Справится ли «Купчино»? Скоростные трамваи «Славянки» запустят к 1 сентября 2026 года

На юге Петербурга быстрых трамваев ждут с нетерпением. Предполагается, что жители новых районов смогут добираться до метро вдвое быстрее. Так, дорога от Шушар до Купчино займёт приблизительно 15 минут вместо привычных 30-40, а от Славянки можно будет домчаться за полчаса. При этом стоимость проезда останется такой же, как в обычном городском транспорте. Все льготы тоже сохранят.
По плану «Славянка» будет перевозить не менее 13 млн пассажиров в год. Но и это, похоже, только начало. В перспективе линия должна стать основой для дополнительных трамвайных маршрутов, которые соединят Петербург со строящимся городом-спутником «Южный». Там помимо плотной жилой застройки появится крупный учебно-инновационный центр. В него войдут новые кампусы СПбГУ «Невская дельта», «Хайпарк» ИТМО, и, возможно, медицинские корпусы Педиатрического университета.
Единственный вопрос, который остаётся открытым, будет ли справляться станция метро «Купчино» с таким наплывом пассажиров…

Экономика проекта
«Славянка» стала одним из наиболее амбициозных проектов легкорельсовых линий в России. С нуля будет проложено около 21 км путей, возведено три моста и четыре путепровода, современное автоматизированное трамвайное депо и станции на конечных остановках.
— Общий объём финансирования с учётом закупки новых трамваев составляет более 50 млрд рублей, — рассказал 78.ru председатель комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Иван Складчиков. — Из них 30 млрд — стоимость самого строительства. Нам удалось привлечь 10 млрд внебюджетных средств. В концессию вошла компания «БалтНедвижСервис» с участием группы компаний «АБЗ-1» и Газпромбанк. Для того чтобы вовремя реализовать такой масштабный проект в существующей макроэкономической ситуации, когда ключевая ставка настолько высокая, пришлось обращаться в органы инфраструктурной поддержки. Мы получили помощь из федерального центра и льготные займы от банка «Дом.РФ» и Евразийского банка развития. В результате все финансовые потребности на данный момент закрыты.
Концессионное соглашение завершится в 2049 году, после чего «Славянка» перейдёт в полное распоряжение города.
Что на стройплощадке?
Сегодня уже готовы две самые сложные конструкции — путепроводы над железнодорожными путями Витебского направления и над КАД.
— Это совершенно уникальные сооружения, которые станут визитной карточкой новой трамвайной дороги, — подчеркнул Иван Складчиков. — Длина пролёта над КАД превышает 800 метров, три уровня, 25 больших опор. Уверен, что этот проект войдёт во все учебники по градостроительству.

Прямо сейчас продолжается укладка рельсов. Построен корпус депо в Шушарах, где уже идут отделочные работы. Здесь разместятся ангары для ремонта подвижного состава, тяговая подстанция, здание для персонала. Площадь гигантская — 115 тыс. «квадратов».
Впереди строительство двух мостов — через речки Волковку и Славянку. Завершается «упаковка» в подземные трубы Волковского канала у Балканской площади. На этом месте появится павильон первого в Петербурге «трамвайного вокзала».
— Сейчас мы и подрядчики делаем всё возможное, чтобы полностью завершить проект чуть раньше запланированного срока, а это IV квартал 2026 года, — добавляет Иван Складчиков. — Мы надеемся, что скоростные трамваи смогут пройти весь маршрут до микрорайона Славянка уже 1 сентября, когда пассажиропоток резко возрастает.
Бирюзовые трамваи с лучами солнца
По рельсам «Славянки» будут ходить самые вместительные и передовые модели трамваев — 71-932 «Невский». Просторный салон на 200 человек с панорамным остеклением, удобные сиденья, усовершенствованная система климат-контроля, USB-розетки, Wi-FI, мультимедийные информационные комплексы. Это российская разработка — их собирают на Невском заводе электротранспорта им. Пироцкого.
Подобные трамваи бесплатно возили пассажиров до «Ладожской» во время ремонта станции. Но для линии «Славянка» вагоны получили фирменное оформление в оранжево- бирюзовых цветах. Как пояснили создатели дизайна, «бирюзовый — это слияние зелёного и синего, которое подчёркивает экологичность такого вида транспорта и даёт отсылку к морской стилистике Петербурга. Оранжевый — придаёт образу динамику, добавляет глубины и тепла. А ещё это цвет восходящего и закатного солнца, а значит, символ того, что трамваи „Славянка“ на маршруте с раннего утра до позднего вечера».

Всего по контракту будет выпущено 22 таких вагона. Первые 10 выйдут на маршрут сразу после ввода первого участка до Шушар. Остальные 12 машин — по окончании второго этапа строительства.