Роман с иноагентом, ребёнок в 55 и осуждение Тома Круза: как живёт Ингеборга Дапкунайте

Биография Ингеборги Дапкунайте
В российских СМИ её часто называли «самой солнечной актрисой», а также отмечали лучезарную улыбку литовской кинозвезды. Её замысловатое имя знакомо многим россиянам, а образ смешал в себе что-то одновременно родное и иностранное. Почему же Ингеборга Дапкунайте, которая получила славу в России, жила в Москве и была востребована в отечественном кинематографе, сказала, что всегда чувствовала себя здесь лишь «гостьей»?
Детство и юность Ингеборги Дапкунайте
Будущая актриса появилась на свет 20 января 1963 года в Вильнюсе, столице Литовской ССР. Её отец, Пятрас-Эдмундас Дапкунас, был дипломатом. А мать, тёзка девочки, Ингеборга Дапкунайте (в девичестве Сабалите), — работала метеорологом. Так вышло, что в воспитании наследницы участвовали практически все ближайшие родственники, а не только её родители.
— Всегда чувствовала, что меня все очень любят: и те, которые уехали, и те, с которыми я оставалась. В детстве редко задаешь себе вопросы „Как?“, „Почему?“ Родители уезжают — так надо. С ними надо было проводить отпуск — ну ладно, не с друзьями, а с ними. У меня очень дружная семья. Если мне и удалось как-то справиться с профессией, то только потому, что во всех моих начинаниях, во всем личном, неличном, публичном семья меня поддерживает, — подчёркивала звезда.
Родители Ингеборги работали в Москве, и девочка лишь изредка навещала их на каникулах. Основную роль в её воспитании сыграли бабушка и дедушка, а также дядя и тётя. Они же повлияли на выбор профессии Дапкунайте, которая не пошла по стопам родителей, а выбрала творчество. Её бабушка всю свою жизнь посвятила театру, а тётя и дядя были музыкантами.
— Я очень многим обязана бабушке. Мы же жили всегда с ней вместе, так как родители мои все время были в командировках. Я и актрисой стала благодаря бабушке. Она заведовала труппой Оперного театра, так что выросла я за кулисами и уже с четырех лет играла детские роли, — признавалась знаменитость.
Первую роль Ингеборга исполила ещё в 4 года. Безусловно, в этом посодействовала бабушка, которая видела во внучке актёрский потенциал. Тогда юная артистка появилась на цене и сыграла сына мадам Баттерфляй в постановке оперы Пуччини «Чио-чио-сан». Правда, особого таланта для исполнения этой роли не потребовалась, ведь она не включала в себя ни песен, ни танцев.

Однако, раз появившись на сцене, девочка уже с неё не сходила. Она участвовала во многих посредственных или наоборот непосредственных образах: играла цыпленка и обезьянку в «Докторе Айболите», махальщика веером в «Аиде», чертёнка в «Фаусте», маленькую Эсмеральду в «Соборе Парижской Богоматери», ангела в «Демоне». Она танцевала и пела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» в «Евгении Онегине» в компании сыновей старшего дирижёра оркестра Римаса Генюшаса, впоследствии известных музыкантов.
Но театр хоть и занимал большую часть жизни Ингеборги, она увлекалась ещё и спортом: баскетбол и фигурное катание были её фаворитами. Обучалась девочка в спецшколе с углублённым изучением английского языка. А одним из самых ярких воспоминаний детства стала поездка на Шри-Ланку с родителями. Девочка не только воссоединилась с мамой и папой, но и получала незабываемый опыт — семья год жила в экзотической стране.

По всем канонам советского времени будущая актриса была ещё и комсомолкой. В подростковом возрасте девушка полюбила драматический театр. Это случилось после посещения спектакля Йонаса Вайткуса «Удивительно настоящих» людей. До этого момента Ингеборга любила лишь оперу и балет, но драма проникла глубоко в душу и засела в ней на долгие годы вперёд. В итоге она записалась в драмкружок Молодёжного театра, которым руководил выдающийся литовский режиссёр Эймунтас Някрошюс. Обучение она продолжила в Литве на факультете театрального искусства.
Карьера Ингеборги Дапкунайте
Актриса быстро поняла, что в родной Литве ей тесно. Отыграв некоторое время на сцене Молодёжного театра в Вильнюсе и получив звание Заслуженной артистки республики, она отправилась покорять новые горизонты. Начать новую жизнь Ингеборга решила в Англии. Там она прошла кастинг на главную роль в спектакле Дастина Хьюза «Оговорка» (или «Ошибка речи»). На сцене она появилась вместе с легендарным Джоном Малковичем.
— Я действительно стала актрисой, играла в Вильнюсском драматическом театре у знаменитого режиссера Эймунтаса Някрошюса. <…> Как вдруг мне пришло приглашение из Лондона — попробоваться на роль в спектакле «Ошибка речи» с участием самого Джона Малковича. Английское театральное агентство искало на эту роль иностранку, — вспоминала она.
За два года до этого, в 1989 году, Ингеборга получила всесоюзную известность. Фильм Петра Тодоровского «Интердевочка» смотрела вся страна, а литовская актриса, сыгравшая проститутку и коллегу главной героини, моментально прославилась.
— Потому что в Советском Союзе не было секса, тем более проституток, а мы говорим о фильме, который был советской «Красоткой». Это была история Золушки в СССР. Люблю этот фильм, хотя сейчас он выглядит чуть-чуть наивно, — объясняла она.
Дапкунайте стали предлагать больше ролей. В картине Дмитрия Месхиева «Циники» она перевоплотилась в Ольгу, дочь эмигрантов, которая противостоит суровой действительности, прибегая к цинизму. За эту роль актриса получила свою первую награду — «Золотой овен».

