Рельсы под каблуком: как женщины меняют лицо железной дороги?

На первый взгляд железная дорога — исключительно мужской мир: грохочущие составы, тяжёлая работа, строгий распорядок и громадная ответственность. Но оказывается, даже здесь, среди рельсов и сигнальных флажков, есть место женщинам. Более того, эти хрупкие и нежные создания трудятся наравне с мужчинами: выходят в дождь, снег и мороз, отвечают за безопасность миллионов пассажиров и вообще держат в руках судьбу каждого поезда.
В канун Международного женского дня мы просто не могли не поделиться с вами вдохновляющими историями четырёх прекрасных женщин, для которых суровые железнодорожные будни намного милее офисного уюта.
«Были случаи, когда мы промокали до нитки»
Наша первая героиня — ведущий инженер Центральной производственной экологической лаборатории Анна Морозова. Она пришла в эту профессию почти 20 лет назад, в 2007 году, ещё во время учёбы. А девять лет назад Анна с семьёй переехала с Дальнего Востока в Санкт-Петербург, где практически сразу нашла работу по специальности: оказалось, что в экологической лаборатории ОЖД как раз есть вакансия.
— Поскольку я эту работу хорошо знаю, я, конечно, согласилась. Меня с радостью взяли, — вспоминает наша героиня.
К слову, Анна — железнодорожница уже в третьем поколении: её родители тоже посвятили свою жизнь этой профессии. Поэтому выбор дочери был для них естественно правильным. А вот муж порой намекает, что можно было бы найти что-то другое. Однако наша героиня видит в своей работе куда больше плюсов чем минусов.
— Меня устраивает эта работа, потому что она даёт социальные льготы для детей. К тому же привлекает удобный график и хорошее расположение лаборатории, — говорит Анна Морозова.
При этом наша собеседница не скрывает: труд экологов непрост, а работать нередко приходится очень сложных условиях.
— Отбор проб всегда проходит в полевых условиях — почва, вода, колодцы... Часто приходится работать в снег и дождь. Были случаи, когда мы промокали до нитки. А иногда приходится идти несколько километров вдоль путей, отбирая пробы почвы. В целом это работа для выносливых людей, пенсионеров мы бережём.

Цена ошибки крайне высока, говорит специалист.
— Ошибки недопустимы. Вся наша работа сводится к протоколам, которые вносятся в государственную систему. Любой желающий может их посмотреть. Если ошибка обнаруживается, протокол отзывается и переоформляется заново.
Но все эти сложности можно пережить, зато работа на благо природы, окружающей среды приносит нашей героине огромное удовлетворение и вдохновляет. Тем более что в ОЖД, по её словам, очень серьёзно относятся к экологическим мерам, и с каждым годом эта тенденция всё усиливается — а это не может не радовать.
В беседе с 78.ru Анна рассказала, чем занимается на таком ответственном посту, что самое сложное в работе и как в лаборатории отмечают 8 Марта.
— Анна, в чём заключается ваша работа и в чём её важность для простых людей?
— Мы в экологической лаборатории ОЖД проверяем загрязнения, непосредственно связанные с железной дорогой и отраслью в целом. Это могут быть выбросы из котельных, сточные воды, питьевая вода, поступающая работникам РЖД и в посёлки. Также мы проверяем уровень шума от железной дороги и состояние почвы вдоль железнодорожных путей.
— Что самое трудное в вашей профессии? Что меньше всего хочется делать?
— Очень много бумажной работы. Наша лаборатория аккредитована, и у нас очень серьёзный внутрилабораторный контроль. Мы должны постоянно проверять себя и оборудование, чтобы не было ошибок.
— А что, наоборот, самое приятное? Что приносит вам радость?
— Всегда интересно изучать новые методы. Иногда нам поставляют любопытные приборы, и вот изучать их работу невероятно увлекательно. Кстати, в последнее время у нас появилось много нового оборудования, которое мы активно внедряем.
