В прошлые годы торговля елочными украшениями и елями была в разгаре уже в конце октября. А некоторые маркетплейсы анонсировали появление новинок такой продукции даже в конце лета. За ней охотились коллекционеры подобных вещей и любители.
В этом году традиционную картину сломал аномально теплый сентябрь, да и в октябре еще погода отнюдь не напоминала в центральной части страны зимнюю. Не было у покупателей и предновогоднего настроения. В итоге продажи новогодней атрибутики встали на стоп.
В начале ноября картина начала меняться в лучшую сторону, хотя цены на игрушки и ели серьезно подросли. Дело не только в том, что погода вернулась в нормальную «колею», но и российские города начали украшать и готовить к Новому году 2025.
В Петербурге, например, во всех крупных федеральных сетях уже стоят елки, создан праздничный декор. Это создает особое настроение у населения, и располагает к подобным тратам, поясняют эксперты.
При этом особым образом обстоит ситуация с авторскими игрушками. Они-то как раз и востребованы у самых опытных коллекционеров.
О росте затрат на логистику, тару, в том числе стеклянную и пластиковую, производители рассказывают на протяжении всего 2024-го. Последняя выросла в стоимости на 10 — 20%. Сказалось также колебание курса рубля, зависимость по игрушкам от импорта, идущего, в основном из Китая.
В итоге, как подсчитали аналитики центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД», стоимость набора елочных игрушек увеличилась в этом году по сравнению с 2023-м на 23%., искусственные ели подросли в стоимости на 27%, мишура — на 10%, гирлянды — на 20%.
— В продажах новогодней атрибутики в октябре-ноябре, как правило, большую роль играет сезонно-погодная волатильность, связанная с устойчивым снежным покровом на большей территории страны. В этом году, ввиду отсутствия снега и более теплой осени, закономерно объем покупок ниже. Кроме того, продажи не смогли поддержать и короткие ноябрьские выходные (всего 2 дня).
Ввиду отложенного спроса, оживление рынка началось лишь в ноябре. В частности, за первые 7 дней месяца, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число покупок искусственных елей оказалось на 11% выше, но и цена подросла, до уровня 4450 рублей, — заверяют в компании.
Как подсчитали в Ozon, продажи декора для Нового года 2025 за первую неделю увеличились на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в денежном выражении — на 47%.
В Wildberries привели еще более громкие цифры: за первую неделю ноября в сравнении с началом октября спрос на искусственные ели скакнул на 445%, на мишуру — на 498%, на елочные игрушки — на 346%. Продажи декоративных венков, гирлянд, светодиодных фигур и снежных шаров взлетели в среднем в три раза.
Президент Совета Гильдии маркетологов Станислав Березин разъясняет, что 10 —12% в росте стоимости новогодних товаров — это банальная инфляционная составляющая. Примерно настолько подорожало, как минимум, практически все.
— Даже Росстат выдает нам официальную цифру в 8.5%. Хотя злые языки утверждают, что это ведомство что-то прикручивает. При этом по итогам 2 квартала этого года в рознице вообще была цифра в 10%. А какие-то товары, за которыми не особо следят, и вовсе выросли в цене на 30%. Вот это мы и имеем с такой продукцией, — делится эксперт.
Как подчеркивает Станислав Березин, погодный фактор, безусловно, имеет место быть при покупках игрушек. Собственно в центральной части России снег только и начал недавно выпадать.
— Отсюда и пошли новогодние покупки, хотя какого-то колоссального скачка лично я пока не наблюдаю.
Сыграло свою роль и то обстоятельство, что города сейчас начинают готовить к Новому году. Где-то уже даже на улицах, а не только в ТЦ появились ели, новогодний декор. Это тоже создает особое настроение у населения и располагает к таким тратам, — поясняет маркетолог.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин согласен: продуктовые ретейлеры давно и плотно научились эксплуатировать тематику наступающего Нового года и соответствующее настроение у населения. Сейчас те же ели и новогодний декор в Петербурге есть практически во всех крупных сетях.
— Новогодние ели сейчас появились в Петербуге практически во всех крупных сетях. В «Окее» ели традиционно устанавливают еще в конце октября, сейчас они есть и в «Перекрестке».
Еще около десяти лет назад я сам задавал вопрос руководству «Окея», зачем они так поступают, когда снег еще даже не лежит, а идет осенний дождь. На это мне ответили: «Это очень важно, это создает соответствующую атмосферу и мотивирует покупателей к приобретению новогодней атрибутики. Важен и новогодний декор», — соглашается эксперт со Станиславом Березиным.
Как добавляет Михаил Лачушин, елочные украшения и искусственные ели в Северной столице тоже уже появились на полках.
— Здесь важно понимать следующее. Сейчас они выставляются по максимальной цене, так чтобы опять же заработать максимальную прибыль. По мере непосредственного приближения к Новому году, и особенно после 1 января они резко падают в цене, снижение может доходить и до 50 и 60%. Так что, если хочется сильно сэкономить, то лучше подождать первых чисел января, — дает совет эксперт.
По словам Михаила Лачугина, часто ретейлеры закупают игрушки в Китае. Кто-то имеет дело к компаниями и организациями, которые весь остальной год занимаются производством базового декора, мягких игрушек и т.д. А перед Новым годом запускает дополнительные линейки.
Генеральный директор сети «Город детства» Алла Бобылева обращает внимание на то, что те же новогодние игрушки бывают сегмента масс-маркет, его-то и продают в сетях и интернете в массовом порядке, а есть авторская продукция. Ее вообще изготавливают в мастерских на заказ, либо ее можно найти в узкоспециализированных магазинах. Такая авторская продукция как раз и востребована у опытных и профессиональных коллекционеров. И в том, и в другом варианте дешевле всего покупать новогодние игрушки …летом, но, что называется, здесь «дорога ложка к обеду».
При этом в отношении авторских игрушек есть и еще одно исключение из правил. В течение года условный новогодний шарик от мастера может стоить по700 — 800 руб. С начала осени его цена разгонится уже до 1,5 — 2 тыс. руб. И она не будет снижаться по мере непосредственного приближения новогодних торжеств, как это происходит в масс-маркете. Никаких скидок на авторские товары не стоит ждать вплоть до наступления Старого Нового года. Здесь все выгоднее приобретать…весной.
Иногда некоторые недобросовестные продавцы утверждают, что их продукция якобы является авторской, но на самом деле это не так. С такими часто можно столкнуться в Интернете, а поверить непрофессионалу или не очень дотошному покупателю такое достаточно сложно.
Статья подготовлена с использованием материалов «Известий».