Прямой эфир

России всё равно? Что думают рубль и инфляция в России о тарифной войне Трампа

Лилия Батршина
11 апреля, 18:18
Президент США Дональд Трамп объявил всему миру тарифную войну, введя минимум 10%-ные пошлины на ввоз товаров в Штаты. Для России пошлин не предусмотрено, да и торговли с США у неё практически нет. Но значит ли это, что России удастся увернуться от «тарифной дубинки» нового хозяина Белого дома? Не повлияет ли мировой кризис на рубль и цены в магазинах? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж: Belkin Alexey/news.ru/globallookpress.com, Molly Riley/White House/globallookpress.com, imago-images.de/globallookpress.com, flaticon.com

Операция «Шок и трепет»

Новый срок президента США Дональда Трампа и начался, и продолжается шокирующими весь мир событиями. Впервые за три года он созвонился и обстоятельно поговорил с президентом РФ Владимиром Путиным, начался процесс «потепления» в дипломатических отношениях между странами, некоторые компании даже надеются на снятие санкций и возможность вернуться на российский рынок. Всё это, с одной стороны, дало серьёзную надежду на скорое разрешение ситуации, а с другой стороны — заставило растеряться сторонников Украины, в том числе в Европе. При этом ситуация пока осталась в подвешенном состоянии: хотя заявлений сделано много, по факту движение идёт только в части дипломатических отношений, и то небыстро.

Несколько дней назад Трамп сделал новое шокирующее заявление: он объявил о введении пошлин на ввоз товаров в США из 185 стран мира. Минимальные пошлины составили 10%, а максимальным подверглись страны Индокитайского региона: 49% для Камбоджи, 48% для Лаоса, 46% для Вьетнама, 44% для Шри-Ланки, 34% для Бангладеш и так далее. Отдельные пошлины объявлены для стран Европейского союза — они составили 20%.

Фото: Shawn Thew - Pool/CNP/Consolidated News Photos/globallookpress.com
Фото: Shawn Thew - Pool/CNP/Consolidated News Photos/globallookpress.com

Китай в эту итерацию получил пошлины в 34%, но затем, поскольку КНР стала отвечать на пошлины сразу и асимметрично, Трамп объявил о введении дополнительных пошлин на китайские товары — в целом они достигли сначала 104%, затем 125%, а в последней итерации и 145%. Китай в свою очередь повысил пошлины на американские товары сначала до 84%, затем до 125%, а также ввёл полный запрет на торговлю с некоторыми американскими фирмами и ограничения на продажу редкоземельных металлов — и, судя по сообщениям китайских властей, это ещё не конец.

Помимо пошлин на товары США ввели пошлины 25% на импорт легковых автомобилей, лёгких грузовиков и автозапчастей, а также на импорт компьютеров и ноутбуков.

Трамп назвал эти пошлины «зеркальными», то есть, по его мнению, все указанные страны получают прибыль и «наживаются» с поставок товаров в США, не обеспечивая такую же прибыль Штатам, поскольку торговый баланс между ними не в пользу Вашингтона. Новый президент надеется это исправить, а «триллионы долларов» выручки направить на снижение налогов и погашение госдолга.

Фото: imago-images.de/globallookpress.com
Фото: imago-images.de/globallookpress.com

Впрочем, уже 10 апреля Дональд Трамп заявил, что приостанавливает пошлины для 75 стран на 90 дней, чтобы заключить сделки. Список этих стран не озвучен, но в нём точно нет Китая, зато, вероятно, присутствуют страны ЕС, так как Еврокомиссия заявила, что в свою очередь приостанавливает введение ответных мер на те же 90 дней. Вполне возможно, что сделал это американский президент под давлением фондовых рынков, которые за последние две недели сильно просели.

Но возможно, что «так и было задумано»: как отметил в беседе с 78.ru руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко, пока тарифная война Трампа — это скорее громкая заявка и анонс на её всеобъемлющий разрушительный характер. На практике цели Трампа наверняка отличаются от заявленных.

— Он делец. Не случайно мы так часто слышим про готовность и необходимость заключать сделки. Он хорошо знает, что перед сделкой нужно обеспечить для себя выгодную переговорную позицию, тогда вероятность получить желаемое резко возрастает. Хорошо, если удастся вызвать шок, обескуражить контрагента и, пока он находится в этом состоянии, действуя с позиции силы, быстро выйти на желаемый переговорный трек. Это вполне соответствует его предвыборному лозунгу «Сделаем Америку снова великой», — объяснил эксперт.

Учитывая, что, по заявлениям Трампа, более 70 стран «выстроились в очередь», чтобы договориться о сделке, — вполне возможно, что некоторых целей он действительно достигнет.

Импортозамещение по-трамповски

Однако быстрое разрешение конфликта маловероятно, отметил в беседе с 78.ru независимый инвестиционный советник, основатель финтех-компании GBIG HOLDINGS Руфат Абясов. И прежде всего потому, что договариваться не намерен — пока во всяком случае — Китай.

