Правительство РФ подготовило инициативу о корректировках акцизов на пиво, медовуху и сидр в предстоящие три года. Если ранее планировалось, что сборы в 2025 году составят 27 рублей за 1 литр, то теперь этот показатель федеральные чиновники хотят увеличить до 30, в 2026-м и вовсе до 31, а в 2027-м — 32. Речь идёт о продукции с крепостью от 0 до 8,6%. Пенное с градусом ещё выше также ждёт повышение акцизов. Новость уже успела наделать много шума у участников рынка.
На днях в Союзе российских пивоваров уже заявили, что поднятие акцизов обернётся для отечественных производителей вместо царящего сейчас ренессанса «великой депрессией». Это произойдет, если не переложить новые расходы на плечи покупателей.
Бьют в «колокола» и производители сидра. Они ещё не успели отойти от шокового роста цен на так называемое «техническое» яблоко после майских заморозков. По разным данным, стоимость этого сырья увеличилась от 25 до 100% в различных регионах.
Участники рынка констатируют: подорожания избежать не получится, перекладывание новых затрат на конечного потребителя — это закон рыночных отношений, но вряд ли рост цен будет катастрофическим, особенно в отношении дорогой продукции. А вот любителям дешёвого пива придётся готовиться к не лучшему сценарию.
Руководитель «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский поясняет: размер акцизов на пиво одинаковый для российских и импортных производителей. Но вторые платят также ввозные пошлины.
— Конечно, цены на пиво с увеличением акцизов вырастут. Насколько именно, предсказать трудно. Скорее всего, на эту условную сумму акциза и размер НДС. Но что в итоге придумают пивовары, никто не знает, — констатирует он.
По словам эксперта, на российское пиво в ретейле приходится 95% продаж, на импорт — лишь 5%.
— Когда пивовары говорят о «великой депрессии» отрасли, они, конечно, лукавят. Так, например, в мае выросли гораздо более существенно, в три раза, акцизы на вино, слабоалкогольную продукцию. А объёмы её потребления у населения только растут. Дело в том, что платежеспособность достаточно большого количества россиян выросла. Так что они способны себе позволить такие расходы. Без пива, да даже без водки, мы точно не останемся. Россия в принципе — это пиво-водочная страна. На этом никогда россияне не экономили. А вот без вина — можем, — констатирует Максим Черниговский.
Директор по развитию проектов Beer Family Resto Group Наталья Митчина вспоминает, что пиво уже подорожало летом. Последнее повышение цен произошло в конце августа — начале сентября.
— Так что пивовары успели подготовиться заранее, — подчёркивает она.
Совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский подтверждает: летом производители пивной продукции уже попытались продавить поднятие цен. Предложения доходили до 15% увеличения стоимости. Но тогда сетям удалось отбиться за счёт объёмов закупки. Дело в том, что потребление пива у населения с весны до наступления осенних холодов растёт в среднем на 15-20, а иногда и 50%.
Как считает Наталья Митчина, продукция поднимется в цене, как минимум, на размер акцизов. То есть, литр вырастет в стоимости минимально на 3 рубля, а бутылка объемом 0,5 литра — на 1,5 рубля.
— Подорожает в первую очередь дешёвое пиво. Там практически нет «зазора» между оптовой и продажной в рознице ценах. В сети продукция и так поступает с минимальной наценкой. Они также цены не задирают. В меньшей степени вырастет стоимость дорогого пива, так как там как раз есть «зазор». Отразится ли это на покупателях? Думаю, нет. Так как у многих выросли зарплаты примерно в среднем на 20%, — рассуждает эксперт.
С такими рассуждениями согласен основатель «Бакунин групп» Александр Романенко.
— Да, конечно, с ростом акциза стоимость продукции так же вырастет, но что такое 3 рубля на литр? Это 1,5 рубля на банку пива. Даже если они лягут на плечи потребителей, это не катастрофично, — уверен он.
Александр Романенко также подчёркивает, что рост акциза больше всего ощутят производители сверхдешёвого сегмента, чья продукция отпускается оптом чуть более 50 рублей за бутылку. Дорогое отечественное пиво, производимое малыми тиражами по сложным рецептам и с использованием качественных импортных компонентов, вряд ли сильно увеличится в цене.
Александр Романенко добавляет, что какие-то 5-10 лет назад многие пивоварни, особенно региональные и небольшие, толком и не представляли что такое уплата акцизов. По его словам, встречались даже такие, кто отражал в отчётности не более 30% от фактически произведенной продукции. Долгие годы подобные предприятия получали сверхдоходы за счёт теневой экономики и нелегального производства.
— Теперь так работать уже не получится, ведь государство проделало очень качественную работу по обелению рынка. Вдобавок совсем недавно появился «Честный знак», который вынуждает отражать весь объём произведённой продукции, — поясняет Александр Романенко.
Он констатирует: бизнес всегда перекладывал новые дополнительные затраты на покупателей. Иначе бы он закрылся. Таков закон рыночных отношений.
Как добавляет Александр Романенко, так было, когда ввели систему «Платон» и перевозчики начали вносить плату за пользование дорогами. Так случилось и когда в рамках «Честного знака» пришлось маркировать продукцию, какие-то копейки действительно легли на плечи потребителя.
— Всё это мелочи, в сравнении с пользой, которую в виде акцизов получит наше государство, — заключает Александр Романенко.
В отношении сидра мнения участников рынка разделяются.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что стоимость яблок по сравнению с летом не растёт, как это прогнозировалось ещё весной, когда в мае неожиданно нагрянули заморозки.
— Это позитивный в сложившейся ситуации момент. Ещё раз подчеркну, самые пессимистичные прогнозы не сбылись. Конечно, у нас мало отечественных яблок. Но проблем с импортом сейчас нет, — делится он.
Генеральный директор ИА FruitNews Ирина Козий полагает, что если цены на яблоки остались на уровне летних, это пессимистичная новость.
— Традиционно в октябре идёт массовый сбор урожая, и стоимость яблок самая низкая за сезон. В ноябре цена обычно начинает расти, и этот рост продолжается по май—июнь. Под влиянием различных факторов изменение цены в этот период может быть разным. В отдельные годы рост цен на яблоки между октябрём и июнем составлял 40%, в другие достигал 120%. Здесь нет универсальной формулы, — делится эксперт.
По данным Ирины Козий, на рынке свежих яблок на долю импортной продукции приходится около 50% плодов. В этом году часть яблок, качество которых обычно считалось не товарным, направляется на продажу в свежем виде в категории «эконом», поэтому серьёзно выросла цена продукции для переработки.
Наталья Митчина полагает, что цены на сидр не должны резко вырасти. Его сейчас потребляет относительно небольшой процент населения со средними доходами или чуть выше. Но не будет и дешёвого сидра. Все слишком хорошо помнят истории с массовыми отравлениями фальсификатом.