Олег Басилашвили родился в 1934 году в Москве. Его отец, Валериан Ношреванович Басилашвили, приехал в столицу СССР из Грузии и был потомком древнего рода. Однако в последних поколениях древняя фамилия Басилашвили трансформировалась. Так, дед Олега был Бачило, другие члены семьи на русский лад именовались Басиловыми.
Валериан решил вернуть родовую фамилию. Отметим, что в переводе на русский язык она звучит довольно просто: Басилашвили — «потомок Басила», Василия, то есть, по сути, Васильев.
В Москве отец будущего знаменитого актёра учился на этнографическом факультете МГУ, а позже стал директором политехникума связи. Жену он встретил на филологическом факультете родного вуза. Ирина Ильинская — лингвист, доктор филологических наук и автор книг о языке Пушкина.
Дедушка Олега Басилашвили со стороны матери окончил духовную семинарию, но работал архитектором. По его проекту возвели храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине. А бабушка Ольга Тольская стала для мальчика «второй матерью», как он признавался. Она была властной и строго следила за дисциплиной, но при этом любила внука.
Есть в биографии Олега Басилашвили и печальные страницы. Валериан Басилашвили привёз с собой в Москву сына Георгия от предыдущего брака, но во время Великой Отечественной войны старший брат актёра ушёл на фронт и не вернулся. По официальным данным, был тяжело ранен в бою и скончался в госпитале в Смоленской области.
Учёба в школе давалась маленькому Олегу с трудом. Он испытывал проблемы с точными науками, а математика, как он сам признавался, и вовсе была для него «гроб полный». Самым приятным и радостным воспоминанием детства Олег Басилашвили уверенно называет знакомство со МХАТом.
Впервые будущий актёр попал в театр на спектакль «Синяя птица» по пьесе Метерлинка. Театр, игра актёров, декорации и антураж его обворожили — он будто попал в другой, прекрасный мир. Именно в этом мире он захотел жить. Как рассказывал Басилашвили позже, в детстве он был даже готов защищать театр от фашистов с пулемётом в руках.
— Спектакль я помню отчётливо. Поразило меня Царство Ночи, с Ужасами, которые вырывались из пещер, Призраками, бродящими в полутьме. Помню, как заколотилось сердце, когда распахнулась стена, засияло голубое небо и птицы… тысячи птиц замелькали белым в этом небе, — писал артист в автобиографии.
Басилашвили стал регулярно ходить на постановки, а вскоре понял, что его место на сцене. Окончив школу, он подал документы в Школу-студию МХАТ (вопреки желанию отца) — и сразу поступил на курс Павла Массальского. Учился Олег серьёзно, а его однокурсниками стали Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Виктор Сергачев и Татьяна Доронина.
После окончания Школы-студии МХАТ Олега Басилашвили ждало разочарование: в столичные театры его не пригласили, а отправили отрабатывать три года по распределению в Сталинград, в Областной драматический театр. Но актёр его покинул, даже не начав работать.
Басилашвили переехал в Ленинград ещё спустя три года, где ему предложили место в Театре им. Ленинского комсомола (сейчас — театр «Балтийский дом»). Но и здесь Олег Валерианович играл недолго.
Ответить на этот вопрос легко: по сей день Басилашвили работает в Большом драматическом театре им. Товстоногова. Он дебютировал в 1959 году с ролью Степана Лукина в спектакле «Варвары» по пьесе Максима Горького. Долгое время артист не мог найти себя, театральная карьера не клеилась.
Однако начиная со второй половины 1960-х Басилашвили стал одним из ведущих актёров. В БДТ он сыграл не менее чем в 50 спектаклях. Среди них — и гоголевский «Ревизор», и «Пиквикский клуб» Диккенса, и «Салемские колдуньи» Миллера. Чехов, Островский Достоевский, Шекспир и Эдвард Радзинский — в «багаже» артиста огромное количество великолепных постановок и ролей.
Первую роль будущий звёздный актёр сыграл ещё в пять лет. Тогда, в 1939 году, он появился в знаменитом фильме «Подкидыш» в эпизодической роли мальчика на велосипеде. В 15 лет Басилашвили сыграл уже пионера в картине с говорящим названием «Красный галстук».
Все мы знаем харизматичного и пронырливого Юрия Самохвалова из «Служебного романа». Эту роль в знаменитом фильме Эльдара Рязанова Олег Басилашвили сыграл уже в 43 года. Она принесла ему бесспорную всесоюзную славу. Однако на тот момент на счету актёра было уже около 25 киноролей.
