Прямой эфир

Кринж или имба: как уроки семьеведения изменили российскую школу

Анна Федорова
1 октября, 11:32
Уже месяц школьникам рассказывают о проблеме неполных семей и демографической яме, а ещё объясняют, как из неё выбираться. Семью укрепляют рациональное питание, забота о бабушках и своевременная уплата налогов. А можно ли не ходить на новый урок, если уже всё знаешь? И почему многие старшеклассники пока ни разу на нём не были?
Коллаж 78.ru: Guido Kirchner/globallookpress.com, freepik.com/atlascompany, flaticon.com/Assia Benkerroum

Что такое семьеведение?

В российских школах с сентября 2024-го года появилась новая дисциплина — семьеведение. Занятия проводятся в 5-11 классах, но уже разработана и программа для начальной школы. На уроках школьники должны осознать ценность традиционной семьи, укрепляющей гражданское единство, а также понять, как прекрасны «брачность», многодетность и целомудрие.

— Это всё большая наука. Мы предлагаем курс семьеведения как один из инструментов, которые готовят молодых людей к будущей семейной жизни, и мы полагаем, что знание своей собственной семьи, дедушек, бабушек, прабабушек, укрепляет семейные ценности, — разъяснила глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, один из инициаторов введения дисциплины.

Новый предмет стал поводом для многочисленных шуток в интернете и вызвал большой переполох среди педагогов. На профессиональных площадках в соцсетях они массово выражали примерно такое же недоумение по поводу внедрения новой дисциплины, как и родители. Здесь в первую очередь ставился вопрос о том, кто будет вести такие уроки. Родителей же больше волновала проблема перегруженности школьной программы.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Но почему многие старшеклассники пока до сих пор так и не попали на такие важные занятия? Попробуем разобраться.

Кто должен вести и посещать семьеведение?

Раз есть новый предмет, должны быть и педагоги, которые будут его вести. Но программа была опубликована незадолго до начала очередного учебного года. Очевидно, что специально подготовленных педагогов взять просто неоткуда. Нина Останина считает, что в будущем таких специалистов в области семьеведения нужно готовить сразу в педагогических вузах. В учебных центрах, предоставляющих программы переподготовки, уже появилась новая специализация. Но как выкручиваться прямо сейчас?

По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, выручить должны историки и педагоги-психологи.

— Речь идёт о том, чтобы специалисты-психологи, которые работают в школе, специалисты по истории рассказывали нашим детям, в большей степени старшеклассникам, о том, что такое семья, что такое традиции, что это важно, — говорила вице-премьер.

Родители часто удивляются тому, что предмет могут вести «разведёнки» или «несчастные женщины», никогда не имевшие собственной семьи. Но это, наверное, примерно как требовать, чтобы экономику непременно вёл директор успешного стартапа, а литературу — практикующий писатель. Предполагается, что семьеведение — это не только школьная дисциплина, но и область научных знаний, раскрыть которую способен любой подготовленный человек вне зависимости от его собственного семейного бэкграунда.

Но на учебной нагрузке школьников появление новой дисциплины никак не отразится. По словам инициаторов внедрения программы, речь идёт не о привычных уроках с экзаменами и контрольными, а о «доверительных беседах». И проходить они будут либо в рамках «Разговоров о важном», либо в рамках обычных внеурочных занятий.

Фото: freepik.com/Dragana_Gordic
Фото: freepik.com/Dragana_Gordic

В настоящий момент внеурочные занятия для школьников являются обязательными, но при этом школьники вправе выбирать, какой из школьных факультативов посещать. При этом можно принести справку из спортивной, музыкальной, художественной школы или творческого кружка. Она подтвердит, что ребёнок уже и так достаточно плотно занят, и в таком случае посещать школьные факультативы необязательно.

Как проходят первые уроки семьеведения?

Чиновники уверены, что к запуску занятий с 1 сентября 2024 года не было никаких препятствий, примерно о том же в официальных комментариях рапортуют и представители школ, но так это лишь отчасти. Некоторые муниципальные методические центры взаимодействуют с педагогами прямо в соцсетях. Скажем, Центр развития и поддержки образования при одном из городских округов Ставропольского края за три дня до начала учебного года прямо в интернете опубликовал подробное разъяснение для подведомственных педагогов, и начинается оно со слов:

«Семьеведение. Коллеги, много вопросов поступает по данной теме. Но, к сожалению, методических рекомендаций, которые бы внесли ясность, пока нет».

Далее районные методисты подробно разбирают «то, что есть». Во-первых, отдельные темы о семье присутствуют в новой программе «Разговоров о важном» на 2024-2025 учебный год. Причём и в начальной, и в основной, и в средней школе.

Так, уже в началке предлагается разобраться в том, как «создать крепкую семью». Эту же тему на новом уровне обсудят и со старшеклассниками.

«Крепкая семья — защита и забота каждого члена семьи 10 о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей)», — говорится в программе.

С литературой, конечно, придётся поломать голову. Ведь в русской классике что ни семья, то либо Анна Каренина, либо «Крейцерова соната».

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Также в теме крепкой семьи педагоги будут возвращаться ко Дню матери и Международному женскому дню.

Концепцию и программу курса «Семьеведение» в рамках внеурочной деятельности для 10-11 классов опубликовал Институт изучения детства, семьи и воспитания. Он рассчитан на 34 часа, это раз в неделю.

«Курс рассчитан на 34 часа и предполагает включение в учебный план в части, формируемой участниками образовательных отношений. То есть можем организовать курс только в 10 или только в 11, или в 10-11 по 0,5 часа. Но место рекомендую оставить в плане внеурочной деятельности», — советуют школам.

