Валентина Ивановна родилась 10 января 1945 года в деревне Красное, который находится недалеко от Арзамаса. Её отец Иван Фёдорович работал слесарем и строителем, а мать Татьяна Дмитриевна — продавцом. В семье воспитывалось семеро детей. С самого детства Валентина проявляла творческие способности: исполняла частушки, танцевала, декламировала стихи, а позже начала играть на гитаре в составе струнного оркестра. Родные и близкие ласково называли её артисткой.
Окончив школу, Валентина без колебаний отправилась в Москву, где сразу поступила во ВГИК. Она училась вместе с Екатериной Васильевой под руководством Владимира Белокурова. Молодая актриса жила в общежитии, так как денег не хватало.
— И всё равно позднее она не раз слышала в свой адрес уничижительное высказывание: «Село!» Но даже сейчас она гордится тем, что, будучи по сути своей крестьянкой, сама поступила во ВГИК и сама училась. Тогда само поступление в столичный вуз казалось ей чудом, а то, что там её ещё и действительно учат профессии, делятся всеми мыслимыми и немыслимыми секретами, помогают во всём — и в учёбе, и с какими-то личными вопросами, она воспринимала как дар небес, как благословение Божье. Она получала такое непередаваемое удовольствие от учёбы, была так счастлива, что даже стыдилась получать стипендию. Но выбора у студентки особого не было: семья её жила очень небогато, родители помогать дочери материально почти не могли, поэтому стипендию она все же получала. Правда, приходила всегда на второй день, стараясь никому не попадаться на глаза, так ей было неловко, — вспоминает её бывшая однокурсница, народная артистка РСФСР, ныне инокиня Русской православной церкви Екатерина Васильева.
Валентина не только стирала и готовила для своих менее опытных в бытовых делах однокурсников, но и занималась их причёсками, благо с детства обожала все, что связано с модой и красотой. После выпуска её взяли в труппу Театра-студии киноактёра, где и стартовала её профессиональная карьера.
Как и многие, она сначала получала небольшие роли и пыталась добиться признание, которое к ней пришло в 1967 году после выхода фильма «Журналист». В фильме режиссёра Сергея Герасимова она сыграла свою тёзку — Валю Королькову, работающую в сельской газете. Интересно, что изначально режиссёр сомневался, подходит ли Теличкина на эту роль, считая, что её внешность не совпадает с образом героини, который он себе нарисовал в голове. Однако его жена-актриса Тамара Макарова посоветовала мужу сделать правильный выбор. В одном из интервью после фильма Теличкина выразила благодарность актрисе и назвала её «крестной матерью» в мире кино.
Роль принесла Валентине не только известность, но и сыграла не самую лучшую службу, потому что Теличкину видели только в одном амплуа — а для характерной актрисы, которой была молодая Валентина, это не лучшим решением.
В 1970 году она попала на съёмки фильма Глеба Панфилова «Начало», где её партнёрами стали Инна Чурикова, Леонид Куравлев и Михаил Кононов. 12 лет спустя Теличкина вновь снялась у Панфилова в фильме «Васса».
— Прекрасно Валентина Ивановна сыграла в драме «Васса» режиссёра Глеба Панфилова роль Анны Васильевной Оношенковой, секретаря и наперсницы Вассы. Вот там была игра двух выдающихся русских актрис — Инны Чуриковой и Валентины Теличкиной! И все, даже самые небольшие её роли запоминаются. Своим участием в любом полнометражном кино она поднимает его на ступень выше. А ещё абсолютно во всех её персонажах, даже самых мрачных и нелепых, словно проступает хороший человек, а это и притягивает, и заряжает хорошим настроением, что лично для меня бесценно, — отметила заслуженная артистка России Ольга Машная.
Следующим прорывом в её карьере стала мелодрама «Осенние свадьбы» режиссёра Бориса Яшина. Он увидел Теличкину на пробах, сразу понял, что именно она идеально воплощает образ деревенской девушки Наташи, хотя до этого рассматривал множество других актрис. Благодаря новой роли она раскрылась как разноплановая актриса. Например, Леонид Гайдай доверил ей участие в сатирической комедии «Не может быть!», основанной на произведениях Михаила Зощенко. В новелле «Свадебное происшествие» Валентина сыграла «невесту с секретом», которая скрывает от жениха существование детей. Гримёры настолько хорошо поработали над её образом, что многие просто не могли узнать Теличкину — даже друзья задавались вопросом «она ли это?»
