Сначала кура, теперь свинина? Ждут ли россиян перебои с продуктами после Нового года

Риски есть, причины тоже
В последние годы Россию регулярно сотрясают продовольственные скандалы: осенью-2023 из продажи пропали яйца, причём их остатки продавались по заоблачным ценам, а первые дни 2024 года отметились пропажей курицы, особенно ее самых популярных частей — филе, голеней и крыльев. Шумно отреагировали и СМИ, и население на повышение стоимости сливочного масла, которое пришлось на середину 2024 года.
Поневоле возникают вопросы: ждут ли нас подобные вызовы в 2025 году и не повторится ли продовольственный кризис начала 2024 года?
Эксперты успокаивают: проблемы с поставками после Нового года действительно периодически возникают, но это обусловлено покупательской активностью, а в некоторых случаях — непредвиденными факторами, такими как сбои в логистике из-за погоды.
— Проблемы с поставками продуктов после Нового года обусловлены следующими причинами: во-первых, новогодний период характеризуется резким увеличением потребления определённых продуктов, что приводит к перенапряжению логистических цепочек и складских мощностей. Во-вторых, не всегда производители верно оценивают объём спроса, что может привести к дефициту сезонных товаров. В-третьих, возможны сбои в логистике, связанные с погодными условиями. Также возможно искусственное завышение цен, — констатировала в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Анна Костанда.
Независимый эксперт по ретейлу Михаил Лачугин в разговоре с 78.ru напомнил, что ситуация с курицей в начале 2024 года была экстраординарная: тогда сразу несколько птицефабрик не работали из-за птичьего гриппа, это снизило поставки в целом и наложилось на обычный для новогодних каникул спад поставок из-за снижения спроса. Видимо, ретейлеры неверно оценили покупательскую активность в этот период, что в итоге вылилось в пустые полки и беспокойство у людей.

В целом же спад спроса после Нового года, а следовательно, и снижение закупок — нормально явление, к которому загодя готовятся все производители.
— В нормальной ситуации я бы не назвал это перебоями. Это просто снижение объёмов поставок, потому что после Нового года какое-то время есть снижение объёмов, соответственно, товары везут меньше. Но по некоторым категориям это невозможно в принципе, потому что, например, коровы доятся, и им нельзя сказать, чтобы они не доились после Нового года какое-то время. Поэтому производители, как правило, в этот период, например, замораживают сливки, чтобы потом их использовать для производства сметаны, сливочного масла или добавлять в молоко, — описал технологический процесс Михаил Лачугин.
Точно так же, как производители молока, поступают и производители мясных продуктов и продуктов из птицы: они замораживают сырьё в изначальном виде, либо изготавливают из него полуфабрикаты, либо отправляют продукцию другим предприятиям для переработки. В целом все под этот сезонный спад подстроились и знают, что делать в это время, резюмировал эксперт.
— Перед Новым годом люди закупаются активно, потом они свои запасы проедают, денег у них становится меньше, поэтому они ограничивают покупки. И по алкоголю, и по напиткам, и по кондитерке такая же ситуация наблюдается, но так как алкоголь, напитки, кондитерка — это товары длительного хранения, нет никаких проблем просто уменьшить на какой-то период объёмы поставок и где-то хранить эту продукцию, просто ждать её отгрузки, — констатировал Михаил Лачугин.
Поддержала его и Анна Костанда: она отметила, что ежегодные колебания поставок продуктов питания — обычное явление, снижение объёмов поставок некоторых товаров происходит в зависимости от сезонности. Правда, эксперты отметили, что риски повторения прошлогодних сложностей есть всегда, а Анна Костанда даже перечислила наиболее уязвимые категории продуктов.
— Риски повторения подобных сложностей в этом году, безусловно, существуют. Они могут возникнуть с товарами, которые традиционно пользуются повышенным спросом на Новый год: мясо (говядина, свинина), овощи и фрукты (мандарины, лимоны), алкогольные напитки, — отметила эксперт.