В молодости Басилашвили сыграл казака в популярном фильме «Поднятая целина» по роману Шолохова. Множество ролей исполнил и в картинах по классическим произведениям, например «Гранатовый браслет» и «Живой труп». А незадолго до «Служебного романа» Басилашвили появился на экранах в фильмах «Вечный зов» и «Дни Турбиных».
Печальная комедия «Осенний марафон» стала ещё одним знаковым фильмом в творческой жизни Басилашвили. На этот раз актёру досталась главная роль — запутавшегося в жизни и любви, мягкотелого переводчика Бузыкина. Вместе с Натальей Гундаревой и Мариной Неёловой Олег Басилашвили рассказал зрителям забавную историю настоящего человека, неплохого по своей сути, но застрявшего в паутине лжи и нерешительности.
— Моя жизнь похожа на жизнь Бузыкина. Потому что этот фильм о всех нас, о компромиссах, о человеке, который не может сказать «нет». Трагедия интеллигента, который понимает каждого и не может настоять на своём, — рассуждал Басилашвили в 1999 году.
Интересно, что режиссёр Георгий Данелия изначально совсем не хотел снимать Олега Басилашвили в «Осеннем марафоне». Кандидатуру актёра настойчиво предлагала ассистентка Елена Судакова, но Данелия не соглашался даже на пробы. И тогда она пошла на хитрость: просто привела Басилашвили на прослушивание, зная, что мягкий по характеру режиссёр не сможет отказать.
Так и случилось: растерявшись, Георгий Данелия пригласил актёра на 20-минутные пробы. Увидев игру Басилашвили, режиссёр понял, что Бузыкина должен сыграть именно он.
Через год после «Осеннего марафона» Басилашвили сыграл в картине «О бедном гусаре замолвите слово». А в 1982 году появился ещё один незабываемый шедевр с его участием — «Вокзал для двоих». Яркий и чувственный дуэт Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили, пронзительная история о случайной встрече, изменившей жизнь главной героини, покорили сердца советских зрителей.
— Мы с Гурченко были совершенно разные. Мне она казалась опытной львицей киношной, а я был… Я вообще всегда к себе отношусь с большой неуверенностью. Дают новую роль — я совершенно не знаю, как её играть. Как, это что такое, какой ногой?! Клянусь вам. И в кино то же самое. Плюс к этому у неё совершенно иное детство, юность иная. Может, это и хорошо для фильма. Мы были вежливы, дружелюбны и так далее, но вот этот холодок между нами был, — вспоминал артист.
Ещё через год вышла вторая часть «Вечного зова». Помимо больших ролей в эпохальных картинах, артист участвовал и в советских сериалах, и в необычных фантасмагориях. Не остался он без работы и в суровые 90-е: в это время его снова приглашают Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, а также Карен Шахназаров. Всего на счету знаменитого актёра более 85 фильмов, многие из которых можно с уверенностью назвать шедеврами кинематографа.
Мистически притягательный, интеллигентный и властный Воланд в экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита» — ещё одна жемчужина в списке блестящих ролей Олега Басилашвили. Телесериал снят в 2005 году режиссёром Владимиром Бортко, а пару Воланду-Басилашвили на Великом балу у Сатаны составила изящная Анна Ковальчук.
— Это не главная моя роль. Но это одна из очень значимых для меня работ. Ибо роман Михаила Афанасьевича настолько всеобъемлющ, многогранен, что сыграть всё, что в нём написано, там фактически невозможно. Надо было выбрать одну какую-то линию поведения Воланда — у Булгакова мало что об это сказано. Существует данность, такая личность. Ну и мне показалось, что поскольку эпиграфом к «Мастеру и Маргарите» служат слова из «Фауста» Гёте, то значит этот человек, личность совершает благо. А действительно, если разобраться, что же он плохого сделал? — рассуждал Олег Валерианович.
Воланд появляется в первых кадрах сериала, причём они чёрно-белые, что очень идёт уже пожилому, но по-прежнему крайне харизматичному актёру. Отметим, что ради Басилашвили был изменён образ самого героя. В романе Булгакова Воланд предстаёт брюнетом средних лет. Басилашвили же на тот момент исполнился уже 71 год.
