Тема зависимости строительной отрасли от использования труда мигрантов всегда была крайне болезненной. Многие участники рынка, прекрасно знающие о наличии такой проблемы, предпочитают о ней не говорить.
В последние годы ситуацию усугубил жесткий кадровый голод практически во всех сферах, но по стройке он ударил, пожалуй, наиболее сильно. Не хватает, прежде всего, разнорабочих, но есть и запросы на машинистов, слесарей, электромонтажников и даже руководителей проектов. Хотя, например, в Петербурге, средняя зарплата в отрасли начинается от 100 тыс. руб.
Дело дошло до того, что такой крупный застройщик как Группа «Эталон» задумалась о привлечении на свои объекты мигрантов из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Готовы припомнить участники рынка и интерес девелоперов к работникам из Северной Кореи и Индии.
Между тем, на Западе на стройки стали привлекать роботов. Они теперь могут укладывать кирпичи, печатать дома 3D и демонтировать здания в случае такой необходимости для расчистки территории. Разбираемся, выиграет ли в такой гонке человек или машина, а также почему россияне не особо рвутся на стройку
Как рассказывает Генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов, рабочих российские застройщики нанимают в Северной Корее, странах ближнего зарубежья, в основном из южных республик бывшего СССР. В меньшей степени речь идет об Армении или Грузии.
По словам Алексея Белоусова, девелоперы ищут персонал среднего и низшего звена.
— Квалифицированные специалисты к нам и сами не очень-то торопятся приезжать. Чтобы заинтересовать их, нужно предложить хорошие условия, кроме адекватной оплаты: квартиру, транспорт, допвыплаты, страховки и т.д. Всем понятно, что главный инженер проекта, да даже просто ведущий специалист не станет жить в одной бытовке с рабочими, — поясняет эксперт.
Как напоминает Алексей Белоусов, одно время считалось, да и сейчас звучат такие инициативы, что застройщиков спасут студенческие строительные отряды, как это было в СССР.
— Но такие работники могут восполнить нехватку кадров, а она колоссальная, только летом. Во все остальное время года студенты по понятным причинам заняты учебой и другими подработками. Со студенческими отрядами — это наша больная тема, — констатирует эксперт.
Эксперт по недвижимости, руководитель агентства недвижимости Георгий Патанин подчеркивает, что на рынке труда не хватает не только специалистов, занятых неквалифицированной работой, но и инженеров, прорабов, технологов, которых трудно найти в России.
— Такие работники востребованы на всех этапах строительства, от проектирования до монтажа. Поэтому привлечение квалифицированных работников из-за рубежа может стать стратегическим решением для многих крупных застройщиков, тем более что заработные платы для таких позиций растут, и конкуренция на рынке усиливается, — уверен он.
Как отмечает Георгий Патанин, в таком варианте, как у «Эталона» застройщики находят работников через прямые договорённости и формируют кадровые потоки из выбранных стран. Подобная практика позволяет формировать стабильные и управляемые трудовые ресурсы для реализации крупных строительных проектов.
— Если рассматривать более комплексные и долгосрочные схемы, то возможен опыт, аналогичный Дубаю, где для отдельных проектов создаются совместные предприятия. Это позволяет международным девелоперам сосредоточиться на обеспечении квалифицированной рабочей силы, а отечественным компаниям — на управлении проектом и финансировании, — рассуждает Георгий Патанин.
По его мнению, такая структура может стать перспективной моделью для России, где иностранные партнёры отвечают за поставку рабочей силы под контракт, что позволяет гибко варьировать численность персонала в зависимости от задач конкретного проекта.
— С этой точки зрения, мигранты могут приезжать исключительно на период строительства и по завершении вернуться на родину. Это снижает риски для работодателей и делает процесс более управляемым, — поясняет Георгий Патанин.
При этом эксперт уверен, что подобные схемы вряд ли будут массово применяться среди мелких компаний, для которых подобные затраты будут нецелесообразны. Крупные же застройщики могут рассмотреть такие подходы, как возможность диверсификации источников трудовых ресурсов.
— Так, компания ПИК или другие крупные игроки могут с успехом привлекать мигрантов для работ на Дальнем Востоке, где потребность в рабочих кадрах особенно высока. В этой области сказывается дефицит местной рабочей силы, что повышает актуальность привлечения мигрантов из стран Азии. Вопрос лишь в том, какая именно форма сотрудничества окажется наиболее удобной — создание совместных предприятий, работа с кадровыми агентствами или разработка гибридной модели, — добавляет Георгий Патанин.