— Много ли женщин работает в вашей лаборатории? И как вы обычно празднуете 8 Марта?
— У нас 13 женщин и всего один молодой человек. Но наш мужчина большой молодец — хоть нас и много, он всегда старается на 8 Марта порадовать каждую небольшим презентом. Да и руководство на Международный женский день тоже проявляет фантазию: однажды, например, нас даже встречал настоящий скрипач — это было очень необычно и приятно.
«24 часов в сутках слишком мало»
Вторая наша героиня — не просто женщина, а, как говорил один из героев фильма «Москва слезам не верит», «настоящий тип современного руководителя». Юлии Кашкаровой всего 35, а она уже занимает очень важный и ответственный пост — начальника лаборатории комплексных измерительных систем Октябрьского центра метрологии.

В беседе с 78.ru Юлия призналась, что о других профессиях даже в детстве особенно не помышляла — практически сразу после школы решила продолжить семейную династию и поступила в Петербургский государственный университет путей сообщения. Ну, а получив диплом, сразу пришла работать в РЖД.
— Я — железнодорожник уже в четвёртом поколении, и логично было, что я пойду учиться в профильный вуз. А метрология… Просто в тот момент, когда я поступала, эта специальность была новой и перспективной. Решила попробовать — и вот, уже столько лет работаю. О выборе не жалею, работа интересная, и я стараюсь добиваться положительных результатов — как для себя, так и для компании.
— Расскажите, чем занимается ваш центр и почему это важно для людей?
— Октябрьский центр метрологии занимается обслуживанием средств измерений, которые эксплуатируются на Октябрьской железной дороге. Если проще, то смотрите: в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с приборами измерения — это часы, счётчики воды, газа и так далее. На железной дороге таких приборов тоже очень много, и они играют ключевую роль в обеспечении безопасности перевозочного процесса. Мы следим за тем, чтобы все измерительные приборы работали точно. Проводим их проверку, калибровку и метрологическое обслуживание. От их точности напрямую зависит безопасность движения поездов, поэтому наша работа крайне важна.
— Что самое трудное в вашей профессии?
— Наверное, то, что работы очень много, и 24 часов в сутках порой просто не хватает. Объём задач большой, а времени, как всегда, в обрез. Ещё один сложный момент — это большое количество текущих, оперативных вопросов. Иногда даже жалко распыляться на рутину, потому что есть стратегически важные задачи, требующие детальной проработки.
— А что самое приятное? Из-за чего хочется идти на работу?
— У нас в центре сложилась очень хорошая рабочая атмосфера, и во многом это заслуга нашего руководства. Оно поддерживает инициативы сотрудников, даёт возможность воплощать новые перспективные идеи в жизнь. В центре работает проектный офис, и каждый, у кого есть предложение, может реализовать его в формате проекта.
Например, в прошлом году я организовала «Лабораторию юного метролога» для популяризации нашей профессии на железнодорожном транспорте. Мы вошли в состав метрологического образовательного кластера Санкт-Петербурга, и это подтолкнуло меня к созданию лаборатории. Теперь школьники и студенты могут приходить к нам на профориентационные экскурсии, знакомиться с метрологией вообще и с её ролью на железной дороге в частности. Кроме того, мы проводим для них практические занятия. Например, знакомим их со средствами измерения, учим пользоваться штангенциркулем, показываем, как проверить точность его измерений, проводим его калибровку. Это то, чем занимается наш центр, и очень здорово, что мы можем заинтересовать в профессии новое поколение.
— Как ваша семья относится к вашей работе? Гордятся вами или, наоборот, советуют найти что-то «попроще»?
— Моя семья полностью меня поддерживает. Не знаю, захотят ли дети идти по нашим стопам, но, например, мой ребёнок уже был у меня на работе. Для него и детей наших коллег мы проводили профориентационные занятия — и им это очень понравилось! Будут ли они продолжать династию, сказать сложно, но интерес к профессии у них уже появился.
