Прямой эфир

Молодая жена, больная дочь и скандал со смертью Листьева: как Константин Эрнст покорил ТВ

Анна Федорова
6 февраля, 15:26
Медиаменеджер, продюсер и генеральный директор Первого канала Константин Эрнст отмечает 64-летие. Немногие знают, что ему прочили карьеру учёного, но любовь к искусству и кино сделали своё. Начиная с 1990-х годов биография и личная жизнь Эрнста круто изменились. Рассказываем, какой путь он проделал на путь к телевизионному Олимпу.
Коллаж 78.ru: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com, kino-teatr.ru, unsplash.com, flaticon.com/Freepik

Биография Константина Эрнста

Константин Эрнст почти 26 лет стоит у руля «Первого канала». Он не только управляет огромной командой, но и постоянно чувствует пульс аудитории, предугадывая, какие программы станут хитами. Как ему это удаётся?

Детство и юность Константина Эрнста

Константин Львович родился 6 февраля 1961 года в семье академика-биолога и экономиста. Мальчика назвали в честь деда по отцовской линии, который был немцем по национальности. Детские и юношеские годы Эрнста-младшего прошли в Северной столице.

Отец, Лев Константинович, руководил ленинградским научным центром и занимался исследованиями в области генетики, биотехнологии и селекции. Неудивительно, что он видел в сыне продолжателя. Однако Константин с младых лет грезил кинематографом — он был погружён в искусство и даже хотел стать актёром, чтобы «проживать несколько жизней».

— Было принято считать, что идти в кино прямиком из школы нельзя. Слишком легкомысленно. Нет, ты сначала овладей какой-то другой профессией, приобрети ценный опыт, а уж потом ступай в кино. Чушь, конечно, полнейшая… Но тогда поддался, повёлся, отправился за ценным опытом в генную инженерию — почти на десять лет… — вспоминал в одном из интервью Эрнст.
Фото: uznayvse.ru
Фото: uznayvse.ru

Ослушаться известного родителя Эрнст не мог, поэтому после окончания школы поступил на биолого-почвенный факультет в ЛГУ. На пороге 23-летия Константин осознал, что его карьера будет связана с наукой, поэтому продолжил обучение в аспирантуре. В 25 он защитил диссертацию по генной инженерии, возглавил лабораторию, а ещё получил шанс отправиться на двухлетнюю стажировку в Кембридж — но отказался.

— Я знал, что в 35 обязательно буду директором института. В какой-то момент я понял, что мне с моим будущим всё ясно, и эта предсказуемость меня ужаснула, — откровенно рассказывал Константин.

Как Константин Эрнст попал на телевидение?

Константин Эрнст никогда не был заточён «в башню из слоновой кости». Он дружил с петербургской и московской интеллектуальной богемой, куда входили режиссёры, художники и телевизионщики, модно одевался и слыл синефилом. Но желание бросить вызов самому себе никогда не покидало.

В один из дней Эрнст записал заявление об уходе из НИИ и почти поступил на Высшие режиссёрские курсы, в мастерскую детского кино к Ролану Быкову. Но после творческого экзамена тот отвергнул Константина и Валерия Тодоровского, сделав ставку на других кандидатов. Эрнст не собирался сдаваться.

В 1988-м он вместе с приятелями-братьями Алейниковыми пришёл на знаменитую студию «Видеофильм». Молодой Эрнст будто предчувствовал моду на музыкальные клипы. Его первыми «заказчиками» стали рокеры из группы «Алиса». Клип на песню «Аэробика» получился сложным, но самобытным.

Константин Львович всегда был восприимчив к духу эпохи, умея тонко улавливать настроение времени и оперативно запечатлевать ключевые моменты — именно поэтому он снял легендарный концерт группы «Аквариум» в ленинградском СКК им. Ленина, который стал символом свободы и перемен.

Фото: Anton Kavashkin/globallookpress.com
Фото: Anton Kavashkin/globallookpress.com

На исходе 80-х состоялось судьбоносное знакомство Константина Эрнста и Александра Любимова. Они вместе начали работать над программой «Взгляд», причём экс-ботанику приходилось выступать и сценаристом, и режиссёром, и даже интервьюером. В 1991-м в команде телепрограммы начался разлад.

