Едва ли кто-то мог подумать, что мальчик из Херсонской области покорит мир и станет самым юным гением русского балета. Ему будут прочить головокружительную карьеру на Западе и в США, а он, узнав всю мерзость чуждого мира, выберет Россию. Только здесь он обретёт внутреннюю гармонию и начнёт жить по совести вместе с женой и детьми, вместе с любимым делом и народом.
Сергей Полунин родился на первом берегу Днепра в городе Херсоне. Времена, на которое пришлось его детство, выдались тяжёлыми. Родители едва сводили концы с концами, но делали всё, чтобы сын развивался.
В 4 года они привели Сергея на гимнастику в местную спортивную школу. Мальчик почти всё свободное время тренировался, и каждую неделю участвовал в соревнованиях. Самым ярким воспоминанием Полунин считает игру с приятелями во дворе.
В 8 лет педагоги порекомендовали перевести Сергея в Херсонскую танцевальную школу, а ещё через год его отправили в Киевское хореографическое училище. Семье пришлось разъехаться: отец уехал на заработки в Португалию, бабушка — в Грецию, а мама сопровождала сына в столице Украины.
Танцор балета признавался, что жил с родительницей в одной комнате. Тем не менее, Сергей понимал, что должен быть благодарен близким за возможность построить блестящую карьеру.
— Балет — это очень тяжёлый труд. Нельзя сделать курс и научиться балету. Должно пройти 7, 8, 9 лет серьёзной подготовки, чтобы тело изменилось и стало податливым для балета. Это можно сравнить с армией в том смысле, что требует дисциплину. И, конечно, детство не такое свободное и игровое, потому что проводишь его в зале, на тренировках, — рассказывал в одном из интервью Полунин.
В 2002 году Сергей Полунин занял одно из призовых мест в международном балетном конкурсе, а через год его зачислили в Школу Королевского балета в Лондоне. Самородку на тот момент едва стукнуло 14 лет. Полунин признавался, что западная культура казалась ему чуждой с самого начала — до переезда он не матерился и молился каждый день, а в Англии «царила бездуховность».
Карьера развивалась стремительно: к 18 годам имя Сергея Полунина было известно каждому в балете, он регулярно побеждал на международных конкурсах и стал самым молодым премьером за всю историю в труппе «Ковент-Гарден». Обратной стороной успеха стали зависть коллег и отсутствие нравственного ориентира.
Сергей не скрывает: в его жизни были наркотики, а протест против «высшего западного общества» выражался в многочисленных татуировках, которыми он покрывал тело. Всё чаще о Полунине писали в светской хронике: журналисты то и дело охотились за танцором и даже окрестили его «капризным мальчиком».
— Было время, когда я принимал наркотики. Принимая их, ты какую-то часть сознания пытаешься закрыть. Боль. И для меня какое-то время выступление на сцене было неприемлемо. То есть внутри меня какая-то карма говорила: «Ты не танцовщик». Я выходил на сцену, и мне это не нравилось. Начинает раздражать свет, музыка, костюм. И вот это ощущение лет 10 было со мной: «Вроде это твоё, твоя миссия, которую ты ещё не понимаешь», и потом дошло до того, что с этим можно много что делать, — рассказывал о зависимости артист.
Полунин несколько раз думал уйти со сцены, а запрещённые вещества использовал как способ убежать от губящих мыслей. К тому же под таким «обманчивым ресурсом» он показывал больше, чем обычно. Однако долго оставаться в депрессивном состоянии было нельзя — и Сергей принял решение бросить всё и переехать.
Ещё в начале карьеры Полунина звали в США, но он оказался. В 2012 году всемирно известный танцор балета приехал в Россию с желанием покорить Большой театр. Но столкнулся с первой «отменой»: коллеги по цеху не желали делить с ним сцену. Не оценил талант Полунина и Николай Цискаридзе, заявив, что Сергей — «мальчик, который чистенько танцует».
— Я помню, как Николай приходил на постановку в Королевском балете. Да я и сам иногда смотрю первые выступления — там, действительно, была начальная школа для меня. И она была очень правильная, консервативная, нераскрытая — я танцевал не для души, а как меня подготовили в школе. И Николай пришёл на спектакль, где я вообще не должен был выступать. Поэтому в какой-то степени я могу согласиться. Развитие происходит потом, — комментировал слова Цискаридзе танцор.
Единственным человеком, который протянул руку помощи Полунину, был Игорь Зеленский. Он не только сделал Полунина премьером балетной труппы Театра имени Станиславского, но и стал для танцора духовным наставником.
— У нас с Зеленским была духовная связь. Он не простой человек, как и я, но мы духовно соединены. Его поддержка была важная в тот момент — я был эмоционально нестабилен. Он остался стержнем, наставником. Я знал, что позади меня всегда есть спина, — высказывался он о худруке театра.
Сергей Полунин не побоялся и принял участие в телевизионном проекте канала «Культура» «Большой балет», заняв там 1-е место. Артисту удалось вернуть себе тот уровень популярности, который он 5 лет добивался в Лондоне.