— А у вас никогда не возникало мыслей сменить сферу деятельности? Всё бросить, уйти в офис, работать каким-нибудь менеджером, попивая лавандовый раф?
— Так мы и работаем в офисе! (Смеётся.) У нас вполне комфортные условия, командировок сейчас тоже стало меньше. Хотя раньше часто приходилось выезжать на предприятия для метрологического надзора — в депо, на производства. Мне это нравилось, потому что я видела работу людей, с которыми мы взаимодействуем, и понимала, как наша деятельность помогает им.
В нашем центре есть специалисты, которые работают непосредственно со средствами измерения — проверяют, настраивают приборы. Мы же больше занимаемся организационными вопросами: аккредитацией, подтверждением компетентности, договорами. Но любой метролог у нас начинал именно с работы с приборами, а уже потом двигался дальше по карьерной лестнице.
— Поздравляют ли вас с 8 Марта? Были ли какие-то необычные подарки или сюрпризы от мужчин?
— Конечно! Каждый год нас поздравляют, и мужчины стараются придумать что-то необычное. Причём перед этим мы поздравляем их с 23 Февраля — всегда придумываем что-то интересное, но они нас неизменно «переплёвывают»! То ли их больше, то ли фантазии у них больше, но каждый год они стараются превзойти наши сюрпризы.
Например, как-то раз пригласили художника-шаржиста, который рисовал мини-портреты для каждой девушки. Мы рассказывали пару слов о себе — и буквально через пару минут получали забавный шарж. Почти у всех эти рисунки до сих пор висят в кабинетах, было очень приятно!
Были и другие запоминающиеся подарки: экскурсия в Константиновский дворец, поездка в Ботанический сад, мастер-классы прямо в нашем центре. Однажды мужчины устроили нам поздравление в казачьем стиле — с саблями, переодеваниями, песнями. Это было неожиданно и весело! В общем, наши коллеги всегда стараются сделать этот день особенным.
— Сколько женщин работает в вашей отрасли по сравнению с мужчинами?
— В целом женщин, конечно, меньше, чем мужчин. Примерно 30 на 70. Всё-таки метрология — это не тяжёлый физический труд, но изначально профессия всё же считалась более «мужской». Хотя сейчас всё меняется: средства измерения стали портативными, лаборатории чистые, ухоженные, работать комфортно. Женщинам здесь ничто не мешает, но пока их всё же меньше.
— Как вы стали руководителем целой лаборатории? Не страшно ли было начинать?
— Наверное, я подавала какие-то надежды, и меня заметили: сначала попросили помочь в соседней лаборатории подготовиться к подтверждению компетентности — оно проходит раз в два года. Когда я успешно справилась, освободилась должность, и мне предложили возглавить другую лабораторию, в которую я и перешла.
Было страшновато, не скрою. До этого я работала инженером по металлу в другом отделе, а тут — сразу руководство, да ещё и совершенно новое для меня направление. Лаборатория комплексных измерительных систем — это не просто привычные средства измерения, а целые комплексы с вспомогательным оборудованием, коммутацией, интерфейсами… По сути, на стыке метрологии и IT. Разобраться во всём с нуля было непросто.
Вот уже полгода руковожу, и, конечно, продолжаю учиться. Каждый день что-то новое.
— Тяжело ли управлять таким коллективом? Может, было бы проще, если бы в нём было больше женщин? Как мужчины относятся к женщине-руководителю?
— Удивительно, но в моей лаборатории женщин даже больше, чем мужчин. Хотя, честно говоря, мне кажется, что работать в женском коллективе сложнее. Женщины, на мой взгляд, более требовательны друг к другу, склонны к оценочному отношению. Мужчины проще, спокойнее, не зацикливаются на мелочах. А по поводу отношения к женщине-руководителю — я не стараюсь ставить себя выше коллектива, всегда лояльна и стараюсь выстраивать рабочие отношения так, чтобы никому не было неудобно или обидно. Всё-таки, помимо работы, мы прежде всего люди и должны относиться друг к другу с уважением.
