Легендарная «Аврора» вновь отправляется в путь между Петербургом и Москвой

В соответствии с историческими традициями
Поезд с героическим именем «Аврора», любимый многими еще с советских времен, но в обновленном варианте, Федеральная пассажирская компания (АО «ФПК», дочка РЖД) представила в рамках ПМЭФ 2024. Уже тогда в компании подчеркивали, что перерыв, пусть и длительный, в путешествиях составов был временным. Презентация прошла на стенде АО «ФПК», которому этом году исполняется 15 лет. Тогда показали лишь макеты вагонов и предварительную визуализацию. Но сейчас намерения полностью воплощены в жизнь.
Напомним, что «Аврора» полностью перестала курсировать между Петербургом и Москвой с апреля 2010 года. Хотя еще в конце 2009-го ее уже начали заменять и теснить экспрессы «Сапсан».

Теперь с 19 декабря 2024-го обновленный легендарный отечественный скоростной поезд «Аврора» возвращается к регулярным маршрутам между двумя столицами. Первая поездка вновь стартует синхронно из Санкт-Петербурга и Москвы.
Отравляться поезд будет рано утром и днем по зеркальному расписанию, а пребывать в дневное и вечернее время. Запомним это важное обстоятельство.
На преодоление расстояния между Петербургом и Москвой потребуется в среднем 5 часов 30 минут. Это чуть больше, чем у «Сапсана», готового домчать за 4 — 4 часа 30 минут, но и цены на билеты у «премьеры» стали более доступны.
Разбираемся, какой раньше была «Аврора» и насколько она теперь стала комфортнее для пассажиров.

В пути с 1963 года?
В первую поездку скоростная «Аврора», по одной из народных версий названная так в честь одноименного знаменитого крейсера, отправилась 12 июня 1963 года. Поезд вёл ЧС2-78 под управлением машиниста Сахарова и помощника Захарова. Путь от Ленинграда до Москвы удалось преодолеть за 5 часов 27 минут. Это был первый поезд, способный развивать скорость до 160 и даже затем 180 км/ч., и принципиально важный этап в развитии скоростного движения.

Тогда поезд курсировал под номером 9/10. Затем он изменился на № 159/160. Последние поездки состоялись в апреле 2010 года, но в декабре 2009-го уже состоялся запуск скоростных «Сапсанов».
Изначально вагоны «Авроры» были окрашены в темно-вишневый цвет с желтым оконным поясом. Надпись в названии была выполнена накладными буквами. Потом фирменная окраска сменилась на серо-голубую с темно-синей полосой по низу кузова вагона. А надпись стала красной.
В салонах вагонов были установлены кресла самолетного типа, имелись системы кондиционирования воздуха и люминесцентное освещение.

В 1965 году прошли опытные поездки «Авроры». В их ходе удалось достичь минимального времени в пути 4 часа 59 минут. Во второй половине 1970-х из-за увеличения числа вагонов время в пути выросло 7 часов. Но дело исправили мощные локомотивы ЧС6. Они помогли вернуться к изначальному времени в 5 часов 30 минут.
Собственно, сама «Аврора» состояла из скоростного локомотива-электровоза (чехословацкого производства, сначала ЧС2 и ЧС2т, затем — ЧС6), 9 пассажирских вагонов межобластного типа и вагона-электростанции для централизованного электроснабжения.

Локомотив ЧС2м уже был способен развивать максимальную скорость до 180 км/ч. Но количество вагонов пришлось уменьшить до 8.
Переход на ЧС2т позволил увеличить составность до 12 вагонов, ЧС6/ЧС200 — до 15.
И даже «звездное небо»?
Обновленная «Аврора» стала двухэтажной. В ее составе уже 15 комфортабельных современных вагонов, позволяющих одновременно перевозить свыше 1 тысячи пассажиров, хотя и на прежней скорости в 160 км/ч.