— Балет нужно эволюционировать, выводить на телевидение и кинотеатры, стадионы. Потому что в целом балет не развивается: не работают композиторы, не работают режиссёры. Моцарт работал в театре, потому что это была самая большая площадка для его искусства. Если бы он жил сейчас, то работал в кино и мюзиклах. Индустрия балета умирает из-за нехватки внимания. Это везде: и в Большом театре, и в Мариинском. Поэтому нужно «развлекать» не элиту, а как раз массу. Чтобы люди стали поддерживать искусство, а не 2000 человек, — убеждён Полунин.
Право стать спутницей жизни досталось фигуристке Елене Ильиных. В начале 2019 года Полунин переживал сложный период — и вдруг на просторах Интернета встретил спортсменку. Танцор сразу понял, что они с Еленой близкие родственные души. Они сошлись и в творческом плане: вместе создавали и ездили с гастролями балетной постановки «Распутин».
В 2020 году у пары родился первенец. Полунин и Ильиных скрывали этот факт от общественности, но затем признались. Мальчику досталось крайне необычное имя — Мир. В апреле 2022-го в семье артиста вновь праздновали пополнение — второго сына пара назвала Даром. Сразу после этого Сергей сделал предложение.
В феврале 2024 года у танцора и фигуристки родился третий ребёнок. По традиции пара подобрала малышу необычное имя — Эра. В августе молодые сыграли свадьбу: трогательными фотографиями они делились в социальных сетях.
— Мой Сергей! Я так сильно благодарна тебе за меня. За то, что у меня есть жизнь, в которой нет ни одной причины не быть счастливой. За безграничную человеческую свободу с пониманием того, что ты всегда держишь меня за руку, потому что мне так легче. За твою силу, любовь, за то, что я правда могу сказать себе, что я молодей, — фигуристка не раз публично благодарила супруга.
В 2018 году Сергей Полунин ошарашил российскую и западную общественность татуировкой с Владимиром Путиным на груди. Он опубликовал снимок в одной из социальных сетей и заявил, что считает президента России настоящим лидером и ангелом, который был послан Богом стране.
Этот поступок жестоко осудили на Западе. В частности, Парижская национальная опера оказалась сотрудничать с танцором, который должен был участвовать в постановке «Лебединое озеро». В том же году Сергей Полунин получил российское гражданство и выложил фотографию нового паспорта. В 2019-м он занял пост и. о. ректора Академии хореографии Севастополя.
— Когда я принимал сторону России, я полагался только на свою совесть. Я понимал масштаб, какой могу достичь, если, будучи украинцем, соберусь играть и хайповать, как Михаил Барышников. Но я по совести не смог этого сделать. Слушать в Англии, как не любят Россию, тоже не стал. В Америке мне и вовсе сказали осудить и маму, и папу, весь народ. Скажу честно: раньше поддерживал только лидера Владимира Владимировича, а сейчас весь русский народ. Я не говорю, что все русские добрые и хорошие. Русские могут быть как самыми жестокими людьми, так и самыми добрыми и святыми, — признавался Полунин.
Стоит ли говорить, что Сергей Полунин безоговорочно поддержал СВО и резко осудил артистов, которые уехали из страны после 24 февраля 2022 года? Известно, что тело артиста балета покрывают шрамы — с его слов, они были сделаны специально, поскольку «мужчина — это прежде всего боец».
Танцор балета убеждён: никакие ограничения западных и американских политиков и культурных деятелей не сломят дух целой нации. Во многом благодаря внешним ограничениям у России появились новые возможности для развития.
— Если есть какое-то ограничение — отлично, потому что это даёт концентрацию внутри страны, внутри России. Тяжело им [США и Европы]. В любых театрах мира классическая база — русская. У них 50% продажи билетов — «Щелкунчик» Чайковского. У них база построена на русской культуре, и они друг друга спрашивают: «А что вы будете делать?» Это смешно и грустно, но зритель любит классику. Получается, они вредят сами себе, — считает он.
В июле 2024 года новостные заголовки пестрили: «Сергей Полунин заявил о возможном отъезде из России», «Известный артист балета может покинуть страну». Артист опубликовал в Telegram-канале тревожные ролики. В них он заявил, что за ним следят и что всерьёз опасается за жизнь супруги и детей.
— За мной ведётся слежка на нескольких машинах, это всё зафиксировано. Кто-то роется в мусорке, кто-то следит, присылает посылки под дверь. Не знаю, взорвётся это когда-то в моё лицо или нет. Время покажет. Не дай Бог, чтобы с моей женой и детьми что-то случилось. Я не могу допустить этого, — сбивчивым голосом рассказал Полунин.
Танцор отметил, что нуждается в охране и готов покинуть страну, предварительно продав квартиру и отдав часть денег на СВО. При этом Полунин добавил, что любит русский народ, но опасается, что ему или близким причинят вред.
— Я надеюсь, общество будет меняться, потому что если оно не будет меняться — меня здесь не будет. Я уже набился на эти закрытые двери, пережил отмену даже в России, — серьёзно говорил Сергей Полунин.