— У вас такая серьёзная и сложная работа, а бывают ли забавные случаи?
— Недавно был смешной момент на экскурсии. Мы проводим профориентационные встречи для школьников — приходят ребята с 8-го по 11-й класс. Однажды один из учеников спросил: «А сколько лет вы уже на железной дороге работаете?». Я говорю: «Тринадцать». Он смотрит на меня удивлённо: «Так вы что, сразу после школы пошли работать?!». Мне, конечно, приятно, что выгляжу молодо, но смешно, что дети просто отказываются верить в мой солидный стаж! А ведь мне уже 35, и почти половину жизни я работаю на железной дороге.
«Свитер под куртку — и вперёд»
Наша третья героиня — тоже представительница не самой обычной профессии. Если быть честными, мало кто вообще знает о существовании такой специальности, и очень жаль, ведь эта работа крайне важна. Анастасия Добровольская — сигналист, то есть тот самый человек, который обеспечивает безопасное движение поездов во время ремонтных работ.
— Если объяснять простыми словами, то моя задача — подавать сигнальные знаки поездам во время работы путевых бригад и следить за безопасностью, —говорит Анастасия. — Это не просто обеспечение движения поездов, но и защита жизни людей. Так что на мне большая ответственность.

В профессию наша героиня пришла сразу после учёбы — она окончила железнодорожный техникум, так что выбор был логичным. Сейчас она работает в Санкт-Петербург-Витебской дистанции, так что многие из наших читателей, возможно, не раз видели Анастасию из окна поезда или электрички. Впрочем, мы уверены, что нашу собеседницу ждёт большое будущее, ведь параллельно с работой она успевает учиться в вузе — планирует стать инженером.
В канун главного женского праздника Анастасия ответила на несколько вопросов 78.ru и поделилась некоторыми интересными нюансами своей профессии. Например, вопреки распространённому мнению, сигналист не останавливает поезд — у него несколько иная функция:
— Я не тот человек в форме с красным кружочком, который стоит на платформе (кстати, кружочек называется сигнальным диском). Я лишь предупреждаю путевую бригаду о приближении поезда: подняла флажок — рабочие должны убрать инструмент и отойти. Обычно сигналы подаются флажками — красным и жёлтым. А вот останавливать поезд — не моя задача.
— Что самое сложное в вашей профессии? Есть ли моменты, из-за которых не хочется идти на работу?
— Тяжелее всего работать в плохую погоду. Зимой особенно сложно. Мы постоянно на улице, в любую погоду — в жару, в дождь, снег и мороз. Тяжеловато, но что делать — терпим. Одеваемся теплее: свитер под куртку — и вперёд. Правда, в сильный мороз работать приходится не так часто, поскольку при минусовых температурах многие виды работ просто нельзя выполнять.
— А что в вашей работе приносит радость?
— Коллектив. У нас очень приятные люди, с ними комфортно работать. Если честно, уже и менять ничего не хочется.
— Много ли женщин в вашей сфере? Как будете отмечать свой праздник?
— Думаю, в путевом хозяйстве, если считать инженеров и других сотрудников, женщин около 30%. На 8 Марта мужчины нам обычно дарят символические подарки, например, кружки. Как поздравят в этом году — посмотрим.
— Как близкие относятся к вашей профессии? Гордятся вами или советуют найти «нормальную» работу?
— Гордятся, конечно, но всё равно ждут, когда я получу высшее образование и стану инженером.
— Бывают ли моменты, когда жалеете о выборе? Думаете: «Лучше бы в офисе сидела, кофе пила»?
— Бывает, не скрою. Но такие мысли быстро проходят.