— И совершенно удивительно в сатирической комедии гения Леонида Гайдая «Не может быть!» Валечка моя любимая обыграла персонаж многодетной Катерины, скрывающей своё потомство от жениха, которого исполняет великолепный Леонид Куравлев. А ещё и стилисты так загримировали её, что она в этом образе совершенно неузнаваема! Сама же народная артистка России, открою по секрету только вашим читателям, считает самой удачной своей картиной драму о женских судьбах военного и послевоенного поколений «Незабудки» 1994 года. У режиссёра Льва Кулиджанова она и в самом деле мастерски перевоплотилась в Марью Васильевну, мать Володи. Это и одна из моих самых любимых лент на все времена. Браво, Валя-Валентина! Поделюсь и таким наблюдением: героини Валентины Теличкиной в любом эпизоде каждого фильма (ну, практически) выглядели так, как будто одевались у западных кутюрье. Из-за этого её в советскую пору считали «иконой стиля», — подчеркнула Машная.
Публика помнит и образы учительниц, созданные Валентиной Теличкиной в фильмах «Портрет жены художника» и «Была не была». В картине «Где находится нофелет?» она сыграла таинственную незнакомку, с которой герой Александра Панкратова-Черного сталкивается в автобусе.
От роли в культовом фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» Валентина, как и её коллеги Галина Польских и Маргарита Терехова, категорически отказалась. Хотя есть версия, что сам режиссёр посчитал актрису недостаточно подходящей для образа провинциалки. Что касается фильма «Иван Васильевич меняет профессию», предложение сыграть царицу Валентина отвергла, назвав эту роль слишком скучной для себя.
Среди значимых работ актриса выделяет драму «Незабудки» Льва Кулиджанова, которая посвящена женским судьбам времён войны и послевоенного периода. В интервью она неоднократно называла участие в этом проекте настоящим «подарком судьбы».
В 1990-е годы Теличкина снизила активность в кино и чаще всего появлялась в эпизодических ролях. От съёмок в телесериалах актриса долгое время отказывалась, так как считала это низкопробным жанром. Пока ей не предложили криминальную драму «Бригада», ставшую культовой. В этом проекте она сыграла мать героя Сергея Безрукова. На площадке она работала такими знаменитостями как Дмитрий Дюжев, Екатерина Гусева и Павел Майков.
После небольшого перерыва в 2000-е она вернулась в кино и стала сниматься в эпизодах, параллельно зарабатывая и на рекламе и картинах. Ещё в 90-х, когда киноиндустрия была в кризисе, Теличкина впала в депрессию и даже обратилась за помощью к профессионалам, которые посоветовали ей найти новое увлечение — когда сын принёс краски и холст, то это заинтересовало актрису и она начала рисовать.
Неожиданное увлечение живописью не только помогло Валентине Ивановне справиться с тяжёлым психологическим состоянием, но и открыло для неё мир искусства: сначала она украсила мебель в доме хохломскими узорами, а затем принялась за создание картин.
— В православии это называется уныние, смертный грех. Не хотелось никого видеть. Я считаю, что меня спас сын. Долгое время просто жила на силе воли, потому что понимала, что нужна ему. Его надо было встретить из школы, проводить, накормить, поговорить с учителями. Он же школьником тогда был, — вспоминала актриса.
Теличкина стала востребованным художником, её работы выставляются в музеях, галереях и на художественных экспозициях. Значительная часть полотен посвящена религиозной тематике, так как в последние годы актриса пришла к вере. Фотографии её произведений часто публикуются на страницах православных изданий, привлекая внимание любителей искусства.
В 2016 году она приняла участие в фильме Валерия Тодоровского «Большой», где сыграла преподавательницу балета. Чтобы глубже вжиться в образ, актриса лично встретилась с директором балетного училища при Большом театре, и изучила особенности профессии изнутри. В этом проекте она работала бок о бок с Алисой Фрейндлих.
— Нужно стараться выбирать из всего, что тебе предлагают, то, чем ты можешь послужить и себе, и зрителю. Публике — просто тем, что она увидит тебя, ведь она тебя любит. Но ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что дискредитирует и профессию, и тебя как отдельно взятого актёра, — так описывает свою работу Теличкина.
В 2020-м она сыграла в сериале «Два силуэта на закате солнца». Затем последовали работы в многосерийных драмах «Вопреки очевидному».
В 2021-м вышел фильм «Огород», где главная роль изначально создавалась специально для Валентины Ивановны. Режиссёр Лариса Садилова сказала, что хочет создать работу именно под актрису, и не приняла отказа и Теличкина сыграла женщину, чья жизнь тесно связана с деревенским огородом. Кроме того, для актрисы, в детстве жившей в сельской местности, этот персонаж стал родным. Фильм «Огород» был номинирован Союзом кинематографистов России, а Валентина Теличкина удостоилась престижной награды «Лучшая актриса года».
— Я родом из этих мест, из Нижегородской области, из Арзамаса. У меня там много родственников — внучатых племянников. Раньше бывала часто, а когда не стало ни мамы, ни папы, ни сестёр, ни братьев, получается вырваться из Москвы редко. К тому же я похоронила любимого мужа, и стало не до поездок, — вздыхала артистка.
Теличкина в недавнем интервью лишь рассмеялась, когда её назвали самой красивой актрисой СССР.