В свою очередь на сайте «Единое содержание общего образования» размещена программа внеурочных занятий для 5-9 классов, также рассчитанная на одно занятие в неделю. Причём для 8-9 классов предусмотрена расширенная программа.

«Учитываем, что курс всего на 34 часа, соответственно, будет только один год в 6, например, или в 8. Или по 0,5 часа в 8-9 классах. И т. д. вариантов реализации много», — говорят методисты.

И в конце следует приписка с восклицательным знаком:

«Нигде нет слов „Обязателен к реализации“, поэтому принимаем решения самостоятельно и/или ждём рекомендаций от Министерства или регионов».
Фото: freepik.com/gpointstudio
Фото: freepik.com/gpointstudio

Ничего удивительного в том, что на практике многие школы определились с тем, что делать с семьеведением, в лучшем случае только к концу сентября. Причём первые уроки в рамках курса внеурочной деятельности стали поводом для публичных отчётов на сайтах учебных заведений с красивыми фотографиями. Некоторые школы подошли к вопросу творчески и очень ответственно. Скажем, в Урусскинской школе № 2 (это в Татарстане) открытый урок для 10-11 классов провели начальник местного отдела ЗАГС и сам глава муниципального отдела образования. Они объясняли будущим выпускникам «правовые основы брака».

Что будут изучать на уроках семьеведения

Учеников 11 класса авторы программы считают достаточно взрослыми, чтобы сразу объяснять им самую суть. Уже на первых уроках планируется затронуть такие темы как «Проблема неполных семей» и «Современная демографическая ситуация в РФ». Ситуация, как мы помним, неутешительная. В марте Росстат зафиксировал минимальный за 17 лет коэффициент рождаемости. По итогам года, по прогнозам специалистов в области статистики, он должен составить 1,32, а для воспроизводства нужно, чтобы в среднем на одну женщину приходилось 2,1 детей.

С «полнотой» семей дела обстоят не лучше. В прошлом году на 10 браков в России приходилось 7 разводов, по степени хрупкости браков наша страна является одним из мировых лидеров.

Авторы программы, похоже, считают, что молодым людям просто не хватает знаний. Например, в области психологии. Им расскажут об «этике беседы» и роли эмоций в общении, объяснят, как «слушать и слышать другого». Согласно соцопросам, экономические трудности тоже нередко разрушают семьи, и этому кругу проблем также планируется уделить внимание. Школьников ждут уроки финансовой грамотности, им расскажут о функции налогов, акциях, облигациях и безработице.

Отдельный блок посвящён взаимодействию с представителями старших поколений и уходу за больными, а ещё рациональному питанию. Также в программе уделяется внимание семейному досугу. Так, целый блок посвящён совместным семейным спортивным развлечениям. Ведь семья должна быть не только крепкой, но и здоровой.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Согласно программе курса семьеведения для 5-9 классов, перед педагогами ставятся следующие задачи:

  • Способствовать формированию убеждения о важности семьи, о святости понятия «семья», необходимости беречь её.
  • Способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их достижения.
  • Развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи.
  • Познакомить с правилами, которых должен придерживаться рачительный хозяин и помочь овладеть ими.
  • Пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью.

Главное, на уроке о современной демографической ситуации не показывать детям заранее статистику, по которой 70% их счастливых браков скоро распадутся.

Зачем нужны уроки семьеведения

На самом деле многие темы из курса семьеведения присутствовали в программе и раньше и до сих пор входят в программу «Обществознания». Очевидно, что речь идёт просто о смене акцентов. Неслучайно одновременно в Минпросвете собираются сокращать программу Обществознания. Ведомство уже опубликовало приказ об исключении курса из обязательной программы для 6-8 классов с 1 сентября 2025 года. Уменьшится и количество программ высшего образования, где на входе потребуют ЕГЭ по обществознанию.

Уроки, напоминающие семьеведение, присутствуют в школьной программе многих стран. Где-то в виде факультатив, где-то как часть обязательной программы. Многие темы пересекаются с российским подходом — проблемы в отношениях между членами семьи, воспитание детей, разрешение конфликтов, медицинские аспекты.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Но есть и региональная специфика. В большинстве западных стран большой акцент делается на так называемое сексуальное просвещение. Также часто девушкам рассказывают о проблеме совмещения успешного родительства и карьерных достижений. В свою очередь в советской практике был такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни».

Правда, никаких научных данных о существовании зависимости количества разводов и рождаемости от количества и качества таких уроков нет. Более того, всё указывает на то, что новые уроки не слишком повлияют на демографическую ситуацию, ведь она формируется на более фундаментальном уровне. Впрочем, как говорится, попытка не пытка.

Введение уроков семьеведения укладывается в общий контекст российских политических реалий наряду с другими иницициативами, направленными на решение тех же проблем. Порой весьма неожиданными. Скажем, директор Института социально-экономических исследований предложил сделать развод экономически невыгодным. По его мнению, инициатор должен отдавать 75% своего дохода на содержание детей. В свою очередь депутат Дмитрий Кузнецов считает, что при разводах мальчиков от 8 лет нужно оставлять с отцами.

— Одинокий папа с ребёнком быстрее найдёт жену, и они родят ещё двоих, чем одинокая мама с ребёнком нового мужа, — считает депутат.

Впрочем, как показывает практика, найти однозначно работающие механизмы не смогла ни одна страна, совершившая демографический переход и прошедшая через длительный период женской эмансипации. Но это не значит, что не стоит даже и пытаться.