— Я зашёл на ТВ по пути. И затянуло, как в воронку. Вы же помните то время: появился «Взгляд», и на телевидении завихрилась такая энергия, такой оттуда попёр драйв, что страшно захотелось во всём этом участвовать. В кино же, наоборот, энергия стала иссякать, кино умирало, и тут не только в экономике дело, — объяснял свой выбор Эрнст. — Кино ведь должно проговаривать время, а то время нельзя было ни проговорить, ни ухватить, ни разглядеть толком. В общем, делать телевидение было тогда актуальнее.

Эрнст решил, что настало время реализовать детскую мечту — он уговорил руководство Первого канала позволить ему вести авторскую «художественно-публицистическую культурологическую» передачу «Матадор». Название, к слову, родилось почти случайно: со слов Константина Львовича, оно очень созвучное.

— Телевидение — это общественная столовая. Можно, конечно, предложить народу фуагра и королевские креветки. Но народ поковыряет вилкой, поморщится и скажет: «Пора менять повара». И будет прав. Мы работаем в сфере обслуживания населения, — объяснял специфику ТВ Эрнст.

Всё это время Эрнста не оставляло желание полностью реформировать Первый канал. Он считал, что даже «неприкасаемые передачи» пора было отправить на задворки жизни и начать создавать программы, которые будут актуальны для аудитории здесь и сейчас. Молодого и задиристого парня поддерживал Владислав Листьев и называл его «идеологом».

1 марта 1995 года стало известно о гибели легендарного тележурналиста. Листьев предчувствовал грядущие трагические события, поэтому незадолго до этого предложил Константину Львовичу место заместителя генерального директора. Но Эрнст не согласился, так как считал, что уйдёт с ТВ в кино.

Фото: uznayvse.ru
Фото: uznayvse.ru

Второй раз Эрнсту сразу предложили должность гендиректора ОРТ, и он, немного подумав, согласился. Такое решение Константин Львович объяснял желанием реорганизовать сетку вещания и тем самым создать новый конкурентный продукт.

— Телезритель обязательно должен понять. Он может не принять, но понять должен. Иначе у него после просмотра возникает чувство социальной ущербности. «Что я, дурак? Для кого это показывают?», — рассуждал генеральный директор Первого канала.

Константин Эрнст и Первый канал

Работы предстояло архимного: Константин Эрнст начал с кино — многие россияне впервые увидели культовые отечественные и зарубежные ленты на экранах. Затем он утвердил новую концепцию рекламы на канале, благодаря которой появилась возможность создавать и снимать собственные передачи. Внедрив ещё ряд преобразований, Эрнст начал наблюдать за реакцией аудитории.

— Меня максимально занимает идея вытягивания Первого канала в будущее. Более того, я имею наглость полагать, что на протяжении всех этих лет мы были главными трендсеттерами для классического телевидения. Все решения по форматам, за редчайшим исключением, принимали мы — 95%. Всё остальное в значительной степени, не в обиду коллегам будет сказано, либо впрямую содрано, либо, скажем так, посвящено, — объяснял успех и лидерство телеканала Эрнст.

В середине 1990-х Константин Львович выступил продюсером социальных рекламных роликов «Русский проект», а кроме того, вместе с ближайшим приятелем Леонидом Парфёновым создал формат новогоднего музыкального телефильма «Старые песни о главном». Отметим здесь, что впоследствии их дружба сошла на нет.

— С Лёней отношения сложные. Я его ценю, считаю, что он один из самых талантливых телевизионщиков в стране. Просто, когда его назначили главным продюсером НТВ, он совершил в отношении меня ряд поступков, которых друзья при любых назначениях не должны совершать. Дружба важнее должности, — коротко комментировал Эрнст.
Фото: Alexander Chernykh/globallookpress.com
Фото: Alexander Chernykh/globallookpress.com

Удивительным образом, но Первый канал был одинаково привлекателен и для возрастной, и для молодой аудитории. В частности, Эрнст разработал концепцию вечернего и ночного эфира, утвердив в прайм-тайме такие шоу, как «Большие гонки», «Минута славы», «КВН», «Прожекторпэрисхилтон», и позднее «Вечерний Ургант», «Голос» и десятки других.