— Я всего-навсего не самый большой урод на этом свете. Мне гораздо приятнее, если отмечают какие-то мои человечески черты, находят, что не дура, — говорила актриса.
Как говорили сама актриса, до 1980 года она вообще не думала о мужчинах и личной жизни полностью отдавая себя творческому процессу. А все ухаживания пресекала на корню. Все изменилось, когда она встретила актёра Геннадия Королькова — чувства были яркими, но роман не получил продолжения, потому что коллега был женат. В итоге спутником жизни Валентины стал архитектор Владимир Гудков.
У неё родился сын Иван и только через год с мужем они официально оформили отношения. Многие думали, что мальчик пойдёт по стопам родителей и тоже станет актёром, но он отправился учиться в МГИМО, после чего стал юристом в «Газпроме». Теличкина уже бабушка.
Красивую историю любви Теличкиной обсуждали многие её коллеги и завидовали тому, как они жили с мужем душу почти полвека. Увы, он уже скончался, что стало настоящим ударом для Телчкиной — утешение она нашла в заботе о сыне и внуке.
— Валентина Ивановна всегда была скромной и миролюбивой. Вся её жизнь — это подтверждение того, что счастье любит тишину. Вот и семья одна на всю жизнь, и сын вырос достойным. Только можно порадоваться за неё и помолиться, чтобы и дальше с помощью Божией так же все в жизни гладко шло. Да и сама моя любимая коллега, дорогая коллега является глубоко верующим и воцерковленным человеком и считает, что вера помогает преодолевать все трудности в жизни. А в жизни самой Теличкиной сейчас период не из лёгких. В 2021 году Валентина Ивановна похоронила своего супруга Владимира Николаевича, Царствие ему Небесное. На его похоронах на неё без слез взглянуть было невозможно! Мы как могли поддерживали… Слава Богу, она чуть отошла от горя. Но сегодня кроме тоски по покойному мужу одолевают её и болезни. Успокоение Теличкина по-прежнему ищет в вере. «Только на Иисуса Христа и Пресвятую Деву Марию и уповаю», — постоянно повторяет нам она. — И, конечно, очень поддерживает то, что я кому-то нужна — сыну Ване, внуку Коле… — рассказал Сергей Никоненко.
Последние годы Теличкина пришла к вере в Бога, она много времени посвящает изучению богословских текстов, включая труды Феофана Затворника и Серафима Саровского. Несмотря на возраст, Валентина Ивановна ходит в церковь не менее четырёх раз в неделю.
— Я воцерковленный человек. И, конечно, очень поддерживает то, что я кому-то нужна — сыну Ване, внуку Коле, — сказала звезда.
Работать она продолжает, но снимается мало и очень избирательно. На то есть свои причины.
— Если в материале, что тебе предлагают, нет того, чем ты действительно можешь послужить и себе, и зрителю, то лучше не сниматься. И ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что дискредитирует и профессию, и тебя, отдельно взятого актёра. Я очень тщательно отбираю роли, потому что предложений до сих пор много, несмотря на то, что мне уже почти 80. Я рада, что востребована. Но если меня приглашают просто «похлопотать лицом», конечно, это мне не нужно. Потому что, слава богу, идут ещё и советские фильмы, и российские фильмы, в которых есть достойные мои работы. Выбирая новую роль, нужно взвешивать, что тебе важнее — роскошная жизнь или достойная жизнь. Никогда я не буду чувствовать себя достойно, если буду в какой-то пошлости сниматься. Сколько бы за неё я ни имела денег. Лучше уж сократить свои желания. На нашу пенсию можно жить. Она позволяет отказываться от плохих ролей. Слава богу, нам ещё и Собянин добавил к пенсии, — объяснила актриса.
В 2022-м она активно комментировала политические события, произошедшие на Донбассе и в Украине. Актриса включилась в гуманитарную деятельность, стремясь помочь не только военнослужащим, но и жителям ЛНР и ДНР. Так, по её словам, она регулярно жертвует часть своей пенсии на закупку необходимых вещей для мобилизованных.
— Я женщина. Женщина всегда за мир. Я всем сердцем желаю, молюсь, чтобы он побыстрее настал, — сказала актриса.
А к праздникам 2024 года она решила подарить радость детям из освобождённых регионов, исполнив их праздничные мечты. На собственные средства звезда приобрела подарки для малышей.
— Сейчас, в очень сложное время, когда со всех сторон идут нападки на Россию, нужно поддержать зрителя хорошими картинами. Почему-то героями стали в большинстве своём какие-то ущербные персонажи? Но ведь можно делать фильмы о людях настоящих! Которые преодолевают трудности, несмотря ни на что, остаются достойными людьми, продолжают любить друг друга, помогают друг другу бескорыстно. Ну невозможно же всё время заниматься развлечением или растлением человека, — недоумевает Валентина Ивановна.
По материалам «Аргументы и факты», «Комсомольской правды», газете «Жизнь», «7дней», «Судьба человека», «Пусть говорят».