— Китай уже объявил о намерении ввести ответные меры, подняв ставки на импорт из США до 85%. Интуитивно кажется, что Китай представляет собой более серьёзного соперника для США, чем, например, страны Европы, которые пытаются договориться с Трампом о введении пошлин. Вчера (9 апреля. — Прим. ред.) появилась информация о том, что Трамп заморозил введение новых пошлин на 90 дней, но Китай, похоже, сохраняет стойкость, что может свидетельствовать о наличии у него своих весомых причин, — напомнил эксперт.

По формальным признакам то, что делает Дональд Трамп, больше всего похоже на санкции против собственной экономики, отметил Дмитрий Десятниченко. Заградительные пошлины становятся проблемой не только для продавцов, но и для покупателей — ведь это на полках магазинов в США может сложиться дефицит, а из-за этого цены поползут вверх. Тем не менее удар может быть серьёзным и для продавцов, которые не смогут реализовать свой товар и понесут убытки, и руководство многих стран это может сделать гораздо более сговорчивым.

— Скажем, базовые пошлины 10% в итоге покажутся для 185 стран «манной небесной». В то время как без шоковой повестки даже их пришлось бы навязывать очень долго и с большим трудом, — пояснил Дмитрий Десятниченко.
Фото: Jim LoScalzo- Pool/Keystone Press Agency/globallookpress.com
Фото: Jim LoScalzo- Pool/Keystone Press Agency/globallookpress.com

Описать цели Трампа можно знакомым россиянам словом «импортозамещение», хотя вслух оно и не произносится. США действительно сильно зависят от импорта, огромное количество производств находится за пределами страны, в том числе в Китае. Трамп же желает развивать внутреннее производство и сократить зависимость от импорта товаров широкого потребления. А насколько эта зависимость велика, показывают простые цифры: к примеру, в гипермаркетах Walmart, одной из самых больших розничных сетей в США, китайские товары составляют до 80% ассортимента.

— Для Америки в этой ситуации присутствуют не столько технологические или геополитические риски, сколько финансовые. Текущее положение дел негативно сказывается на состоянии их платёжного баланса, — констатировал Дмитрий Десятниченко.

Бьёт это не только по США: так, по словам Руфата Абясова, мировая экономика в целом от развязанной тарифной войны может понести потери в 1–2% мирового ВВП из-за снижения торговли. Интересно, правда, что доллар, в отличие от фондовых рынков, пока держится стабильно по отношению к корзине других мировых валют.

Фото: Arne Dedert/dpa/globallookpress.com
Фото: Arne Dedert/dpa/globallookpress.com

А ещё интересно, что среди 185 стран, против которых Белый дом ввёл пошлины, не оказалось России. Американская администрация поясняла, что причин тому две: идущие в данный момент переговоры, очередной раунд которых состоялся 10 апреля, и отсутствие большой торговли между нашими странами как таковой. Казалось бы, в этой ситуации Россия, отрезанная санкциями от мировой экономики, может «сидеть с попкорном» и наблюдать со стороны за борьбой других стран. Но так ли всё просто?

Тест рискового сценария

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что регулятор изучает влияние масштабных пошлин США на мировую экономику и оценивает реализацию в связи с этим своего рискового сценария. Этот сценарий предполагает снижение мировой экономики, падение цен на нефть и, соответственно, уменьшение поступлений в российский бюджет, а также новый виток инфляции. В качестве противовеса ЦБ предполагает задействовать бюджетное правило, однако для начала нужно проследить за развитием ситуации — сейчас мы находимся фактически в «оке бури», и делать выводы о том, к чему она приведёт, ещё рано.

Фото: Ilya Moskovets/URA.RU/globallookpress.com
Фото: Ilya Moskovets/URA.RU/globallookpress.com

Дмитрий Десятниченко описал два сценария, по которым могут развиваться события и их влияние на российскую экономику. Первый из них — пошлины США всё же введут и они будут высокими, масштабными и массовыми.

— Это приведёт к торможению мировой экономики, уменьшению спроса на все базовые ресурсы, прежде всего сырьё и энергоносители. Это уменьшит доходы от нашего импорта, сократит приток валютной выручки, уменьшит сырьевые доходы бюджета, приведёт к ослаблению рубля, — объяснил эксперт.

«Тест-драйв» этого сценария, на первый взгляд, уже состоялся: практически одновременно с введением пошлин США пошла вниз стоимость нефти, достигнув уровня 2021 года — ниже 60 долларов за баррель нефти марки Brent. Российские сорта торгуются с дисконтом к ней, поэтому они стоят ещё меньше, следовательно, и поступлений в бюджет будет значительно меньше. На фоне таких падений следом обычно падает и рубль, однако этого, на удивление, не произошло: доллар хотя и подорожал примерно на 2 рубля, но не достиг даже 90 рублей за единицу, оставшись на уровне около 86 рублей.

Руфат Абясов обратил внимание, что курс рубля «следит» не только за тарифными войнами, но и за дипломатией — в частности, за встречей в Стамбуле 10 апреля.

