Спасали душу страны: Пересильд и Копейкин в драме о подвиге Ленинградского зоосада

В Петербурге стартовали съёмки фильма «Красавица» режиссёра Антона Богданова. В основе фильма — вдохновляющая реальная история о том, как сотрудники Ленинградского зоосада спасали животных в первую блокадную зиму 1941 года.
Видео: 78.ru
В эти тяжёлые годы зоопарк продолжал работу, закрываясь для посетителей лишь в первые две зимы.
«Ленинград спасал душу нашей страны»
В самом начале войны большинство животных эвакуировали в Казань. Часть из них пришлось даже усыпить, ведь, если бы в вагоны попали снаряды, дикие звери могли вырваться на свободу.
Только за две ночи в сентябре и октябре 1941-го при воздушных налётах погибло 70 животных — в том числе и слониха Бетти. Это была огромная потеря: Бетти была любимицей посетителей и сотрудников — она жила здесь с 1911 года.
Всего к началу блокады города, 8 сентября, в зоосаде насчитывалось 237 животных.
Красавица Дашиной
За образами многих экранных персонажей стоят невероятные судьбы людей, живших в страшные блокадные годы. Так, Юлия Пересильд воплотит образ Евдокии Дашиной, смотрительницы Ленинградского зоосада, выходившей его самую знаменитую обитательницу — бегемотиху Красавицу.
— Это точно несправедливо, что об этом не снят фильм. И хорошо, что мы снимаем это кино. <…> Сегодня очень непросто вовлечь молодёжь, да и детей, пожалуй, такими сложными темами. Очень много развлекательного контента, и когда говоришь детям: блокада, война, блокадный Ленинград — им становится немного скучно, к сожалению. А животные, зоопарк — в этом есть приманка в какой-то степени, и она хорошая. Очень хочется, чтобы они не забывали историю, потому что люди, которые не знают своего прошлого, безусловно, не имеют будущего, — считает Юлия Пересильд.

Актриса сама очень любит животных. Одно из самых сильных в её жизни воспоминаний — прощание с любимой собакой — помогло вживаться в роль.
— Моей собаке было 16 лет, когда мне нужно было с ней прощаться. И мне надо было принять решение, чтобы поставить ей укол, потому что она очень мучилась. И до сих пор это одно из самых тяжёлых впечатлений в моей жизни, хотя, впечатлений у меня было много, разных. Вот это ощущение предательства беззащитного существа — оно очень тяжёлое. С людьми ты как с равноправными можешь выяснять отношения. А когда это животное, даже самое большое, но оно же абсолютно беззащитно перед человеком. <…> Так и вживаемся, пытаясь найти аналогию в своей жизни, — поделилась артистка.
Если работа с Красавицей и в мирное время была непростой, то в войну стала вообще очень трудной. Бегемоту, который весил больше 2 тонн, нужно было ежедневно около 40 килограммов пищи. При этом еды в её прежнем понимании не стало — в рацион Красавицы вошла каша, которая в основном состояла из распаренных опилок.
Но важно было не только накормить бегемота, а именно ухаживать за ним. Ведь это животное, которому необходима вода: без неё кожа трескается и кровоточит. Поэтому Дашина 2 раза в день мыла свою подопечную и втирала ей в кожу камфорное масло или тюлений жир.
— У нас в сценарии есть фраза: «Люди не убивают животных, это делают только варвары». <…> Люди умирают, война идёт, страшно. Вот животные, их можно съесть, чтобы как-то выжить. Но как будто есть высшая философия, которая говорит: если ты начинаешь опускаться на это дно, ты перестаёшь быть человеком. Ты сохраняешь свою душу, сохраняя этих животных. Это какая-то особенная философия ленинградцев, — размышляет Пересильд.