Однако в целом, поскольку никаких серьёзных предпосылок для новых посленовогодних дефицитов нет, эксперты призывают не опасаться возникновения настолько больших сложностей, как в прошлом году.
Пророчество, которое всегда сбывается
Есть и ещё одна причина возникновения дефицитов, не связанная ни с логистикой, ни даже с ошибками ретейлеров в расчётах. На неё в беседе с 78.ru указал историк экономики, PR-специалист, руководитель репутационного агентства Dragons.media Сыдып Бальдруев.
— Подобного рода новостные заголовки (об исчезновении продуктов. — Прим. ред.), выпускаемые на публику, любимое орудие лоббистов продуктовых отраслей. Объясняется это тем, что огромное количество людей застало времена Советского Союза, когда на полках был в достатке только дефицит, и 1990-е, когда торговая система по факту развалилась и с продуктами было крайне тяжело, к сожалению, это отложилось в мозгу у многих людей. Поэтому, нажимая на подобную педаль нашего общества, организуя подобного рода пиар-кампании, лоббисты стимулируют спрос, — считает эксперт.
Он напомнил, что подобного рода заголовки появлялись регулярно в 2010 и 2020 годах — тогда под раздачу попала гречка, которую буквально сметали с полок запасливые россияне, и сахар, а также другие продукты длительного хранения, которыми закупались перед общероссийским карантином из-за коронавируса. В 2022 году точно такой же ажиотаж поднялся из-за туалетной и офисной бумаги, когда некоторое время наблюдались проблемы с отбеливающими средствами для неё — тогда на протяжении нескольких месяцев бумага выпускалась не привычная белая, а естественного желтоватого оттенка.
— Причина, почему же такие слухи появились сейчас, проста: сейчас Новый год, люди в этом угаре потратят все свои средства и ещё опустошат кредитки, а потом весь январь-февраль будут экономить, потому что надо платить долги и закрывать счета, и торговля восстановится только к марту. Поэтому, пока есть возможность, нужно указать гражданам, что можно захватить чуть больше упаковок с продуктами, нежели обычно, вдруг их не будет. С нескольких десятков миллионов покупателей получится неплохой заработок, — резюмировал эксперт.

Интересно, что такие медийные кампании превращаются буквально в «самосбывающиеся пророчества»: после появления первых статей и сюжетов спрос на ту или иную якобы пропадающую продукцию повышается, её раскупают, и в итоге в магазинах действительно остаются пустые полки, а продавцы начинают выдавать по одной единице товара в руки. Постепенно ажиотаж идёт на спад, через месяц инфоповод забывается, и начинается новая тенденция.
— Конечно, цены будут повышаться, и это факт, но перебои с питанием — это то, что власти не допустят никогда, ибо это задача стратегическая. Да и капитаны российского ретейла дело своё знают, деньги же люди платят, — подытожил Сыдып Бальдруев.
Тем не менее надо признать, что перебои всё же бывают, и заметные — конечно, не до абсолютно пустых полок, как во времена советского дефицита, но повышение цен сверх инфляции случается и переводит некоторые товары ещё недавно низкого ценового сегмента едва ли не в премиальный. Ждут ли нас новые сюрпризы в 2025 году?
Виноват Китай?
Будут ли новые перебои или завышение цен из-за каких-то объективных (а может, и субъективных, которые позже отследит ФАС) факторов, сейчас сказать сложно, признают эксперты. Анна Костанда напомнила, что прошлогодние перебои были связаны с различными факторами — заболеваниями животных, санкциями, проблемами логистики, ростом цен на корма.
— Ситуация постепенно стабилизируется, но на это потребуется некоторое время. Скорость стабилизации зависит от эффективности мер в сфере регулирования рынка, а также от мировой экономической ситуации, — констатировала она.
Все мы это видим и по яйцам, и несчастной курице: сильно завысившись во время дефицита, цены на них после шума в соцсетях и СМИ, пристального внимания правительства и мер ФАС постепенно опустились, но не вернулись на уровни до дефицита — несмотря на то что Минсельхоз даже заявлял об экспорте продукции из-за рубежа. До стабилизации в этой сфере ещё далеко: во всяком случае, пока не решится проблема с импортозамещением, низких цен на яйца и куру ждать не стоит.

Михаил Лачугин также не исключил, что с какими-то категориями товаров в 2025 году могут возникнуть неожиданные проблемы.
— Можно предположить, что это будет связано либо с молочкой, либо с мясом. Молочники открыто говорят, что есть у них определённые проблемы, что они не успевают за ростом потребления. С мясом — у нас ситуация со свининой может быть в определённый момент времени не то чтобы напряжённой и дефицитной, но могут быть некоторые сложности, потому что активно растут поставки свинины в Китай, — пояснил он.
Именно с поставками на импорт эксперт также связывает прошлогодние проблемы с яйцами — тогда птицефабрики резко нарастили импорт своих товаров в Китай, поскольку это крупный иностранный покупатель, который платит валютой, что в итоге сыграло свою роль. Главным фактором это, конечно, не было, но свою лепту в и без того не блестящее положение отечественного птицеводства внесло.
Поэтому в будущем году всё зависит от того, смогут ли власти вместе с производителями и «капитанами отечественного ретейла» сбалансировать потребности внутреннего рынка и поставки на импорт, а также стимулировать импортозамещение. Покупателям же остаётся только наблюдать и стараться не поддаваться на провокации.