Премию «Ника» Ингеборга получила за роль Кати в драме Тодоровского-младшего «Подмосковные вечера». В картине она появилась вместе с Владимиром Машковым и Алисой Фрейндлих, которая сыграла свекровь главной героини.
Актриса говорила, что как-то в Лондоне она встретила Олега Меньшикова, а вскоре после этого они вместе снялись в культовой картине Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Дапкунайте досталась роль Маруси, жены главного героя, прославленного комдива Котова, а её бывшего жениха сыграл Меньшиков. Лента получила статус одного из лучших фильмов 1990-ых годов, кроме того, награды «Оскар» и Гран-при жюри Каннского фестиваля.

Однако с «Утомлёнными солнцем» и именем Дапкунайте связан большой скандал. Дело в том, что она решила не ехать на церемонию вручения премии Американской академии. Её коллеги этого поступка не поняли, а точнее — не приняли. Причиной стала занятость Ингеборги в другом проекте, что многое объясняет.
В то время актрисе предложили крошечную роль в голливудской картине «Миссия невыполнима». Расставив приоритеты, она решила, что работа над зарубежной лентой ей важнее. Поступок счёл странным даже исполнитель главной роли, Том Круз. Актёр сказал, что дал бы литовской актрисе свой самолёт, чтобы она слетала в Канны. Но Ингеборга уже получила желаемое — после «Утомлённых солнцем» о ней узнали зарубежные режиссёры. Казалось, такую возможность упускать нельзя.

После этого Дапкунайте действительно несколько лет мелькала в голливудских проектах, засветилась даже с Брэдом Питтом. Но в 2000-ых она вновь вернулась в Россию, признав, что так и не сумела покорить Голливуд.
— Я снялась в паре картин и все. Я бы не назвала это переходом в Голливуд. Я бы поскромнее на это смотрела, — говорила она.
В новом веке фильмография Ингеборги Дапкунайте пополнилась российскими картинами «Москва», «Война», «Шик», «Зимняя жара» и многими другими. Кроме того, актриса попробовала себя в качестве ведущей, появившись на российской телевидении в проекте «Большой брат». А в 2009 году она объявляла баллы участников конкурса «Евровидение» в самом финале. В Москве артистка попробовала себя и в роли модели. Получив опыт, она вновь решила повторить его уже за границей, отправившись в Англию.
— Мне предложили представить в Москве последнюю ювелирную коллекцию «Cartier». А у меня как раз выдалось три свободных денька! Я тут же собралась и поехала. И, знаете, мне очень понравилось быть моделью! Потом, в Лондоне, я даже участвовала в показе у известного модельера Беллы Фройд, — поясняла знаменитость.