Номер теперь сменился на 741/742, № 743/744. В первом варианте маршрут выполняется с остановкой на станции Чудово-Московское.
В составе теперь есть вагоны с местами для сидения стандартной (104 места) и улучшенной «бизнес» компоновки (60 мест), 1 вагон СВ (30), а также 1 купейный вагон со специализированным купе для людей с ограниченными возможностями.
Смогут пассажиры посетить и двухэтажный ресторан-бистро. Там в меню имеются завтраки, салаты и закуски, гарниры, десерты и различные напитки.
В стандартной компоновке все места оборудованы индивидуальными розетками, а также разъемами USB и Type-C для зарядки мобильных устройств. Конечно, имеются удобные кресла с откидными столиками и подножками.
В вагонах с местами для сидения «бизнес» есть возможность индивидуально настраивать угол наклона спинки кресла. Расстояние между креслами увеличено, а в изголовье установлены дополнительные подушки-подголовники. Кресла также можно разворачивать на 180 градусов.
Кроме того, в этих вагонах предусмотрено отдельное одноместное купе с монитором. Пассажиры этого класса смогут воспользоваться залами повышенной комфортности на Московском и Ленинградском вокзалах.
Во всех вагонах имеются системы кондиционирования и обеззараживания воздуха, биотуалеты, кнопки вызова проводника.
В зоне с местами для сидения также имеются дополнительные места для багажа и ручной клади.
Интерьеры в составе выполнены из материалов экокожи в спокойных голубых, серых и бежевых тонах. Присутствуют в поезде и тематические изображения, напоминающие о главных символах Петербурга и Москвы.
Оснащены вагоны и системой рассеянного освещения «звездное небо».

Не забыли в обновленной «Авроре» и о досуге пассажиров. Там есть информационно-развлекательная система «Попутчик». Она гарантирует доступ к кинофильмам, свежей прессе, большому количеству интересных электронных и аудиокниг, а также различным музыкальным произведениям. Через нее же, кстати, можно будет заказать и еду в вагоне-бистро.
В нем же можно будет приобрести гастросувениры: шоколадное сувенирное печенье «Петербург», монпансье «Виды Санкт-Петербурга», открытку с темным шоколадом «Санкт-Петербург. Спас на крови», черный чай «Старый Петербург. Исаакиевский собор».

Курсирование поездов предусмотрено по зеркальному графику. Из Северной столицы и Москвы составы отправятся дважды в день: в 06:00 и 13:50.
Как подчеркивают в РЖД, «Аврора» имеет оптимальное сочетание скорости, комфорта и привлекательной цены. Среди скоростных поездов — это бюджетный вариант для путешествий между Москвой и Петербургом.
Время для повторения успеха?
Опрошенные эксперты подчеркивают, что «Аврора» пользовалась популярностью еще в советские времена, на какое-то время ее оттеснил «Сапсан» и самолеты. Но теперь наступило время для повторения успеха.

Урбанист и транспортный инженер Иван Вергазов напоминает, что «Аврора» — это первая попытка освоить дневной пассажирский поток, поэтому для бизнес-поездок, если такой термин можно применить к советским временам, она была востребована и популярна. Другое дело, что потом появились и стали более доступны другие более быстрые способы перемещения, на которых сместился акцент. Это, например, те же самолеты, «Сапсаны».
— Двухэтажные нефирменные поезда уже курсируют между Москвой и Петербургом. Они тоже востребованы сейчас. Такая этажность дает возможность увеличить пассажировместимость, что сказывается на цене. Однако «Аврора» все-таки фирменная, — подчеркивает аналитик.
Иван Вергазов признает, что в пути «Аврора» будет находиться дольше по времени, чем те же «Сапсаны» и самолеты. Но у нее другая более бюджетная ценовая политика, что немаловажно в существующих экономических условиях, когда перевозки дорожают.
— Так что, думаю, обновленный поезд будет востребован у пассажиров, — уверен эксперт.

Мнение Ивана Вергазова разделяет эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» Илья Резников.
Он также останавливается на том моменте, что спрос на дневные поездки существовал еще в советские времена. Ответом на него и стала «Аврора».
— Был еще скоростной поезд ЭР 200, также связывающий две столицы. Но он курсировал не каждый день, и не был таким фирменным и универсальным, как «Аврора». Примечательно, что «Аврора» продержалась в эксплуатации дольше, чем ЭР 200. Но и ее сменили в итоге «Сапсаны». Сейчас спрос на них настолько велик, что в пиковые дни билеты не достать за любые деньги. Отсюда логично встает вопрос о введении дополнительных скоростных поездов с более бюджетной ценовой политикой, — рассуждает Илья Резников.

По его мнению, для бизнеса время в пути критично. Там важен даже час. Бизнес, скорее всего, выберет «Сапсан».
— Но есть и те, для кого важно хорошее соотношение цена- качество-время. Им разница в час будет не так принципиальна. Зато перевесит в выборе возможность сэкономить. Это, например, туристы. Наконец, есть те, кто не любит путешествовать ночью или летать на самолетах, — полагает эксперт.
Как заключает Илья Резников, «Аврора» по логике должна стать востребованной.










