Сезон распродаж – опасное время для не только для больших любителей покупок, но и для всех, кто любит пройтись по магазинам или посидеть на сайтах маркетплейсов. Ярка реклама, баннеры с обратным отсчётом, обещания огромных скидок заманивают и лишают воли. И нередко после «Чёрных пятниц» мы остаёмся с пустыми карманами и множеством ненужных вещей.
Но есть и другая серьёзная проблема – подделки. Подделками изобилуют и онлайн- и оффлайн-магазины. И не всегда репутация большого и серьёзного продавца спасает от этой беды. Особенно обидно нарваться на подделку, если это не спонтанная покупка безделушки, а дорогая вещь, которая вам действительно нужна.
Маркетолог, кандидат экономических наук Елена Пономарёва рекомендует обратить внимание на следующие моменты:
Крайне низкая цена на товар, например, в треть и меньше его стоимости, всегда должна настораживать. Не может оригинальная вещь стоимостью, условно, 1000 рублей стоить 300, отметила Елена Пономарёва.
Важный момент состоит также в том, что низкая цена у такого товара даже не акционная, а обычная. Поэтому не стоит покупать товар с самой низкой ценой из всех предложенных, например, на маркетплейсах. Самый дорогой товар – тоже не лучший выбор. Это может быть оригинал, но с очень большой наценкой. А смысла переплачивать нет.
Мониторинг цен на нужный товар в течение определённого времени – ещё один полезный совет от маркетолога. Многие ждут распродаж, чтобы купить по-настоящему нужную вещь. Чтобы не прогадать, стоит наблюдать за колебаниями цен на эту вещь в течение хотя бы месяца, а то и дольше. Желательно – в разных магазинах. Так вы будете представлять себе реальную её цену (она может немного колебаться в зависимости от продавца и магазина). И будет просто понять, какова реальная скидка в сезон распродаж.
Увидев нужный товар по невысокой цене, особенно в оффлайн-магазине, важно тщательно изучить его качество. Для одежды это качество швов, для бытовой техники – качество нанесения покрытия, наличие кривых деталей, плохая склейка и т.п.
Серьёзные бренды, подчеркнула Елена Пономарёва, внимательно следят за качеством своей продукции и не допускают брака. Бракованные вещи таких брендов можно купить только по уценке, и это всегда заранее и чётко указано.
Очень хорошо, если вы покупаете товар, которым уже пользовались – например, шампунь, крем или другую косметику. В этой ситуации всегда можно сравнить упаковку, коробку, флакон, надписи на этикетке и т.п. с оригиналом, который у вас есть. Конечно, если вы уверены, что ранее покупали оригинал.
Но в этом случае не забудьте убедиться на официальном сайте производителя, что товар не претерпел ребрендинг: смену дизайна упаковки или названия. Если в обычных магазинах сравнить можно на месте, то на маркетплейсах это сложнее. Лучше заказывать товары в пункты выдачи, чтобы, в случае несоответствия товара, сразу его вернуть. Это относится и к проверке качества.
Кроме того, важно обращать внимание и на чётко на нанесённый, не смазанный штрихкод, срок годности и т.п.
Отзывы от других покупателей в интернете – важная часть выбора вещей в наше время. Комментарии, оценка и фото товара от тех, кто его уже приобрёл, очень помогают понять, настоящая вещь перед вами или фальсификат. Особенно если отзывы пишут люди, которые уже пользовались аналогичным товаром и могут сравнить его с оригиналом.
Если вы нашли товар у продавца, который ещё не имеет отзывов – возможно, стоит отказаться от покупки или подождать, когда они появятся.
Проверить товары премиум-сегмента проще. Как все товары, продукция известных брендов имеет штрихкоды, в которых зашифрована информация о товаре. Но проверить её легко по цифрам кода на сайте производителя: там данная информация доступна каждому покупателю.
Делать важные покупки всегда рекомендуют в крупных магазинах с хорошей репутацией, и это правильно: вероятность продажи подделок там крайне мала. За подобные случаи магазину придётся выплатить серьёзный штраф, да и репутационные потери будут большие.
Но, к сожалению, это не всегда срабатывает: иногда подделки попадаются и в таких местах. Как они туда проскальзывают, тема для отдельного разговора. Тем не менее, риски здесь минимальные. Но лучше покупать дорогие вещи в оригинальном магазине бренда.
Многие покупатели жалуются в последнее время на огромное количество поддельных товаров на крупных интернет-площадках. Представители маркетплейсов уверяют, что фальсификата у них нет, так как продавцы и поставщики проходят серьёзную проверку. Но многие из нас на собственном опыте убедились, что нарваться на подделку здесь нетрудно.
Проблема в том, что у маркетплейсов в наши дни просто огромное количество поставщиков. На некоторых площадках количество продавцов доходит до миллиона. При таком количестве невозможно проверить каждого продавца, а уж тем более – каждую поставку товара.
