Простила мужу измены и внебрачную дочь, но не спасла от рака: о чём жалеет Алла Демидова?

Говорят, она терпеть не может, когда после спектакля на сцену выбегают зрители, чтобы подарить актёрам цветы. Алла Демидова уверена: тем самым люди безвозвратно нарушают некое таинство, возникшее между залом и артистами. Всю жизнь она относится к своей профессии именно так, как к великому таинству, прикосновение к которому ещё надо заслужить. Хотя самой ей из-за врождённого дефекта речи долгое время не удавалось даже приблизиться к мечте о театре.
Детство и юность
Детские годы Аллы Демидовой были очень тяжёлыми, несмотря на то что семья жила в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, девочке было всего пять лет. Своего родного отца Алла почти не помнит: в 1941 году он ушёл на фронт добровольцем. Успел лишь пару раз приехать домой на побывку, а спустя три года погиб.
Мама Аллы, Александра Дмитриевна, много работала, к тому же вскоре снова вышла замуж. Отношения с отчимом у Демидовой не сложились.
— Потом в детстве и юности было много сложного: папа погиб на фронте, мать вышла замуж, я не принимала отчима, у меня с ним были сложные дела, — делилась актриса в одном из интервью.
Да и в общении с матерью у неё никогда не было особой теплоты — Александра Дмитриевна была довольно жёстким и скупым на эмоции человеком, а в её новой семье Алла ощущала себя лишней. Поэтому, едва повзрослев, Демидова приняла решение уйти из дома и начать самостоятельную жизнь.
— Снимала углы и комнаты, но матери звонила практически каждый день. Только отношений мать-дочь, о которых много и тепло говорят, у нас не было, — признаётся знаменитость.

В детстве Алла была невероятно стеснительным ребёнком, да к тому же ещё с плохой дикцией. Казалось бы, какая из неё может получиться актриса? Однако именно о сцене юная Алла грезила с самых ранних лет.
— Я застенчива. И заметила, что многие актёры патологически застенчивы в быту. Может быть, я и мечтала стать актрисой, чтобы не быть самой собой? — размышляла она много лет спустя, анализируя свою биографию.
Вопреки всем препятствиям, Алла упрямо шла к мечте. В школьном драмкружке её постоянно обходили с интересными ролями, но она не капризничала и соглашалась играть даже мужские роли и крохотные эпизоды из разряда «Кушать подано» — лишь бы выходить на сцену.
Попытка поступить в театральный обернулась для Демидовой оглушительным провалом. На экзамене она не успела даже показать подготовленный номер: когда комиссия услышала, как Алла объявляет свой номер «фефсот двадцать фесть», ей тут же вынесли вердикт — с такой дикцией путь на сцену закрыт.
От отчаяния Демидова подала документы в МГУ на факультет экономики, причём училась очень хорошо и успешно окончила вуз. Получила диплом и… положила его на полку. Потому что по-прежнему грезила театром и кино.
— Мой диплом экономиста, который я получила в МГУ, никакого отношения к моей дальнейшей жизни никогда не имел. Это всё очень разные вещи, — говорит артистка. — Вообще, меня формировало не образование, а общение. Окружающие люди больше всего прочищали мозги и редактировали мировоззрение.
Ещё во время учёбы в МГУ Алле повезло попасть под крыло легендарного Ролана Быкова — он тогда руководил Студенческим театром вуза. Неприметной студентке артист, разглядев искру таланта, рискнул дать несколько важных ролей — и не прогадал: Алла справилась с задачей блестяще.

