городом за те или иные объекты. И условия, и сроки проведения этих конкурсов сложны для обывателя или даже предпринимателя, если нет специальных людей, которые этим занимаются на регулярной основе, — делятся собеседники и добавляют, что в итоге малому и среднему бизнесу взять у города причал в аренду просто не представляется возможным.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Они убеждены, что «на всё есть монополия, а победители заранее определены».

Вопрос не стать, а быть?

Генеральный директор ГК «Аста Марин» Андрей Кузнецов с такими утверждениями в корне не согласен. По его словам, дело не в том, чтобы кого-то признали судовладельцем, а в получении лицензии на осуществление перевозок, включении в официальный реестр перевозчиков и исполнении всех требований законодательства в этой сфере в полном объёме.

— А это значит, надо нести дополнительные расходы, закупать современное оборудование, создать рабочие места и платить персоналу зарплату, а налоги — казне.
Но понятно, что есть и те, кто идти на такие траты не собирается. Он хочет и дальше получать только деньги в свой карман и ничего никому не платить, — поясняет он.

Андрей Кузнецов не видит и проблем с тем, чтобы принять участие в аукционах. По его словам, вся эта документация регулярно публикуется в открытом доступе. Многие с ней заранее знакомятся. Другое дело, что для победы в аукционе надо тоже вложить деньги: внести задаток, бороться за победу.

— Те компании, которые сейчас побеждают на таких мероприятиях, это опытные, известные в городе профессионалам организации. Если малый бизнес в этом плане что-то не устраивает, то всегда можно работать с «Агентством внешнего транспорта» и платить по установленным тарифам. Тут ситуацию можно сравнить с авиакомпаниями. У нас есть «Аэрофлот», есть «Россия», «Победа», «Смартавиа». Но никто же из них не считает нужным строить свои собственные аэропорты. Так и в нашей отрасли, вполне можно пользоваться городскими причалами, гарантирующими безопасность.
Никто не спорит, объекты в частной аренде тоже нужны для того же ремонта, обслуживания, технического осмотра судна и медосмотра персонала перед выходом в рейс и по прибытию, но это всё-таки больше история про крупный бизнес, — подчёркивает он.
Фото: vk.com/mostotrestspb
Фото: vk.com/mostotrestspb

78.ru проанализировал итоги конкурсов, организованных ГБУ «Мосторест» примерно за последний год. В большинстве случаев победителями выходили юридические лица такие, как «АКВА-ЭСКУРС», «Невская линия отдыха», «Нева Тревэл». Но были среди выигравших торги и индивидуальные предприниматели, хотя и в гораздо меньшем количестве. При этом ИП допускали до торгов после подачи заявки без каких-либо претензий к документации, её оформлению и т. д.

Датой проведения последних торгов заявлено 13 февраля 2025 года. Речь идёт о территории части сооружения — Южная набережная до яхт-клуба Петербурга — базирующегося в порту «Геркулес».

По этому аукциону, в отличие от других процедур, протокол подведения итогов до сих пор на сайте ГБУ не размещён.

Проблемы есть, их никто не отрицает

Как подчёркивают все без исключения эксперты, проблемы у отрасли, конечно, есть, их никто не отрицает.

По словам Андрея Кузнецова, в приоритете сейчас создание безопасной транспортной инфраструктуры для пассажиров. Все должны жить по чётким и понятным правилам, над созданием которых сейчас и работают чиновники, эксперты, участники рынка.

— Здесь, особенно в существующих реалиях, встаёт вопрос о безопасности пассажиров. У нас миллионы перевозчиков теперь и миллионы предложений, как в этих условиях люди смогут чётко разобраться, кто работает легально, а кто нет, кому можно довериться, а кому не стоит и лучше не рисковать здоровьем и жизнью. Для этого и нужны лицензии, реестры и контроль за соблюдением требованием, — настаивает Андрей Кузнецов.

Председатель постоянной Комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа Алексей Цивилёв также подчёркивает, что инфраструктура в Северной столице не поспевает за развитием морского и речного судоходства.

— Если Нева сама по себе широкая, то реки и каналы узкие. Там проходимость путей очень небольшая. По факту всем участникам рынка там уже не поместиться. Они перегораживают своими транспортными средствами катерами, водные магистрали. Там образовываются заторы. Есть пятиугольник знаменитый, где со всех сторон идут катера. А потом надо выйти в большую Неву, там проблемы. И если один катер ломается, то вся инфраструктура летит к черту, — эмоционально выражается народный избранник.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Ситуацию с арестом чиновника «Мостотреста» Алексей Цивилёв комментирует тоже, используя яркие образы. По его мнению, как только государство не делает что-то явным, то есть, не разъясняет какую-то процедуру, то появляется люфт у людей, которые должны фиксировать эти нарушения.

— В данном случае коммерсант обратился к силовикам, и эту историю вспомнили. Но у нас таких владельцев много. Их сотни. И как они все договариваются, тоже все знают. И понятно, что эта история не единична. Поэтому здесь и нужна в принципе прозрачность этой системы. Не должно быть, чтобы был какой-то «решала». А если он закрывает глаза на нарушения, то его должны решать премии или выдворять с рабочего места, — уверен Алексей Цивилев, хотя и добавляет, что с материалами дела не знаком и только суду предстоит делать окончательные выводы.

Между тем, до конца апреля в ЗакСе должно состояться мероприятие, на котором будут обсуждаться базовые вопросы модернизации и совершенствования городской речной и морской стратегии. В «повестку дня» внесён экологический блок, тема с дроблением аукционов всё-таки на более мелкие лоты по несколько причалов и льготные условия лизинга для перевозчиков, собирающихся обновить флот. Отдельно обсудят и тему борьбы с «нелегалами».

78.ru будет следить за развитием событий.