Необходимость подготовки инициативы Андрей Свинцов, член фракции ЛДПР в Госдуме, мотивировал тем, что с алкоголизмом борются, но за последние четыре года показатели употребления спиртного только растут.
Наказывать рублем россиян за дарение горячительного друг другу на праздники народный избранник предложил на сумму в 5000 рублей, должностных лиц — 35—50 тыс., юридических — на 100 тыс.
В качестве альтернативы «яду», о чем должен знать каждый россиянин, Андрей Свинцов назвал абонементы в спортивный зал, сертификаты на дополнительное образование, билеты в кино, музеи и театры, познавательные книги, полезные продукты питания, цветы, детские игрушки, товары для дома и т. д.
В Петербурге идею назвали, мягко говоря, спорной. А депутат ЗакСа Алексей Цивилёв припомнил, что не так давно та же фракция ЛДПР вручила ему ящик водки «Жириновский» после проигранного спора.
Как подчеркнул генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский, надо понимать, о каком конкретно спиртном идёт речь.
— Не самого лучшего качества из недружественных стран, того же американского виски, или легальном отечественном вине и шампанском? Не стоит всё мешать в одну кучу.
Та же продукция винодельческой отрасли юга России, Краснодара, Крыма всегда считалась бриллиантом нашего потребительского рынка. Бутылка краснодарского или крымского шампанского, это, на мой взгляд, цивилизованный и адекватный подарок. Так, что выходит, она теперь будет вне закона?
Я сам часто бываю в служебных командировках, и мне делают такие подарки как знак уважения, — поделился он.
По словам генерального директора ООО «Проф Фудс» Антона Вересова, в бизнесе бутылка недорого отечественного шампанского всегда была предлогом под Новый год, чтобы просто встретиться друг с другом, поздравить, улыбнуться, сказать друг другу тёплые слова.
— Да хотя бы увидеть клиента раз в год и проявить своё уважение, поблагодарить за сотрудничество. Тем более что из-за возросших затрат на производство с каждым годом в бизнесе дарят всё меньше календарей, ручек, ежегодников с корпоративной символикой, — пояснил он.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что алкоголь присутствует практически в каждом третьем корпоративном подарке на Новый год, 23 февраля, 8 Марта, дни рождения сотрудников. Алкоголь входит в традиционный набор, и без горячительного подарок часто не воспринимается полноценно.
— По своему опыту могу сказать, что всегда смотрю, что за человек, которому я делаю подарок. Например, кто-то может увлекаться коллекционированием вин. Ему такой подарок придётся точно по душе. Иногда качественный и необычный алкоголь как подарок привозят как подарок после поездок, — поделился он.
По мнению Михаила Лачугина, в принципе логика в инициативе прослеживается, но подача вызывает вопросы.
— Насколько я пониманию, суть была в том, чтобы разрушить стереотип: нет алкоголя — нет подарка. Так же, как и есть стереотип: все важные переговоры и решение нужно сопровождать процессом выпивания.
На эти задачи правильнее решать государственной пропагандой здорового образа жизни, поддержкой тех компаний, кто дарит сотрудникам те же абонементы, а не спиртное, — уверен эксперт.
Как рассказал депутат ЗакСа Алексей Цивилёв, ему не так давно после проигранного спора из-за законопроекта фракция ЛДПР подарила ящик водки «Жириновский». Теперь их, видимо, надо оштрафовать.
— На самом деле, это похоже на охоту на ведьм. Алкогольные подарки всегда считались чем-то универсальным. Сейчас спиртное стоит дорого, его приносят на праздники как украшение к столу. И что, теперь, штрафовать того, кто подарил вот так алкоголь. А, главное, как это по факту доказать? Человек скажет: «А я не дарю, я сам себе принёс. Сам выпью и уйду, или меня унесут», — рассуждает он.
Депутат городского парламента Ирина Иванова задается вопросом: Андрей Свинцов, когда готовил инициативу, имел в виду себя?
— У меня странная реакция на такие заявления. Насчёт абонемента в спортзал спорное утверждение. Я сама хожу в спортзал, и абонемент — это далеко не дешёвое удовольствие, — подчеркнула она.
Депутат Денис Четырбок признался, что инициативу о введении штрафов за дарение алкогольной продукции лично не поддерживает.
— Во-первых, каждый человек имеет право дарить тот подарок, который посчитает необходимым. Во-вторых, такие меры, на мой взгляд, никак не решат корень проблемы, связанной с ростом потребления алкоголя. Куда разумнее в данном случае будет идти по пути популяризации спорта и здорового образа жизни среди населения. Чем больше в нашем городе и нашей стране будет положительных примеров, тем меньше у людей будет интерес к вредным привычкам, — объяснил он.
С воодушевлением к инициативе отнеслись… представители фитнес индустрии. Они её готовы только поддержать.
По данным директора по развитию фитнес-клубов «Легенда», «Молот» и Fitness Family Дениса Горнева, сейчас абонемент в спортзал в Петербурге стоит в среднем 17—20 тыс. рублей.
— Хотя к нам пришли и московские игроки со своими ценовыми сетками. Они завлекают горожан месячными абонементами по 5000. Говорят именно так: вот ты сейчас заплатишь только 5, а не сразу 17—20 тыс. А в итоге-то по году получает 60 тыс.
Инициативу Андрея Свинцова мы, конечно, можем только поддержать. Хорошо, что депутаты заботятся о продвижении у россиян правильного образа жизни и интереса к спорту, — заявил он.
Генеральный директор Fithess24 Анатолий Соломонов считает, что абонемент в спортзал с бассейном стоит сейчас в Северной столице 40— 50 тыс. рублей. Это, конечно, не премиум класс.
— Хороший человек! — так Анатолий Соломонов кратко прокомментировал инициативу народного избранника.
Здесь стоит отметить, что недавно правительство РФ поручило профильным ведомствам проработать вопрос запрета скидок на алкоголь. Такой механизм может появиться 2025 года. При этом с 1 января по традиции вырастут минимальные цены на крепкий алкоголь. Так, бутылка водки объемом 0,5 скакнет в стоимости с 299 рублей до 349.