По данным директора hh.ru СЗФО Юлии Сахаровой, на данный момент средняя предлагаемая зарплата в сфере строительства Петербурга достигла 100 тыс. рублей, то на 22% или 17,8 тыс. больше, чем в это же время, но в 2023 году.
При этом число новых рабочих мест, судя по числу новых вакансий, за последние 30 дней прибавилось на 15 тыс., что также превышает прошлогоднюю потребность в работниках-строителях на 7%.
— Самыми востребованными, судя по числу новых рабочих мест и вакансий, на стройках Петербурга в конце этой осени оказались инженеры-конструкторы и проектировщики (более 1,8 тыс. вакансий) и разнорабочие (1,6 тыс. вакансий). Причем на последних спрос за год вырос сильнее всего: +78% новых рабочих мест, — отмечает Юлия Сахарова.
По ее словам, с зарплатой больше всего повезло представителям другой профессии: сейчас один из самых высоких доходов в строительной отрасли Северной столицы могут заработать агенты по недвижимости (порядка 250 тыс. рублей). Прирост за год сильнее других виден в зарплатах для разнорабочих (+30% до 79,2 тыс. рублей).
Как подчеркивает Георгий Патанин, сравнить стоимость привлечения мигрантов и местных специалистов довольно трудно, так как в России пока нет достаточного числа примеров, которые позволили бы судить о конкретной выгоде или экономии.
— Но с учётом текущих условий на рынке труда, можно предположить, что в перспективе стоимость труда мигрантов из стран Азии не будет значительно отличаться от оплаты, предоставляемой отечественным рабочим. В то же время привлечение иностранной рабочей силы может повысить стабильность и надёжность кадрового состава, что критически важно для своевременного завершения проектов, — полагает эксперт.
На условиях анонимности собеседники поясняют: дело не в том, что россиянам надо как-то принципиально больше платить. Мигранты гораздо более зависимы от работодателя, боятся потерять рабочее место и плохо знают российское трудовое законодательство. Россияне же, как только находят работу с более щадящими условиями труда, в основном тут же уходят.
Как вспоминают участники рынка на Западе и в США в строительстве начали использовать роботов. Они теперь могут укладывать кирпичи, печатать дома 3D и демонтировать здания в случае такой необходимости для расчистки территории.
Как отмечает Алексей Белоусов, в РФ есть проекты, где используются роботы. Но это отнюдь не массовые истории, а единичные и имидживые для компании.
— В сфере малоэтажного строительства востребованы роботы для печати 3-D домов. Но это, в основном, Ленобласть, и достаточно дорогой сегмент. Не думаю, что в ближайший наступающий год промышленное роботизированное производство станет массовым. Своих роботов у нас, увы, нет. А закупать их за границей достаточно сложно из-за санкций. Да и стоят они пока дорого, ручной труд пока остается в разы более дешевым, — объясняет эксперт.
Генеральный директор петербургской строительной компании Сity Solutions
Василий Тимофеев считает, что пока полноценное применение роботов в классическом понимании в строительстве — это, скорее, хайп.
— Основная проблема в том, что строительная площадка — это непредсказуемая и изменчивая среда. Грязь, неровные поверхности, лужи, границы конструкций делают её трудной для передвижения даже для людей, а уж тем более для роботов, которые не могут стабильно работать в таких условиях, — констатирует Василий Тимофеев.
По его данным, автоматизированную технику начинают использовать, к примеру, в карьерах, где постоянные дороги оборудуются ограничителями и специально готовятся, но на стройке непрерывно переставлять метки весьма трудозатратно.
— Какой-то прогресс идет в «умном» оборудовании. Даже те популярные видео с существующими внедрениями роботизированных решений, например, для кладки кирпича, остаются на уровне экспериментов, и камерных проектов как у нас, так и на Западе. Нужно понимать, что это скорее инструмент, поскольку робот требует человеческого контроля, — делится Алексей Тимофеев.
Как он заключает, многие стартапы, например, рекламируемые высокотехнологичные устройства — роботы-собаки, в условиях стройки уступают по эффективности стандартным строительным механизмам.