Прямой эфир

Как вернуть товар с распродажи: уловки продавцов и хитрости для покупателей

Маргарита Звягинцева
13 ноября, 17:13
Период ноябрьских распродаж в разгаре, и многие в ожидании скидок на маркетплейсах набивают интернет-корзины товарами. Но далеко не всегда онлайн-шоппинг проходит гладко. Что делать, если вы уже оплатили товар, а продавец отменил покупку и повысил цену? Можно ли вернуть только один товар из купленных по акции «третий бесплатно»? На эти и другие вопросы отвечает юрист Елена Федорук.
Фото: freepik.com

Правила возврата товара

На распродажах мы часто теряем волю, а порой и здравый смысл – и покупаем совсем не то, что нужно. Это могут быть не только бесполезные покупки, но также вещи другого размера, товары по акции «третий бесплатно», хотя не нужен был даже второй, и т.п. Случаются и другие обидные ситуации: например, вы приобрели товар по одной цене, а продавец отменил заказ и поставил цену выше.

В каких случаях можно вернуть покупку с распродажи

Все эти ситуации, как и любые другие покупки и продажи вне сезона скидок, регулируются законом «О защите прав потребителей». Согласно этому закону, не подошедший товар надлежащего качества (кроме продуктов питания) можно вернуть в течение 14 дней, не считая самого дня покупки.

Это можно сделать, если вещь не подошла по размеру, цвету, фасону, габаритам, форме или комплектации. Важно: вернуть такую покупку можно только в том случае, если вы её не использовали (например, не носили платье) и все этикетки на месте. Также нужен чек. Но, если чека нет, по закону вы вполне можете потребовать возврат, если у вас есть свидетели покупки.

Поменяют, но деньги не вернут

Как рассказала Елена Федорук, есть всё же некоторые нюансы:

– Возврат (денег) будет осуществлён, только если у продавца нет аналогичного товара. То есть, например, вы впопыхах урвали на распродаже какую-то вещь, пришли домой, поняли, что вам не подходит, не ваш размер – её можно вернуть.
Конечно же, надевать никуда это не нужно, нужно возвращать в товарном виде. И, если у продавца есть аналогичный товар нужного размера, он вам его поменяет. Деньги вы получите, только если подходящей аналогичной вещи не окажется.

Подарки не отдаём

Есть одна интересная потребительская хитрость, рассказала Елена Федорук. Нередко бывает, что продавец в рамках акции прилагает к товару подарок – например «Купи противень, получи в подарок прихватку».

– Так вот, подарок – это договор дарения, и он возврату не подлежит.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Зная этот момент, многие продавцы меняют тактику привлечения покупателей. Например, когда предлагается купить три вещи по цене двух или «1 + 1 = 1», в чеке вы увидите, что стоимость «размазана» по всем вещам. То есть подарка как такового нет.

Тем не менее, даже в этом случае вещи можно вернуть в магазин, причём не обязательно сразу все – только одну из них тоже можно. Вам вернут ровно столько денег, сколько указано в чеке относительно этого товара.

Ускользающая скидка и упущенная выгода

На маркетплейсах порой происходят весьма неприятные ситуации: например, вы нашли нужный товар по хорошей скидке, оплатили его и с нетерпением ждёте доставки. Но неожиданно продавец отменяет покупку, ссылаясь на то, что товара по акции на всех не хватило – он закончился. Неприятно.

Но ещё неприятнее, когда тут же находишь на странице это магазина тот самый товар, но по значительно более высокой цене.

– Это читерство, такого не может быть, – рассказала Елена Федорук.

Отменить покупку продавец, действительно, может, но только если товара на самом деле нет. В противном случае можно собрать доказательства, сделать скриншоты и обратиться в суд.

– Цена – это у нас, извините, предложение совершить сделку. Это фактически оферта, и вы её акцептовали. Вы оплатили. В ЦУМе была судебная практика, когда обязали продавца всё-таки продать товар по указанной цене.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Ошибка в цене – проблема продавца

А если произошла ошибка, и товар в интернет-магазине был выставлен по чрезвычайно низкой цене? Если вы уже купили его за эту стоимость, имеет ли право продавец отменить покупку, сославшись на технический сбой? Ведь такие сбои на самом деле случаются.

В этой ситуации закон всё же на стороне покупателя, отметила юрист. И аналогичная практика уже была. Покупатели зафиксировали первоначальный ценник, собрали доказательства, что им не продали по этой цене, сославшись на какую-то ошибку, и дошли до суда.

– Вначале были отказы судов первых инстанций на основании того, что, да, действительно, там имела место ошибка, что это не тот товар, который может продаваться по бросовой цене. Но Верховный суд сказал: сами поставили такую цену, сами виноваты. Цена – это оферта, вот и обязаны продать по этой стоимости.

Верховный суд подтвердил эту позицию в октябре 2024 г. в обзоре на практику применения закона «О защите прав потребителей».

Как вернуть разницу в цене, если нашёл товар дешевле

Случаются неприятные моменты, когда вы уже купили товар в одном магазине, а позже увидели точно такой же у другого продавца – но значительно дешевле. Можно ли в такой ситуации вернуть товар первому продавцу, если он хорошего качества?

С одной стороны, просто так вернуть вещь не получится: нет норм, которые предписывают продавцам ставить одинаковые цены, отметила Елена Федорук. Но в том же октябрьском обзоре Верховный суд указал, в какой ситуации покупатель может потребовать от продавца возместить ему разницу в цене.

Всё просто: если человек уже оплатил товар, но продавец отменил покупку по каким-то причинам, и покупателю пришлось приобрести ту же вещь у другого продавца дороже, его право – требовать от первого магазина разницу между этими ценами. Ведь в этой ситуации человек потерпел убытки по вине продавца.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Какие товары вернуть нельзя

Не любой товар хорошего качества, но не подошедший вам по каким-то параметрам, можно вернуть. Существует перечень из 14 видов товаров непродовольственного характера, возврату не подлежащих:

предметы личной гигиены (зубные щётки, расчёски, бигуди, даже парики и шиньоны)

  • парфюмерия и косметика
  • медицинские товары для лечения в домашних условиях
  • текстиль (ткани разного типа, ленты, кружева), а также кабели, провода, отделочные материалы (линолеум, плёнка и т.п.) и другие товары, которые продаются метражом
  • пластиковая посуда и ёмкости для пищи
  • бытовая химия, пестициды
  • мебельные гарнитуры
  • швейные и трикотажные изделия (трикотажное бельё, чулки, носки и т.п.)
  • ювелирные изделия, драгоценные металлы, монеты из таких металлов
  • автомобили, мотоциклы, прицепы, прогулочные суда
  • технически сложные товары бытового назначения с гарантией от года и больше
  • гражданское оружие и патроны
  • животные и растения
  • непериодические издания: книги, карты, календари, брошюры и т.п.

Но даже эти товары можно вернуть, если они оказались бракованными, с различными дефектами или плохого качества – это прописано в статье 18 «Закона о защите прав потребителей».

Фото: freepik.com/Racool_studio
Фото: freepik.com/Racool_studio

Лучше всего, конечно, заранее тщательно проверить покупку. Если вы приобретаете товар на маркетплейсе – обязательно распаковывайте его в пункте выдачи, под камерами, чтобы можно было сразу увидеть брак и вернуть вещь. Это относится ко всем товарам без исключения.

Главное на распродажах – не терять голову, внимательно осматривать вещи перед покупкой и не бояться требовать обмена или возврата денег по закону.