— Для нашего бюджета в данной ситуации более выгоден дорогой доллар. Поэтому я полагаю, что уровень в районе 85–90 рублей за доллар может сохраняться в ближайшее время. Естественно, могут быть колебания вверх и вниз — всё зависит от внешних факторов. В настоящее время в таких бурных условиях возможны различные сценарии. «Чёрные и белые лебеди» никто не отменял, — констатировал Руфат Абясов.
Фото: Shatokhina Natalia/news.ru/globallookpress.com
Фото: Shatokhina Natalia/news.ru/globallookpress.com

Надо отметить, что на стоимость нефти влияют больше не тарифные войны, результат которых пока неочевиден, а решение стран ОПЕК отказаться от добровольных ограничений в добыче. Больше объёмы добычи — ниже цена, это закон. В целом, как отметил Дмитрий Десятниченко, рост объёмов добычи играет против рубля, но и здесь сегодня всё не так однозначно.

— Рост объёмов добычи может снизить цены, но это может привести к снижению внутренней добычи в США, так как себестоимость добычи там часто довольно высокая, — пояснил он.

Получается, что Штатам также невыгодна относительно низкая цена на нефть — следовательно, они наверняка будут что-то предпринимать. России остаётся только ждать действий Белого дома: пока цена нефти выше, чем заложено в бюджете, и это нас устраивает. Нельзя забывать, что Россия — член ОПЕК и без её согласия подобные решения не принимаются.

Россия останется в плюсе?

Второй сценарий развития торговой войны для России более выгоден, считает Дмитрий Десятниченко: он предполагает, что пошлины будут совсем не такими, как заявлены.

— Произойдёт относительное ухудшение условий торговли для многих стран, чей импорт является востребованными в США. Начнётся перенесение части производств в США, но это процесс небыстрый. Интерес многих стран к нашему рынку повысится. Существенного охлаждения мировой экономики не произойдёт, — описал сценарий эксперт.

В этом варианте выгода России прежде всего в интересе к нашему рынку со стороны производителей из стран, попавших под пошлины, — того же Китая. Можно предположить, что в какой-то момент это даже создаст предпосылки и для смены нарративов со стороны Европы: сейчас ЕС отчаянно сопротивляется переговорному процессу по Украине, но если США «закрутят гайки», вполне возможно, что у европейцев не останется иного выбора, кроме как отправиться мириться к соседу по материку.

Однако эксперты указывают на два возможных варианта развития событий в этом сценарии. С одной стороны, пошлины могут вызвать интерес к российскому рынку, а значит приведут к снижению цен в России из-за притока импортных товаров. Но с другой стороны — рост издержек вызовет общемировую инфляцию, которая также может прийти в Россию и ещё больше повысить цены на импортные товары. Впрочем, опрошенные 78.ru эксперты не считают второй вариант вероятным.

— На мой взгляд, они (товары. — Прим. ред.) могут подорожать именно в самих США. В нашем случае, например, оборудование из Китая я не думаю, что сильно подорожает. Всё здесь зависит больше от нашего товарооборота с Китаем и цен на валюту двух стран, — отметил Руфат Абясов.
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

С наибольшими трудностями, по его мнению, российская экономика может столкнуться в сельском хозяйстве и добыче сырья, поскольку в этих секторах может обостриться конкуренция на глобальном рынке. А вот в секторах IT и энергетики, напротив, Россия может извлечь выгоду из переориентации запросов на продукцию и услуги, указал эксперт.

Дмитрий Десятниченко предположил, что наиболее вероятной будет сдержанная и невыраженная динамика.

— Есть много других факторов, в частности курс рубля. Повышение объёмов предложения может происходить на фоне некоторого ослабления курса рубля, и общий эффект в итоге может быть не столь выраженным и постоянным. То, что интерес Китая к нашему рынку вырастет, — весьма вероятно. А скорее всего, не только Китая, но и ряда иных стран, к продукции которых мы привыкли в прошлые периоды, — отметил он.

В целом же сейчас сложно делать прогнозы, поскольку мы находимся в эпицентре бушующих процессов. Тарифная война только развернулась — и тут же приостановилась на 90-дневное перемирие, сложно сказать, что нас ждёт завтра или через неделю. Как выразился Руфат Абясов, Трамп «утрамповывает» рынки: за две недели все рисковые активы и фондовые рынки сначала сильно просели, а затем резко выросли на новостях о заморозке пошлин. Это делает главным риском в современной ситуации непредсказуемость — во всяком случае для России.

— Пока я не склонен искать какие-либо существенные риски. Обращаю внимание, что в отношении России никаких пошлин не введено. Да, это не имеет особого смысла. Но в логике Трампа крайне важен символизм, — отметил Дмитрий Десятниченко.

Если и дальше так будет продолжаться, можно надеяться, что Россию тарифная война заденет лишь по касательной, — и вполне вероятно, что наша страна получит от этого максимум выгоды и минимум потерь.