— Чтобы инициировать производство разных новых проектов, я должен извлекать из мира информацию, перерабатывать во что-то, что может стать телевизионным продуктом. Я покупаю огромное количество книг и просматриваю в интернете кучу ресурсов, чтобы создавать новый контент. Хотя бы на уровне идеи. Не говоря о том, что есть проекты, которые я курирую от начала до конца, — говорил Эрнст об источниках вдохновения.

В одном из интервью Эрнст признавался, что приходит на работу днём, а уходит далеко за полночь. При этом он находит силы и возможности для крупных продюсерских проектов, например, «Евровидение — 2009», церемонии открытия и закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года, ежегодные Парад Победы и Парад Военно-Морского Флота, а также ряд других общественно значимых мероприятий.

— Я? Какой я олигарх? Я менеджер, а не владелец. У меня нет никаких личных компаний в телевизионном или смежном бизнесе. Это принципиальная позиция, я хочу быть в этом отношении чистым и неуязвимым, чтобы никто не мог мне предъявить претензии, что я, пользуясь своими возможностями, спонсирую свой частный бизнес, — отвечал на вопрос о достатке Эрнст в 2001 году.

Фильмы Константина Эрнста

Не изменяя себе, Константин Эрнст активно участвует в создании крупных фильмов, которые имеют большое значение для отечественного кинематографа. В частности, его ленты отличаются глубиной темы, качественной визуальной составляющей, а также звёздным актёрским составом.

Фото: Pavel Kashaev/globallookpress.com
Фото: Pavel Kashaev/globallookpress.com

В 2004 году на широкие экраны вышел фильм «Ночной дозор», который имел огромный кассовый успех, получил звание «первого российского блокбастера», а ещё положил начало новой волне интереса к отечественному кино.

— Костя Хабенский — он единственный производит впечатление человека, через которого токи нашего времени могут проходить и через которого оно может изъясняться, — говорил об исполнители главной роли Эрнст.

В 2007-м вышел сиквел классического советского фильма «Ирония судьбы. Продолжение». Несмотря на звёздный состав и ожидания, лента получила смешанные отзывы, и всё же привлекла внимание зрителей. Спустя ещё четыре года в кинотеатрах показали байопик «Высоцкий. Спасибо, что живой». Работа над лентой длилась 5 лет, и при бюджете в 12 млн долларов она собрала 30 млн.

Одной из последних громких картин, спродюсированных Константином Эрнстом, стал «Вызов». Фильм стал революционным, поскольку съёмки две недели велись на Международной космической станции. В интервью с журналистами генеральный продюсер Первого канала пошутил, что готов снять продолжение на Луне.

— Я в первый раз почти это сделал [предложил снять фильм на орбите] в 2000 году. Договаривался с руководством Роскосмоса, и мы должны были подписывать документы. Не буду раскрывать подлинные причины, по которым это не получилось. <…> Обещанного пришлось ждать не три года, — признавался Эрнст на пресс-конференции.

Скандалы с Константином Эрнстом

В 2013 году разгорелся большой скандал с участием Константина Эрнста. Поводом послужило интервью, которое генеральный директор Первого якобы дал Евгению Левковичу. По словам журналиста, в беседе Эрнст коснулся множества тем, связанных с информационной политикой канала, цензурой и критикой, а также рассказал о взаимоотношениях с властью.

Фото: Pavel Kashaev/globallookpress.com
Фото: Pavel Kashaev/globallookpress.com

Настоящей сенсацией, по признанию корреспондента, стало то, что говорил Константин Львович «не под запись». Эрнст якобы назвал заказчика, которому была выгодна гибель генерального директора Владислава Листьева. Как писал Левкович, медиаменеджер назвал имя политика и бизнесмена Сергея Лисовского.

