Петербургские врачи сегодня делятся своим опытом в Москве. На международном конгрессе «Информационные технологии в медицине» они рассказали о передовом опыте в электронном документообороте, которым сейчас обладает Елизаветинская больница. И дело касается не только переведённых в компьютер медицинских карточек.
Приёмный покой, пациенты, десятки справок, заполнение карточек и ожидание госпитализации — именно так в обычном представлении выглядит крупное медучреждение. Но только не это — Елизаветинская больница уже три года является передовиком в плане электронного документооборота.
Целые стеллажи медицинских карточек — ещё бумажных, некоторые из них заполнены тем самым «медицинским почерком», теперь им место в архиве — и то только потому, что по закону они должны храниться 75 лет.
Электронная система позволила врачам работать значительно оперативнее хотя бы потому, что бумажная медкарта — документ в единственном экземпляре.
— Когда идёт утренняя конференция, в которой участвует человек 50 — руководители структурных подразделений, дежурные врачи — и встаёт вопрос по какой-то истории болезни — что сделано не так, — могут все участники открыть сразу — перед глазами. Врач открывает соответствующий электронный ресурс и узнаёт — был госпитализирован в такую-то больницу, с таким-то диагнозом, посмотреть его анализы — это делается в течение нескольких минут, — отметил главный врач Елизаветинской больницы Сергей Петров.
Не только документооборот — IT-специалистам удалось навести порядок в одном из самых сложных подразделений — приёмном покое неотложной скорой помощи.
Жёлтая зона — ходячие пациенты в сознании. Зелёная — с риском падения. И, наконец, красная — в тяжёлом состоянии. Система отслеживает — сколько человек в очереди, отсчитывает время ожидания. И, если какая-то из зон загружена, в неё отправляются дополнительные медики. Время ожидания от приёма до палаты или операционной — не больше 20 минут.
В больницу ежедневно поступают до 400 человек. Обратная связь с родными пациентов тоже контролируется специальной программой.
— Ранее мы получали до 250 обращений граждан по поводу информирования о состоянии здоровья — все пускались в работу к врачам, повышалась нагрузка на врачей — и мы не могли сохранить данные пациента и гарантировать врачебную тайну. Сейчас количество обращений снизилось в разы, мы получаем 60-70 обращений в день, каждое выверяется, обрабатывается и даётся в работу лечащему врачу, — подчеркнула начальник отдела внебюджетной деятельности Елизаветинской больницы Ольга Ерофеева.
То же касается анализов — прежняя схема, когда медсестра берёт кровь у пациента, потом несёт в лабораторию, ждёт результат и потом доставляет его врачу — стала гораздо проще: электроника плюс пневмопочта. Перенимать опыт в Елизаветинскую приезжали не только из других больниц России, но и из Белоруссии и Армении.
— Один из членов делегации сдал у нас анализ крови, пока мы шли в конференц-зал — он уже был на госуслугах, этот результат, — поведал Сергей Петров.
Ну и, наконец, статистика. Не поднимая тонны документов за отчётные периоды — врач может получить практически любую информацию по больнице, не выходя из кабинета.
— По каким заболеваниям в какой сезон пациентов поступает меньше, какие лекарства при этом требуются, не требуются, от сезонности, от отделения, от эпидемиологической обстановки, можно проанализировать — сколько операций какой доктор проводил. Зимой мы, например, ведём статистику — сколько было поступлений пациентов с травмами от гололёда, — отметила заместитель главного врача по обеспечению информационной безопасности Елизаветинской больницы Ирина Некрасова.
Настройка электронной системы заняла почти три года и до сих пор не закончена. Улучшению и оптимизации больничных процессов, говорят айтишники, предела нет.