Окрылённая успехом, сразу после окончания МГУ Демидова вновь попыталась поступить в театральный, тем более что благодаря усердным занятиям с логопедом ей практически удалось исправить дикцию. Эта попытка оказалась удачной. Но отучившись в знаменитой «Щуке», молодая актриса не сразу нашла своё место: в труппу Вахтанговского театра её не взяли. Впрочем, эта неудача сыграла ей на руку — Аллу приняли в только что открывшийся тогда Театр на Таганке, который сыграл огромную роль в её карьере и судьбе.
Работа в театре
В первое время режиссёр Юрий Любимов не доверял молодой выпускнице серьёзные роли. Но позже рассмотрел в ней настоящий драматический талант, и вот тогда для Демидовой началось «золотое» время: она играла в самых знаменитых спектаклях «Таганки», выходя на сцену с кумирами тех лет — Филатовым, Губенко, Высоцким.
Уже тогда Алла, несмотря на юный возраст, показала свой железный характер.
— Я никогда не позволяла Любимову кричать на себя. Никогда! Он кричал на всех, а когда на меня он однажды пытался крикнуть матом, я повернулась и пошла прочь со сцены. Высоцкий схватил меня за руку и стал что-то объяснять Любимову, — вспоминала актриса.
За эту принципиальность, несгибаемость и закрытость Демидову в актёрской среде порой называют «мраморной» или «железной женщиной». Алла Сергеевна порой и сама признаёт, что ей характер часто вредил ей. «Но другого характера у меня нет», — разводит она руками.
Роли в кино
Возможно, будь актриса похитрее, помягче и попроще, её чаще приглашали бы в интересные кинопроекты и давали бы главные роли. Но в основном ей доставались второстепенные героини — впрочем, их она играла так, что у зрителей перехватывало дыхание.
Так, в фильме Евгения Карелова 1968 года «Служили два товарища» Алла сыграла небольшую, но яркую роль жёсткого и принципиального красного комиссара. А в картине Владимира Венгерова «Живой труп», вышедшей в том же году, у Аллы Сергеевны совсем иной образ: жена, уставшая от беспробудного пьянства мужа.

Особняком в фильмографии актрисы стоит легендарная сага о разведчиках «Щит и меч» Владимира Басова. В ней Демидова сыграла целеустремлённую немку Ангелику Бюхер. Артистке удалось так достоверно перевоплотиться в хладнокровную нацистку, что и сегодня её героиню считают одной из самых «противных» в советском кино.
В 1970 году Демидовой выпало счастье сыграть роль, о которой мечтают все актрисы мира: Аркадиной в фильме «Чайка». Зрители высоко оценили и работу режиссёра Юлия Карасика, и образ, созданный Аллой Сергеевной.
— Изумительная экранизация «Чайки», лучше не видел. Такой себе всегда и представлял Аркадину, Демидова бесподобна. Она и модная актриса, и любящая мать, и любовница, — писали восхищённые зрители.
Многие также помнят великолепную Лору Лайнс из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона»: Алла Демидова изумительно сыграла эффектную рыжеволосую бестию в серии «Собака Баскервилей».
За свои заслуги перед кинематографом актриса была удостоена множества наград. Она имеет звания заслуженной и народной артистки РСФСР, в 1977 году получила Государственную премию СССР за роль в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли». В 2013 году Демидову отметили премией «Хрустальная Турандот», а в 2022 году — «Золотой маской».

Личная жизнь: предательство мужа и брак дольше полувека
Более полувека Алла Демидова была замужем за одним-единственным мужчиной — актёром Владимиром Валуцким. Со стороны их брак казался идеальным, но внутри кипели нешуточные страсти. В актёрской среде почти все знали, что супруг знаменитой Демидовой фактически живёт на две семьи, и даже имеет ребёнка от любовницы. Кстати, свою историю любви к двум женщинам он позже превратит в киносценарий — так была создана популярнейшая в 80-х мелодрама «Зимняя вишня».
С Валуцким Алла Демидова познакомилась ещё во время учёбы в Щукинском училище. Молодого артиста тогда как раз выгнали из ВГИКа — он позволил себе спародировать Ленина, что в те годы считалось кощунством. Демидову этот поступок, напротив, покорил: она стала всё чаще общаться с непокорным приятелем и постепенно сблизилась с ним. Аллу не смущали даже слухи о том, что её избранник, мягко говоря, неравнодушен к женскому полу.
Против брака неожиданно выступила мать Валуцкого: она не хотела, чтобы сын женился на актрисе, и всячески отговаривала его. Но молодой человек взбунтовался и поставил родителей перед фактом: заявление в ЗАГС уже подано. Свекрови пришлось смириться.
Первые годы молодожёны жили вместе с родителями Владимира, и это был настоящий кошмар. Свекровь постоянно третировала невестку, а та, не выдержав нападок, огрызалась. Валуцкому-то и дело приходилось мирить их. Долго так продолжаться не могло, и супруги вскоре съехали в съёмную квартиру, а затем на дачу.
Эта пара была такой необычной, что окружающие не переставали удивляться: как люди со столь разными характерами умудряются жить в любви и согласии. Но им было интересно друг с другом, оба дышали сценой и понимали друг друга с полуслова.

