Кладбище автохлама: почему вторичный автопарк России стареет и причём здесь Китай
Нет новых машин — нет и «вторички»
Опрошенные 78.ru эксперты подтвердили неприятные данные: действительно, легковой автопарк в России стареет. При этом, как отметил заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Дмитриев, происходит это уже на протяжении 10 лет — за это время автопарк постарел в среднем на 24%, и тенденцию эту нельзя списать только на сложные последние годы.
— Если в 2014 году средний возраст составлял 12,3 года, то в 2024-м данный показатель достиг 15,2 года. Доля автомобилей в возрасте от 10 лет и старше насчитывает 40 млн единиц и составляет 72,8% от общего автопарка страны. <…> Доля автомобилей старше 20 лет достигла 8% от всего автопарка, а доля транспорта старше 30 лет превысила 2%. Средний возраст отечественных машин — порядка 16 лет, иномарок — 10 лет, — привёл статистику Александр Дмитриев.
Это подтвердил и СЕО проекта Likvi.com Александр Коротков: по его данным, средний возраст автомобилей в стране увеличился с 13 лет в 2019 году до почти 15 лет в 2024 году. Причины просты: цена машин в возрасте старше 10 лет заметно ниже, чем на более новые модели, хотя они требуют более высоких затрат на ремонт и обслуживание. А в России сложности с экономической стабильностью длятся с 2020 года, поэтому неудивительно, что взгляд покупателей обращается на более дешёвые подержанные модели.
Свою негативную роль играет и параллельный импорт, который активно используется после ухода западных производителей из страны, указал Александр Коротков.
— Такие автомобили часто имеют значительный пробег и изначально старше 5–7 лет. Особенно это касается импорта автомобилей из Японии и Европы. Эти рынки предлагают доступные по цене, но уже устаревшие модели, — отметил эксперт.
Кроме того, важным фактором является удорожание новых автомобилей из-за глобальной инфляции, курса валют и роста цен на комплектующие.
— Снижение доходов населения заставляет людей реже обновлять автомобили, а вместо покупки новых машин чаще ремонтировать старые, — констатировал эксперт.
Из-за этого подержанный автопарк не обновляется, напротив, его «ряды» редеют, поскольку спрос, напротив, растёт. Как рассказал 78.ru Александр Дмитриев, рост спроса на подержанные автомобили проявился уже в 2023 году и продолжился в текущем: к примеру, общий объём продаж подержанных легковых автомобилей в прошлом году вырос на 27% при сравнении с 2022 годом, и это привело к росту цен на вторичном рынке из-за роста спроса.
— В текущем году, хотя темпы продаж автомобилей с пробегом и рост цен на них затормаживаются, продолжает иметь место негативная динамика в обновлении автопарка. Число автомобилей в возрасте 1–3 года, находящихся на гарантии производителей, в 2024 году сократилось вдвое по сравнению с 2021 годом — с 4,2 до 2,2 млн единиц, — указал эксперт.
Вторичный рынок — это производная от рынка новых автомобилей, констатировал Александр Дмитриев. Чем больше продаётся новых автомобилей на внутреннем рынке, тем более новым будет и вторичный автопарк. Однако поскольку в России за последние годы сильно упали продажи новых авто, то и база вторичного рынка сокращается — машины активно стареют, резюмировал эксперт.
И ты, «Лада»?..
Тенденция на устаревание заметна практически во всех группах легковых автомобилей, независимо от страны производства. Однако причины и следствия из них разные.
Так, к примеру, по словам Александра Короткова, наиболее старые автомобили европейских марок — Volkswagen, Opel и Renault: многие из них были популярны в 2000–2010-х годах и до сих пор присутствуют на рынке. Праворульные японские машины часто имеют возраст 15–20 лет, особенно Toyota, Honda и Nissan. Однако при этом они считаются надёжными, потому спрос на них не падает даже в таком почтенном возрасте.
Другая ситуация — с китайскими автомобилями. Интересно, что именно на китайские автомобили многие эксперты возлагают «вину» за то, что вторичный авторынок России скоро станет кладбищем автохлама: указывается, что они ненадёжны и «рассыпаются» всего через несколько лет использования.
Как отметили Александр Дмитриев и Александр Коротков, всё не настолько однозначно, хотя и сегодня с надёжностью у «китайцев» есть некоторые проблемы.
— Если сравнивать надёжность «китайцев» c брендами мирового уровня, то сравнение пока не в пользу КНР. Так, наивысший показатель — 203 (число поломок на 100 машин за первые 3 месяца эксплуатации) у Chery хуже среднего уровня в 190 у именитых соперников из Японии, Америки и Германии. Тем не менее автопром из Поднебесной завоёвывает российский рынок за счёт использования последних технологических решений в оснащении автомобилей, — констатировал Александр Дмитриев.