Несмотря на частое появление за рубежом, карьера Дапкунайте продолжалась в России. Она снялась в скандальной ленте режиссёра Алексея Учителя «Матильда», вместе с Джоном Малковичем, Фёдором Бондарчуком, Гошей Куценко появилась в комедии «Про любовь. Только для взрослых», засветилась в отечественной версии популярного скандинавского телесериала «Мост», а в сериале «Беспринципные» актриса работала с Максимом Виторганом.
Личная жизнь Ингеборги Дапкунайте
С первым мужем, Арунасом Сакалаускасом, она познакомилась ещё в студенческие годы. 2,5 года молодой человек был влюблён, и лишь изрядно выпив, решился на признание. Ингеборга ответила взаимностью и даже бросила художника, с которым встречалась, ради этих отношений. Молодые люди четыре года скрывали свою связь от окружающих, что лишь подогревало чувства. А когда они устроились в один театр, держать роман втайне стало сложнее, начал пропадать и интерес.
— Пока мы работали вместе, ореол нашей тайны начал постепенно рассеиваться: за спиной перешептывались. В отношениях пропал нерв, оставалась неустроенность в быту. Но главное — Ингеборга строила карьеру, а я топтался на месте. Она постоянно ездила сниматься, возвращалась с массой новых впечатлений — от людей, от съемочного процесса. И я уже толком не мог поддержать разговор о кино. Мы оба ощущали: между нами наметилась трещина, — делился Сакалаускас.
Ухажёр ушёл в армию, а когда вернулся, Ингеборга сообщила о расставании. Неизвестно, что произошло в жизни актрисы, но спустя полтора года она пригласила бывшего в гости. Влюблённые сыграли роскошную свадьбу и даже венчались. Их брак просуществовал чуть больше года, а закончился звонком Дапкунайте из Лондона. Она сообщила, что влюбилась в режиссёра.
Вторым мужем Ингеборги стал английский режиссёр Саймон Стоукс. Свадьба была необычной — церемонию устроили прямо в театре. Актриса никогда не рассказывала об их взаимоотношениях, как и о причинах развода, который произошёл через десять лет.
— Наша свадьба была не совсем типичной. Например, мы не венчались в церкви. В два часа дня произошло то, что в России называется официальной церемонией. Через час, в фойе театра, где работал Саймон, собрались приглашенные друзья и знакомые, — делилась артистка.

Несмотря на скрытность Дапкунайте, о её связи с режиссёром Эмиром Кустурицей быстро стало известно общественности. Четыре года любовники встречались, пока мужчина не вернулся в семью, где подрастали двое детей.
Другого женатого мужчину, адвоката и ресторатора Дмитрия Ямпольского, Ингеборге удалось увести из семьи. Ей было 50 лет, а её третьему мужу — 38.
— Все семь лет брака супруг меня удивлял. Без предупреждения приезжал в другую страну, где я снималась. Заказывал оркестр и под него под окном пел мне серенады. Или писал на асфальте баллончиком с краской огромными буквами: „Я тебя люблю“. Но мужчинам часто хочется разнообразия. Им даже от полной гармонии становится скучно… Он ушел к Дапкунайте. Я все делала, чтобы сохранить наш союз. Но есть такие вещи, когда уже бессмысленно бороться, — с горечью отмечала бывшая жена Ямпольского, Олеся Поташинская.
Разницу в возрасте супругов обсуждали долго, пока не появилась новая тема для сплетен — выяснилось, что в 55 лет актриса стала мамой. В 2017 году у Ингеборги появился сын Алекс. Родила актриса ребёнка сама или воспользовалась услугами суррогатной матери, неизвестно. Тайной остаётся и отцовство. Дело в том, что с третьим мужем актриса развелась, но многие предполагают, что мальчик родился всё же от Ямпольского.
— Он ездит со мной, причем часто. Это еще одна любовь. Ребенок — это невероятное вдохновение. Когда раньше я читала интервью людей, которые говорили, что ребенок изменил их жизнь, я не осознавала, что это значит. А когда у меня появился сын, поняла, что они имели в виду. Не могу одним словом определить, что именно изменилось, это не вопрос — лучше или хуже. Жизнь просто стала другой, она наполнена теперь новым смыслом, — делилась Ингеборга впечатлениями от позднего материнства.
На этом слухи о романах Дапкунайте не закончились. В 2019 году появилась информация о её отношениях с журналистом, писателем, автором бестселлера «Вся кремлевская рать» и художественным руководителем «Мобильного художественного театра», Михаилом Зыгарем*. На тот момент актрисе было 57 лет, а её новому парню — снова 38. Неизвестно, чем закончились эти отношения, но Михаил попал в реестр иноагентов. Может быть его позиция повлияла на актрису так, что она спешно покинула Россию после начала СВО?
Критика СВО и отъезд из России Ингеборги Дапкунайте
Сразу после начала спецоперации актриса уехала из страны и перебралась в Брюссель, откуда сделала ряд шокирующих заявлений. Она подтвердила, что её отъезд связан с политическими взглядами.
— Я давно уехала из России. По разным причинам, но, возможно, самая важная заключается в том, что проводится так называемая специальная военная операция... И я здесь, потому что здесь моя семья, моя сестра и моя мама, — говорила Дапкунайте.
Как и многие другие деятели, покинувшие Россию, Ингеборга решила публично раскаяться. В интервью литовским СМИ, она сказала, что сожалеет о своём прошлом, а также сообщила, что было бы правильнее уехать ещё в 2014 году.
— Если бы можно было предсказать будущее и изменить прошлое… Но да, я ошибалась. То, что я не уехала раньше — ошибка, и у меня нет для себя оправданий, — заявила она.
Спецоперацию она назвала «огромным слоном, который летает по Москве» и не даёт актрисе «узнать российскую столицу». Михалкова, который сделал её знаменитой, сравнила с персонажем фильма «Мефисто», «который ради собственной выгоды продает душу, но не дьяволу, а нацистам». Кроме того, как оказалось, в России она всегда чувствовала себя гостьей.
— Думала, что смогу оставаться непричастной к тому, что происходит в России. Я иностранка, из Литвы, но часто снималась в России, это была своего рода эмиграция, — оправдывалась она.
Ингеборга Даркунайте сейчас
Сейчас актриса проживает в Брюсселе вместе с матерью, сестрой и 7-летним сыном. Последние фотографии звезды шокируют. Ингеборга Дапкунайте всегда была ухоженной и стильной. В интервью она рассказывала, что питается маленькими порциями, не ест фастфуд и красное мясо. Сейчас она сильно похудела и выглядит скорее болезненно. На одном из снимков она была в мятой одежде. Бурное обсуждение вызвала её причёска — волосы немытые и все в колтунах, будто актриса забыла, что такое расчёска. Что уж говорить о косметологии, — возраст явно даёт о себе знать, а её лицо стало ещё более морщинистым. Так что вряд ли ей поможет даже некогда сияющая улыбка, сложно представить и молодого любовника рядом — кажется, в личной жизни Ингеборги наступило затишье. Пугающий внешний вид дополняет странное поведение — актриса позировала босиком, хотя люди вокруг неё были в обуви.