Как отмечает эксперт, онлайн-площадки озабочены этой проблемой и стараются её решать, так как для них это тоже репутационные риски. Но, покупая товары на агрегаторах, следует быть крайне осторожным. Особенно если у продавца нет отзывов, цена слишком низкая, а фото не вызывают доверия.
Проще всего проверить подлинность товаров из групп, подлежащих обязательной маркировке в системе «Честный знак». Государственная маркировка специальными кодами различной продукции была введена в 2019 году. Тогда в систему были включены лишь несколько категорий товаров: шубы и другие изделия из меха, табачная продукция, шины и др.
На каждый товар, подлежащий маркировке, наносится специальный Data-Matrix код. Внешне он очень похож на привычный нам QR-код, но есть значительные отличия:
Есть и менее значимые для покупателя отличия:
Чтобы проверить код товара, покупателю нужно установить приложение «Честный знак». Вы берёте нужный товар, открываете приложение и наводите камеру на Data-Matrix код. Система может выдать один из трёх результатов:
Зелёная плашка со статусом «товар проверен» означает, что товар есть в системе. На него есть все документы, а если это товар для животных – ветеринарный сертификат.
Серая плашка со статусом «Товар продан». Это может произойти в случае, если вы уже купили этот товар и по ошибке решили вновь его отсканировать. В противном случае это ошибка или нарушение.
Красная плашка со статусом «Сомнительный товар» сообщает, что он не прошёл проверку. Покупать такой продукт не стоит.
Отметим, что и зелёная плашка не может гарантировать подлинности, если не проверить информацию самостоятельно. Сравните данные в приложении с характеристиками товара на упаковке и этикетке. Если всё совпадает – перед вами оригинальный товар.
Для покупателя в Data-Matrix коде зашифрованы:
Также для каждой категории товаров в Data-Matrix коде содержится своя информация. Например, для одежды это:
Таких категорий достаточно много. Правда, внутри некоторых групп есть отдельные исключения. В систему «Честный знак» входят:
Поддельная косметика может нанести настоящий вред. Если «палёная» сумка лишь расстроит, то косметические средства могут вызвать аллергические реакции, покраснения, высыпания, акне, дерматит и даже ожог. Испорченная кожа, а также волосы и ногти – слишком высокая цена за скидку на распродаже.
В 2022 году многие известные бренд косметики покинули российский рынок. Тем не менее, косметику этих производителей до сих пор можно увидеть и купить. Подделка это или параллельный импорт?
Есть бренды, которые громко заявили об уходе с российского рынка, но позже тихо вернулись с ребрендингом. Среди них, например, французская марка L'Occitane, сменившая название на «Л'Окситан». Мониторить присутствие таких брендов на российском рынке нужно внимательно, заранее и в проверенных источниках. Если бренда официально нет на российском рынке, покупать такую косметику можно только на свой страх и риск.
Вычислить подделку косметического продукта можно по нескольким пунктам:
Если вы уже покупали товар, сравнить флакон с новый будет несложно – об этом мы уже говорили. Но также важно проверить объём: производитель всегда указывает, в каких объёмах можно купить его продукцию. Если вы наткнулись на объём, который в списке производителя не значится, скорее всего это подделка.
Если косметика привезена из-за рубежа, на упаковке обязательно должна быть наклейка с информацией о продукте на русском языке. Как и штрихкод, этикетка должна быть качественной, печать – не смазанной, текст без ошибок. И, конечно, проверяйте наличие срока годности.
Крайне важен запах. В дешёвую косметику всегда добавляют сильно пахнущие отдушки. Дорогая качественная косметика, как правило, делается либо без отдушек, либо с допустимым минимумом качественных ароматизаторов (если речь не идёт о парфюме или специально ароматизированных кремах). Бьющий в нос сладкий, ягодный или фруктовый аромат свидетельствует о том, что перед вами фальсификат. Отдушки могут нанести коже вред.
Качество, текстура, внешний вид самого средства также желательно тщательно проверять. Лучше всего, конечно, делать это с помощью пробников ещё до покупки. Но иногда случается, что товар в упаковке – подделка, тогда как пробник может быть оригинальным.
Если вы уже пользовались оригиналом, а новое средство отличается по цвету, качеству нанесения и т.п., лучше воздержаться от нанесения такой косметики. Косметические средства не подлежат возврату, но, если вам продали товар ненадлежащего качества или подделку, вы можете потребовать от продавца возмещения.
Можно долго обсуждать особенности проверки на подлинность каждой категории товаров, но главное – быть крайне внимательным, тщательно изучать упаковку, отзывы и сам товар, мониторить цены и не верить в слишком большие скидки. Но что важнее всего – не поддаваться ажиотажу и не скупать ненужные вещи. Перед тем, как идти в магазин или открывать сайт маркетплейса, точно решите, что вам необходимо, а лучше всего сделайте список. И не поддавайтесь рекламе ненужных вещей.