Нарушения ближнего и дальнего зрения во всём мире охватывает около 2,2 млрд человек. Такова статистика Всемирной организации здравоохранения на 2023 год. И это число неумолимо увеличивается. По данным австралийского Института зрения Брайена Холдена, к 2050 году от близорукости будет страдать половина населения Земли — примерно 4,758 млрд человек. Из них у 1 млрд человек будет диагностирована миопия высокой степени.
Видео: 78.ru
Ухудшение зрения охватывает всё больше детей и молодёжи. На первом месте — развитые страны Азии. Но и Россия, к сожалению, не отстаёт. В Британском журнале офтальмологии недавно был опубликовано исследование китайских учёных, согласно которому рейтинг стран с самым плохим зрением у молодых выглядит так:
Многие считают, что в этой проблеме виноваты гаджеты, от которых современную молодёжь почти не оторвать. Да и взрослые люди сейчас в большинстве своём проводят очень много времени за компьютером или в смартфонах. Это занятие не требует напряжения зрения для взгляда вдаль.
Действительно ли виноваты гаджеты, разбираемся с врачом-офтальмологом, к.м.н., доцентом кафедры семейной медицины СЗГМУ им. Мечникова, членом экспертного совета по глаукоме Викторией Карелиной.
— Близорукость — это не болезнь, — развенчала миф Виктория Карелина. — Это такое строение зрительной системы у человека.
Все люди уже рождаются с «базовыми настройками» силы преломления света, рассказала офтальмолог. Это такие же параметры, как рост и прочие физиологические данные.
— Глаз работает как оптический прибор, и главная его задача — чтобы изображение после преломления попадало на сетчатку внутри глаза. Дальше сетчатка должна передавать это изображение в виде зашифрованного нервного импульса, понятного головному мозгу. И видим мы, в конечном итоге, головным мозгом.
И тут важно, чтобы сошлись два главных фактора: размер глаза и его преломляющая сила. При близорукости свет преломляется неправильно, и картинка фокусируется перед сетчаткой, а не непосредственно на ней. Тогда изображение просто не фокусируется как нужно.
Если близорукость — врождённый фактор, то гаджеты и компьютеры совершенно ни при чём? Нет, «цифровой век» на самом деле серьёзно повлиял на наше зрение.
— Наша зрительная система приспосабливается, постепенно эволюционирует под задачи, которые стоят перед человеком в нынешней ситуации. Если раньше мы добывали себе пищу охотой, и надо было видеть очень далеко, то сейчас мы добываем себе пищу на очень близком расстоянии, не дальше одного метра, — пояснила Виктория Карелина. — Поэтому тотальный сдвиг в сторону близорукости — это в определённом смысле нормально.
Но чаще всего дети рождаются с хорошим зрением, и лишь со временем оно «падает». Причём, чем старше мы становимся — тем сильнее нарастает близорукость. Это связано с тем, что изменения в зрительной системе начинают происходить слишком бурно, рассказала офтальмолог. В этой ситуации близорукость становится прогрессирующей.
— Глаз начинает увеличиваться в размере в заднем его полюсе. Внешне этого не заметить, но глаз деформируется, и из шарика превращается в «кабачок». Это хорошо видно на всех офтальмологических приборах. Растягивается сетчатка, она становится более тонкой и может порваться. А это уже очень серьёзное осложнение.
Когда речь заходит о профилактике и сохранении хорошего зрения, в первую очередь мы вспоминаем упражнения для глаз. Нас с детства приучали давать глазам отдых, крутить «восьмёрки», менять фокусировку зрения от ближней к дальней точке и делать прочую гимнастику. Помогает ли она?
— Никакие упражнения никоим образом не влияют ни на зрение, ни на остановку прогрессирования близорукости. На эту тему было много исследований,— разбивала надежды близоруких Виктория Карелина.
Есть другой, значительно более важный для зрения фактор — ультрафиолет.
— Самое эффективное, что мы можем предложить детям, да и взрослым тоже, — это достаточное количество ультрафиолета, необходимое количество витамина Д, чтобы укреплять стенку глаза, для того, чтобы он так не увеличивался в размере.
Поэтому важнее всего для укрепления зрения как можно чаще гулять на свежем воздухе в дневное время. В идеальном варианте — не менее двух часов. Кажется, что в Петербурге с его доминирующей хмурой погодой такое предложение бесполезно. Но это вовсе не так:
— Даже в условиях нашего Северо-Запада, через облака, в любую погоду, даже в дождик, то количество ультрафиолета, которое нужно глазу, будет поступать. Главное — выходить на улицу.