Александр Коротков связывает проблемы китайского автопрома и его влияния на статистику российского вторичного рынка с иными факторами — прежде всего с тем, что «китайцы» первых лет экспансии действительно страдали от ненадёжности. Именно оттуда происходят представления о китайских автомобилях как о «гниющих» сразу с салона и ломающихся на первом километре.
— Первые китайские автомобили (2005–2015 годов выпуска), такие как Lifan или Chery, действительно имели слабую антикоррозийную защиту, ненадёжные двигатели и трансмиссии. Эти машины плохо выдерживали российские условия эксплуатации, в связи с чем и сложилось мнение о «рассыпчатых китайцах», — объяснил он.
Однако с тех пор прошло время, и оно пошло китайскому автопрому на пользу: с 2021 года китайские бренды стали использовать современные технологии, улучшенные материалы и стандарты качества. Поэтому такие известные модели, как Geely Coolray и Haval Jolion, уже в первом поколении продемонстрировали хорошую надёжность.
Говорить же о том, как «китайская экспансия» повлияет на российский авторынок и тем более вторичный авторынок, пока рано, поскольку она началась совсем недавно и её влияние на статистику ограничено, указал Александр Коротков. А вот что может на неё влиять, так это ранние модели, которые действительно ухудшают общую картину из-за быстрого износа.
Впрочем, недалеко от «китайцев» ушёл и отечественный автопром. Lada всех моделей остаётся самой популярной маркой в России, лидирует она и на вторичном рынке, но к её качеству регулярно предъявляются претензии, отметил Александр Коротков.
— Однако с выходом моделей Granta, Vesta и X-Ray сборка и долговечность автомобилей улучшилась, но по-прежнему уступает западным и корейским аналогам. Важно отметить, что основное преимущество Lada — доступность ремонта и запчастей. Даже старые модели продолжают эксплуатироваться благодаря низкой стоимости восстановления, — констатировал эксперт.
Поэтому нельзя сказать, что в старении вторичного авторынка и его превращении в «кладбище динозавров» виноваты только китайские машины — свою лепту вносят все, более того, пока влияние «китайцев» и вовсе не очевидно. А вот отечественные машины, а также популярные ранее западные модели, напротив, играют более существенную роль, тем более на фоне ухода западных производителей и падения спроса на новые автомобили.
Нет денег, есть проблема
Александр Дмитриев отметил, что циклы «омоложения» и «устаревания» автопарка достаточно точно коррелируют с экономическими циклами роста и спада. Так, в 1990-х годах количество подержанных машин существенно превышало количество новых, поскольку люди пригоняли из-за рубежа подержанные автомобили или ездили на старых отечественных. Затем, в начале нулевых, картина начала меняться: появлялись автосалоны, новых автомобилей продавалось всё больше, для чего активно запускались программы стимулирования продаж.
После кризиса 2009 года средний возраст автопарка вырос до 12,5 года, потом, в 2012-м, он ненадолго снизился до 11,8 года и следом вновь начал увеличиваться вплоть до сегодняшних значений и даже больше: эксперт не исключает, что скоро средний возраст автопарка в стране превысит 16 лет.
— Очевидно, что в кризисные периоды происходит довольно активное устаревание парка из-за падения покупательной способности граждан, а также роста цен на иномарки, вызванного ослаблением рубля. Этому способствует и индексация утилизационного сбора, что приводит к росту цен на новые автомобили и переориентации потенциальных покупателей на вторичный рынок, — констатировал эксперт.
Именно эта ситуация и наблюдается сегодня: как рассказал Александр Коротков, примерно 45% автомобилей на вторичном рынке имеют возраст старше 10 лет, при этом доля машин до 5 лет сократилась из-за роста цен и снижения доступности новых моделей. Предложение новых автомобилей уменьшается, а ценовая динамика на вторичном рынке неумолима: эксперт уверен, что стоимость машин на вторичном рынке продолжит расти в 2025 году.
И так же, как Александр Дмитриев, Александр Коротков уверен, что автопарк в России будет стареть и дальше.
— Ожидается, что средний возраст автомобилей россиян продолжит расти из-за снижения доступности новых машин. Вероятно, возраст автопарка достигнет 16–17 лет к 2025 году. Цены на подержанные автомобили останутся высокими, в основном, в сегменте «немецкого» премиума. Нас также ждет рост доли предложений китайских автомобилей на вторичном рынке благодаря быстрому обновлению модельного ряда, — считает Александр Коротков.
Всё это — естественное следствие той лихорадки, которую пережил и по-прежнему переживает авторынок за последние годы. Ни одна перестройка не обходится «без крови», перестройка экономики с Запада на Восток также идёт нелегко. И пока она не закончится, денег у россиян больше не появится, и значит, автопарк продолжит стареть, а спрос на подержанные автомобили — расти.