После отъезда артистка продолжила творческую карьеру в Европе, но она развивается скорее в пенсионном ритме.
Известно, что Дапкунайте была задействована в моноспектакле на фестивале «Летят журавли» в Таллине для русскоязычной публики. Журналисты быстро подсчитали, сколько стоят билеты, какое количество распродано, и сделали вывод, что Дапкунайте стала зарабатывать в десятки раз меньше. По данным ряда источников, один съёмочный день актрисы стоил порядка пяти тысяч евро. Поговаривают, что сейчас актриса живёт на деньги бывшего мужа.
— Эмиграция — это тяжёлая штука, переселение в другую среду не проходит легко. Для актёров особенно. Мне повезло, я говорю на других языках. Я из Литвы, но часто снималась в России, это была своего рода эмиграция, потом я переселилась в Великобританию. Для меня это было шоком. Затем появилась Россия, теперь назад в Лондон. При этом у меня много привилегий: я знаю язык, у меня есть документы, — делилась она в одном из YouTube-шоу.
В 2024 году ФНС ликвидировала бизнес Дапкунайте в Москве. Ей принадлежала половина школы скорочтения и развития «SKILLS Академия», вторым собственником которой был её бывший муж Ямпольский. Выяснилось, что у владельцев был долг более полумиллиона рублей, который накопился с 2020 года и сейчас погашен.
Также у актрисы оставалась трёхкомнатная квартира на Никитском бульваре. Дапкунайте продала недвижимость за 100 млн. рублей, но с учёта не снялась. В итоге новые владельцы вынуждены были через суд допиваться выписки Ингеборги и её сына из жилья.
Известно, что у Дапкунайте также остался дом в элитном посёлке «Резиденция Бенилюкс», его точная стоимость неизвестна, по данным СМИ речь идёт о сумме от 150 млн. рублей до 1 млрд. рублей.

Риторика последних заявлений актрисы изменилась. Её тон стал мягче, а также она упоминала о том, что соскучилась по Москве. Многие предположили, что это связано с финансовыми трудностями и желанием снова быть востребованной.
— Сложности и проблемы затронули каждого, но многие молчат. Все видят, как меняется мир. У каждого разные обстоятельства. Мне невероятно жалко, что пришлось покинуть большую своей часть жизни и людей, которых я люблю и которым благодарна. Я надеюсь, что все изменится и можно будет думать по-другому, — подчеркнула Дапкунайте, добавив, что не исключает возможности вернуться в Москву.
А в одном из интервью актриса и вовсе сообщила, что не исключает возможности возвращения в Москву, что совсем уж не вяжется с её самыми первыми интервью.
— Можете ли вы когда-нибудь в своей жизни сказать «никогда»? Знаете ли вы, что произойдет завтра? Нет. Вот именно. Мы можем строить планы и говорить «никогда», но потом все меняется. Поэтому то, что я говорю сегодня, не имеет никакого значения, — объяснила Дапкунайте.
Впрочем, недавно её директор, Раиса Фомина, сказала, что актриса «порвала все связи с Россией» и возвращаться не собирается.
— Она улетела из России больше года назад. Она ни с кем не сотрудничает из людей в РФ. Мир полон фальши, лжи. Ингеборга полностью порвала все связи с Россией, — сообщила Фомина.
*Михаил Зыгарь признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ.