В личной жизни, как и в театре, актёр отличается твёрдым постоянством. Со второй женой Олег Басилашвили прожил более 50 лет. Первой его супругой стала однокурсница, знаменитая актриса Татьяна Доронина.
С Дорониной Басилашвили начал встречаться совсем юным, а расписались они на четвёртом курсе Школы-студии МХАТ после трёх лет отношений. Свадьба была крайне скромной, денег не хватало даже на обручальные кольца и платье невесты. После росписи молодые отпраздновали начало семейной жизни небольшим застольем в квартире одного из преподавателей.
Вместе Басилашвили и Доронина прожили восемь лет. Между столичной карьерой и ролью преданной жены Олега Басилашвили молодая актриса выбрала второе. После выпуска Дорониной предлагали роли в разных московских театрах, а вот её супруга, как мы знаем, распределили в Сталинградский драмтеатр. И Доронина, как жена декабриста, поехала вместе с ним.
Правда, позже актриса рассказывала, что не всё было гладко. Олег Басилашвили без жены уезжал на съёмки фильма в Муром, где жил на съёмной квартире с партнёршей Татьяной Пилецкой. Когда Доронина приехала навестить мужа, она сразу поняла — изменяет. Вернувшись домой, жена Басилашвили обнаружила, что беременна. Доронина ждала двойню, но, впечатлённая случившимся в Муроме, сделала аборт.
Всего супруги прожили в Сталинграде три года. После этого они переехали в Ленинград — и там семейная жизнь продолжилась в интерьерах общежития. Но вот карьера пошла в гору: вскоре Доронину и Басилашвили пригласили в БДТ им. Товстоногова.
— Мы пришли на спектакль молодого Товстоногова, и тут я почувствовал, что та чайка, которая сидела на занавесе МХТ, незримо перелетела в БДТ. Совсем другой театр, с совсем другим мировоззрением, но та густая атмосфера действия, непоказного, а происходящего на твоих глазах чуда… она возникла! — вспоминал Басилашвили.
В 1963 году звёздная пара развелась. Тем не менее, Басилашвили и Доронина до последнего поддерживали хорошие отношения. Правда, поздравить бывшую супругу с 90-летием актёр не смог: она не проживала по старому адресу и не отвечала по известному ему номеру телефона. По слухам, женщину перевезли в дом престарелых.
Всего через год после развода Олег Басилашвили встретил вторую жену. Ею стала тележурналистка Галина Мшанская, дочь знаменитой оперной певицы. Отметим, что и сам Басилашвили обладал прекрасными голосовыми данными: например, в фильме «Грустить не надо» он исполнил песню «Осень».
Мшанская работала на ленинградском телевидении и подбирала музыкальное сопровождение к передачам и спектаклям. Басилашвили тоже оказался там, и стал всё чаще заглядывать к Галине. Как шутили друзья, у него есть все «шансы» на благосклонность дамы. Так и вышло: спустя два года Басилашвили и Мшанская поженились. Вместе они прожили больше 50 лет.
Вторая супруга родила актёру двух дочерей — Ксению и Ольгу. Обе они пошли по стопам матери и стали журналистками. Ольга стала работать на петербургском телевидении, Ксения выучилась в филиале Манчестерского университета в Москве и защитила кандидатскую диссертацию, а потом 18 лет работала обозревателем по вопросам культуры на радио.
Ксения также порадовала отца двумя внуками: в 2009 году она родила дочку Маринику, а в 2013-м — сына Тимофея.
Несмотря на почтенный возраст, знаменитый артист продолжает играть на сцене. Состояние здоровья Олега Басилашвили вызывало серьёзное беспокойство уже в 2013—2014 годах, когда несколько спектаклей были отменены из-за его плохого самочувствия.
В пандемию он дважды болел коронавирусом. В январе 2021 года Басилашвили попал в больницу с этим диагнозом, хотя уже через неделю его выписали. Второй раз артист заразился через год, но лечился дома.
Тем не менее, ещё в пандемию Олег Басилашвили с женой переехал на дачу в посёлок Репино, где и решил остаться жить.
30 сентября артист вновь выйдет на сцену БДТ, чтобы сыграть в спектакле «Лето одного года» с актрисой, перед талантом которой всю жизнь преклоняется, — Алисой Фрейндлих. Даже журналистам Басилашвили признавался, что чувствует себя очень плохо, но подчёркивал, что всё-таки очень хочет продолжить играть на сцене.