К тому же Демидова и Валуцкий с самого начала оградили себя от бытовых, приземлённых проблем. Готовила и убирала в доме домработница, а супруги всё своё время посвящали творчеству. К слову, Алла Сергеевна и сегодня не притрагивается к тряпке и плите:
— Я с бытом вообще никак. Всю жизнь я в это не вникаю. Честно говоря, мне это никогда не мешало жить, — признавалась звезда в одном из интервью.
Сплетни о том, что у Валуцкого очередная интрижка на стороне, Демидова пропускала мимо ушей. Она прекрасно знала о ветрености супруга, но была уверена, что это всего лишь зов природы, а духовно он близок только с ней. Поэтому для актрисы стала шоком новость о том, что её любимый супруг уже много лет фактически живёт на две семьи, причём в «неофициальной» семье у него даже подрастает дочь Саша. Демидова узнала об этом, когда ребёнку было уже пять лет.
Матерью девочки оказалась бывшая жена режиссёра Андрея Разумовского, малоизвестная актриса Надежда Репина. Она имела виды на Валуцкого и была уверена, что он однажды бросит Аллу, которая так и не подарила ему наследников. Но Владимир, как и герой «Зимней вишни», много лет колебался, изводя любовницу бесконечными обещаниями. Демидова всё знала, но предпочла закрыть глаза на измену. В итоге её подход оказался самым верным: устав от неопределённости, Валуцкий сделал выбор и окончательно вернулся в семью.
Сама же Демидова матерью так и не стала — как пишут СМИ, она просто не хотела детей. Поэтому новость о внебрачной дочери мужа восприняла даже с некоторым облегчением. Позже Алле Сергеевной удалось даже наладить отношения с Александрой, она регулярно бывала в гостях у отца.
В 2015 году Владимир Валуцкий умер от онкологического заболевания. Алла Демидова была с ним до последней минуты. Даже сегодня, спустя почти 10 лет после смерти супруга, актриса никогда не раскрывает деталей своей семейной жизни в интервью — уважает память человека, с которым прожила 54 года в печали и радости. В их общей квартире она сохранила всё так же, как было при её любимом Володе. Когда актрисе одиноко, она садится за его рабочий стол и рассматривает фотографии, на которых они запечатлены вдвоём — молодыми и счастливыми.

Чем сейчас занимается Алла Демидова
В свои 88 актриса ещё находит силы, чтобы развивать собственный экспериментальный театр. Кроме того, иногда она выступает с литературными программами, а ещё пишет книги. Снимается крайне редко — в последний раз она сыграла роль Бабы-Яги в артхаусной сказке «Мешок без дна» в 2017 году. Партнёрами Демидовой выступили Анна Михалкова, Светлана Немоляева, Евгений Ткачук и другие известные артисты.
В основном актриса любит проводить время в одиночестве — она утверждает, что наедине с собой ей никогда не скучно.
— Я бы сказала, не одиночество, а уединение. Это совершенно разные слова и, соответственно, разные состояния души.
К финансовой стороне своей жизни Алла Сергеевна относится философски — она не из тех людей, которым нужны роскошь и богатство.
— Нет денег — не страшно. Есть деньги — хорошо. Это моя формула жизни, — рассуждает звезда. — Не хватает средств — могу поесть сухарь с чаем, хватает — могу пообедать в хорошем ресторане.
Алла Демидова признаётся — ей не раз предлагали эмигрировать в другую страну, но ей и в голову не приходило покинуть Родину.
— Много было таких предложений. И можно было [эмигрировать]. Но у меня никогда не было желания. Знаете почему? Даже не то, что устаешь от языка, потому что я в принципе не разговорчивый человек, я человек одинокий, мне не нужен собеседник. От реакций чужих устаёшь. Творческая интеллигенция космополитична, мы все одинаковые. Но [там люди] другие книги читали, другое детство, другие задачи, — объясняет знаменитость.

О современном театре и кино артистка откровенно невысокого мнения.
— Актёру нельзя без таланта. Хотя сегодня пытаются: фонограмма, компьютерные технологии могут тебя выпихнуть. Но это всё ненадолго. Это мыльный пузырь, который ярко блестит, а потом лопается. Чаще всего громко, — говорит Демидова.
На политические темы актриса вообще старается не высказываться — она убеждена, что каждый должен заниматься своим делом.
— Чтобы говорить о политике, надо в ней очень хорошо разбираться, а вот эти досужие обывательские разговоры я терпеть не могу, — подчеркнула в одном из интервью народная артистка. — Это не моя профессия, зачем я буду об этом говорить. Я в этом ничего не понимаю.