Эрнст предпочёл никак не комментировать эту новость, равно как и Лисовский. Последний и вовсе назвал ситуацию «глупостью». Закономерно, что тогда объяснения потребовали с журналиста.

Левкович заявил, что пытался обнародовать материал в течение пяти лет и общался с московскими газетами на этот предмет. Но, не сумев договориться, решил опубликовать текст на сайте издания «Сноб». После этого журналиста обвинили в непрофессионализме, а некоторые и вовсе заподозрили, что статья заказная.

— Мне просто кажется важным, чтобы как можно больше людей об этом узнало. То, что 80% людей будет думать, что мне заплатили или, я не знаю, это спланированная кампания по дискредитации Эрнста и Лисовского, — это всё понятно. Но это ерунда. Я уже привык, — прокомментировал корреспондент.

Вскоре скандальный материал был удалён.

Личная жизнь Константина Эрнста

Свободное от работы время Константин Эрнст вместо социальных сетей предпочитает проводить за хорошей книгой. Тем не менее его личная жизнь интересует многих в особенности, как живут его супруга и дети.

В 1990-е Константин Эрнст на одном из светских мероприятий встретил театрального критика Анну Силюнас. Довольно быстро молодые люди съехались, и вскоре у них родилась дочь Александра. Но семейная жизнь не сложилась, Эрнст и Силюнас разошлись.

Константин Эрнст с дочерью/ Фото: соцсети Александры Эрнст
Константин Эрнст с дочерью/ Фото: соцсети Александры Эрнст

Старшая дочь генерального директора Первого канала успела пожить в Испании, а затем переехала и обосновалась в США. Как и отец, она работает креативным продюсером. Мужа и детей у 28-летней девушки нет, а в сентябре 2023-го стало известно, что у Александры обнаружили болезнь Лайма.

— Слёзы и анализы крови, капельницы и буквы цветов, визиты мамы, посещение больницы, храма и бани, чтобы выпотеть дьявола… Регулярные боли и лихорадка… Дни, проведённые в постели со страхом, яростью и пустыми мыслями, — рассказывала подписчикам дочь Эрнста.

Девушка провела всё лето в учреждениях, и наконец-то поправилась.

Следующей избранницей Константина Эрнста стала продюсер Лариса Синельщикова. Она возглавляла студию «ВИD» и создавала вместе с генеральным директором Первого рейтинговые программы. В 2010 году пара рассталась: Синельщикова продала бизнес и уехала жить на Лазурный берег. Детей у них не было.

По сей день музой Эрнста является Софья Заика — дочь петербургского банкира, актриса и модель. В СМИ можно найти противоречивую информацию о том, где и когда они познакомились. По одной из версий, это случилось во время подготовки шоу к Олимпийским играм, где Заика была одной из ассистенток, а по другой, Софья работала стилистом у обеспеченных дам.

В 2017 году пара узаконила отношения, несмотря на 27-летнюю разницу в возрасте. С того момента у Эрнстов родились трое детей: Эрика (2016), Кира (2017) и Лев (2020). Супруги скрывают подробности брака.

— Я прямо боролась за этого парня, потому что поняла — он именно тот, о котором я мечтала и о котором молилась, — признавалась Софья.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Константин Эрнст сейчас

Константин Эрнст продолжает работать на родном телеканале. Однако у генерального директора есть не только поклонники, но и злопыхатели, которые то и дело подбрасывают фейковую информацию вроде того, что Эрнст ушёл с Первого канала или уволен.

— Все эти годы я нахожусь в поиске людей, которые могут а) поддержать и б) заменить. Честно говоря, я давно озабочен вопросом, кому бы всё это передать, — отвечал Константин Эрнст на вопрос о преемнике.

В феврале 2022 года в связи с проведением СВО Первый канал ограничил показ развлекательного контента, а вместе с программами «ушли в тень» Иван Ургант, Владимир Познер, Дмитрий Нагиев и др. Вопрос, вернулся ли они когда-нибудь снова на экраны, Константин Львович предпочитает не комментировать.