«Однажды на путях нашли боевой снаряд»
Замыкает нашу «великолепную четвёрку» сотрудниц ОЖД Светлана Пикалева, осмотрщица вагонов эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. В беседе с 78.ru она призналась, что попала на железную дорогу практически случайно: на дворе бушевали непростые 90-е годы, зарплаты оставляли желать лучшего. Вот Светлана и решила попытать счастья на железной дороге, хотя вообще-то ни малейшего представления о ней не имела — пришла из торговли.

— Сначала устроилась дежурной по переезду, причём попала туда, не поверите, по блату (смеётся). Отработала я на этой должности два года, и всё это время постоянно слышала о работе осмотрщиков — они не просто сидят на переезде, а выходят, осматривают поезда. Мне показалось, что эта работа мне подойдёт больше — я по жизни активная, подвижная. Решила рискнуть, отучилась на курсах, да так и осталась работать в этой сфере. Уже 26 лет в профессии.
— Расскажите, в чём заключается ваша работа, в чем её важность?
— Моя работа очень важна, поскольку от неё зависит безопасность движения поездов. Мы осматриваем составы и отправляем поезда, и если я найду неисправность, поезд не сможет отправиться — у машиниста просто не будет права двигаться.
— А доводилось ли вам находить в вагонах или на путях что-то странное, неожиданное или даже опасное?
— Лично мне ничего такого не попадалось. Но знаю, что один из коллег, осматривая поезд, обнаружил снаряд времён Великой Отечественной войны: на том участке поднимали пути, перекладывали рельсы, вот во время работ и обнаружили этот артефакт. К счастью, он не взорвался — место сразу огородили и вызвали соответствующие органы.
— Что самое трудное в вашей профессии?
— Наверное, физическая нагрузка. Всё-таки мне уже 60 лет, и я не смогу, например, отремонтировать что-то самостоятельно, если обнаружу неисправность. Это требует силы, а я не могу всё сделать одна. Поэтому я чаще помогаю мужчинам — легче вдвоём. Где-то подсветить, что-то подержать, принести инструменты — это уже по силам. Вообще, конечно, это изначально сугубо мужская работа — например, у нас на 9 мужчин я единственная женщина. Правда, в последнее время дам стало больше, ведь технологии не стоят на месте, становится легче и проще.
— А что самое приятное и радостное, что мотивирует вас приходить на работу?
— Прежде всего радует, что сейчас моя работа хорошо оплачивается. Кроме того, у нас хороший социальный пакет, он включает, например, путёвки в санатории и пансионаты. А когда мои дети были маленькими, они часто ездили в лагеря по путёвкам. Это тоже очень важно.
— Как близкие относятся к вашей работе?
— Моя дочь, конечно, гордится мной. Меня за все эти годы не раз награждали грамотами, ценными подарками и путёвками в санаторий, я часто возвращалась домой то с букетом цветов, то с медалью. Думаю, детям важно видеть такое признание заслуг родителей.
— Бывает ли такое, что вы жалеете о своём выборе или хотите сменить профессию, а может, и вовсе сидеть дома, смотреть телевизор и варить борщ?
— Нет, у меня такого не возникало. Конечно, как у всех, бывают разногласия в коллективе, бывают и моменты, когда подумаешь: «Да что я тут вообще делаю?». Но потом всё налаживается, и эти мысли быстро исчезают.
— Поздравляют ли вас на работе с 8 Марта и другими праздниками? И как поздравляете мужчин, учитывая, что их 9, а вы одна?
— У нас есть рабочий чат, я всегда поздравляю мужчин с их праздниками, а они меня с моими. Из необычных поздравлений могу отметить свой юбилей — мне тогда начальник лично вручил огромный букет роз, это было очень неожиданно и приятно. А на следующий день рождения мне преподнесли подарочный сертификат на косметику. Такие сюрпризы не могут не радовать. И вообще у нас действительно хороший коллектив, не могу пожаловаться, мне здесь комфортно.