Режиссёр «Красавицы» Антон Богданов уверен — Ленинград спасал душу нашей страны:
— Вот в Перми для победы делали пушки, в Челябинске — танки, а Ленинград берёг что-то живое внутри.
Как медведь напугал Стасю Милославскую
Главный герой картины, военный моряк Николай Светлов, рвётся после ранения обратно на фронт, но по состоянию здоровья его отправляют не обратно на корабль, а в зоосад. Кто будет играть эту роль, режиссёр знал сразу — молодой, но очень талантливый Слава Копейкин.
— Это для меня вызов, роль на сопротивление, совсем что-то неизвестное и непонятное. Пожалуй, очень далёкое от меня. Но мы об этом очень много знаем, поэтому эти знания помогают. К тому же я много читал, слушал аудиокниги, смотрел разные фильмы. <…> Когда я прочёл сценарий, то понял: это та история, которую хочется рассказать. Она о человечности, о какой-то безграничной любви, — поделился на съёмочной площадке артист.
В кадре Славе, как и его коллегам, пришлось много и плотно взаимодействовать с животными. Тут и верблюд, и обезьяны, и даже маленький тигрёнок Маруська. Она, наверное, и не подозревала, что станет актрисой. Хозяева держали её в качестве живой игрушки, почти не кормили. Облысевшего от лишая тигрёнка вывезли в Дом тигра под Петербургом благодаря помощи съёмочной группы «Красавицы». Они взяли на себя все расходы на дорогу, содержание и лечение. Теперь она снимается в кино вместе со взрослой тигрицей Каталиной из того же хосписа для крупных кошек.
— Немного поначалу страшновато было, потому что непонятно. Там есть обезьянки, и говорят: одной смотреть в глаза нельзя, с этой нужно по-особому взаимодействовать. Минут через пять ты привыкаешь, начинаешь уже играючи в этом существовать. Но сложно, потому что это всё равно животные — их не уговоришь специально смотреть, и это всё время дубли, — рассказал Копейкин.

А вот актрисе Стасе Милославской, которой досталась роль зоотехника Ани, больше всего запомнилась работа с медведем. Во время первой встречи её героини с новым сотрудником Колей Светловым дверь медвежатника распахнулась сама по себе и огромный зверь оказался у хрупкой девушки за спиной.
— Я дверь захлопнула, медведь продолжает ломиться. У него лапы большие, так дверь толкал, что я даже падала. Было тревожно, конечно. Но медведь же за решёткой клетки, он бы оттуда не выбрался. А вообще мне очень нравится работать в этом фильме. У нас из-за животных много импровизации. Например, в одной из сцен я уговариваю тигрицу поесть. Она не хочет, конечно, потому что хищники не едят сено. А позади меня в вольере бегала наша Маруська, хватала меня за юбку, прыгала на спину, хватала за плечи. Этого ничего по сценарию не было, но расслабляться нельзя, надо играть, что бы ни случилось, — вспоминает актриса.
Возможность сняться с разными животными в одном кадре Стася считает огромной удачей:
— Это праздник каждый день, хотя это и тяжело. Животные — это всё-таки не люди. Они не будут выполнять команды, актёрские задачи, поэтому у нас много импровизации. Работать с ними — одно счастье, но и большая-большая ответственность.

«Про что кино? Да про милосердие, мать вашу»
Эта яркая, но правдивая и многообещающая фраза прозвучала из уст мэтра — народного артиста Виктора Сухорукова. Его герой — ветеринар Мартын Иванович.
— Антон Богданов предложил мне роль. Я почитал и сказал: «Ну что тут играть». Появился ветеринар Мартын Иванович и исчез. Как-то мне это скучно. <…> И я эгоистично взбрыкнул и сказал: не буду. И тогда Антон напомнил мне о том советском кинематографе и о тех правилах, которых сегодня уже нет. Мне звонит сам режиссёр, предлагает роль, убеждает, что он её допишет, дорисует, доделает красочно, чтобы я об этом не пожалел, — считает Сухоруков.
По словам артиста, «Красавица» — не просто история о животных и зоопарке, она о каждом из нас.
— Жизнь прожил, ролей много сыграл. Но чтобы я держал на руках обезьян? Чтобы я кормил из бутылки-соски тигрёнка? Он изгрыз у меня эту соску, а я её облизывал после него, понимая, что это блокадный Ленинград. Такие вещи включаются, которым сам удивляешься, — поделился эмоциями актёр.
При этом сценарий будущего фильма не следует в точности реальным событиям, хотя и очень к ним близок.
— Мы очень большую работу провели и с Ленинградским зоопарком, и с Музеем блокады, и с консультантами, историками. Помимо, так скажем, нашей «ламповой» истории о семейной жизни зоосада, мы всё-таки ещё выходим на улицы Санкт-Петербурга, Ленинграда. И, конечно, всю историческую ценность и целостность стараемся сохранить. Но не без вымысла, без такого фантастического вымысла не обошлось. И он — один из заглавных будет в этой картине, — рассказал режиссёр Антон Богданов.

Трогательная человеческая история глубоко раскрывает характер героев, не позволяя им затеряться на фоне грандиозных событий. Она наполнена юмором, любовью, добротой, приковывая внимание зрителей захватывающим сюжетом и невероятными поступками самых обычных людей.
— Самое удивительное, весь подвиг сотрудников зоопарка в том, что они не уступили ни на дюйм. А возможно, увеличили в разы уход, ласку, любовь, окружили теплом. Это исторический факт, что, когда Красавица боялась бомбёжек, Дашина её обнимала, пела ей песни и гладила. В мирной жизни она этого не делала, она просто за ней ухаживала, — говорит режиссёр.




