Прямой эфир

Приложите это: чем обернётся появление виртуальных билетов на транспорт в Петербурге?

Светлана Коваленко
20 сентября 2024, 14:18
Уже до конца 2024 года в общественном транспорте Петербурга могут появиться виртуальные билеты на проезд. Сейчас «ноу-хау» в процессе тестирования. В Ленобласти готовы работать с таким способом оплаты в будущем. Разбираемся, что это такое и облегчат ли виртуальные билеты жизнь пассажирам?
Коллаж 78.ru: freepik.com, Maksim Konstantinov/globallookpress.com, Петербургский метрополитен, flaticon.com/LAFS

О появлении в Петербурге виртуальных билетов на проезд в общественном транспорте на днях вскользь упомянул заместитель руководителя ГКУ ЛО «Леноблтранс» Владислав Самойлов. О чём конкретно идёт речь — он не разъяснил. Чиновник лишь остановился на том, что такой проект в Северной столице запускается, в перспективе и в Ленобласти будут готовы работать с подобным механизмом.

В пресс-службе Комитета по транспорту Смольного сообщили, что речь идёт о мобильном приложение. При его помощи можно будет расплачиваться в общественном транспорте. Там добавили, что сейчас продукт лишь тестируется. Однако не исключено, что виртуальные билеты появятся в общественном транспорте города уже до конца 2024 года.

Выясняем, что это за новинка для петербуржцев, будет ли и кому удобно ей пользоваться.

Один пластик на другой или…?

Отметим сразу, что даже некоторые петербургские эксперты с удивлением узнали от 78.ru о «ноу-хау» Смольного, зато больше в курсе оказались их московские коллеги, которые и дали более внятные комментарии.

Транспортный инженер Иван Вергазов поинтересовался, так что всё-таки это будет: приложение на пластике или всё-таки на мобильном телефоне.

— Я не уверен, что такие билеты облегчат жизнь. С тем же «Подорожником» сейчас есть ключевая проблема: деньги на него как-то можно положить, но активировать его надо исключительно в метро. Если такая функция по удалённой активации появится, то это станет выходом из ситуации. Без неё мы говорим, по сути, о замене одного пластика на другой, — полагает он.
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

По мнению эксперта, приложение будет удобно тем, кто постоянно держит телефон в руках.

— При этом в само приложение ещё надо будет зайти, затем коснутся им считывающего устройства.
Лично я бы не стал чаще пользоваться общественным транспортом только из-за появления виртуальных билетов, — поделился Иван Вергазов.

В подобном устройстве должна содержаться информация о балансе, совершённых поездках, наверное, данные о том, где, какие машины находятся в режиме реального времени, расписание, есть ли задержки в маршрутах, сбои в движении поездов в метро и т.д. Но с частью этих задач справляется уже сейчас Yandex и Google.

— Так что не думаю, что стоит ждать каких-то прорывов, — заключил он.

… петербургский ответ «Тройке»?

Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин пояснил, что сама идея взята, судя по всему, с приложения проездного «Тройка».

— Положить на него деньги теперь можно абсолютно любым способом: наличными в метро, по банковской карте on-line и т.д. Да, раньше, как и «Подорожник», «Тройку» надо было обязательно активировать в метро. Но теперь этот вопрос какое-то время решён. Никакая дополнительная активация с привязкой к подземке и необходимостью туда спускаться больше не требуется, — пояснил аналитик.
Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена
Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена

По словам Эльдара Муртазина, у подобных виртуальных проездных практически нет недостатков. Другое дело, конечно, если человек не владеет современными мобильными технологиями или не любит пользоваться смартфонами.

— Для пожилых людей привыкнуть будет достаточно трудно. Но у молодёжи и пассажиров среднего возраста проблем точно не возникнет.
Я сам с удовольствием пользуюсь «Тройкой». Никаких проблем у меня никогда не было, — отметил аналитик.

Примечательно, что, как поделился один из петербургских собеседников, он сам недавно с удивлением узнал о существовании именно приложения для «Тройки».

— По проекту Смольного нужны конкретные детали, но даже от коллег я не слышал, чтобы что-то подобное сейчас тестировалось в городе хотя бы в качестве пилота, — пожал плечами он.

А что всё-таки в Москве

Инструкция по использованию виртуальной «Тройки» размещена на портале transport.mos.ru. Приложением можно пользоваться в метро, на МЦК, МЦД, регулярном речном и наземном транспорте.

— Теперь необязательно носить с собой пластиковую карту — снова можно платить за проезд смартфоном на турникете, — отмечается там.

У приложения имеется функция автопополнения баланса и возможность установить сумму, когда такое действие требуется.

Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Например, человек может израсходовать 150 рублей, которые для себя определил, как желаемый параметр. Когда деньги будут потрачены, баланс пополнится с банковской карты на условные 200 рублей. Сменить настройки можно в любой момент, но придётся внести хоть какие-то минимальные деньги.

При выписке билета первый раз «кошелёк» можно пополнить на сумму от 150 до 9999 рублей.

Оплата в наземном транспорте работает при предъявлении QR- кода из приложения в разделе «Платёжные средства». После чего надо запустить функцию «Сканирования» и навести камеру смартфона на QR-код валидатора. Затем после успешного сканирования надо подтвердить факт намерений внести плату.

В метро, МЦК, МЦД и на речном транспорте QR-код из своего приложения надо поднести к сканеру на турникете и удерживать изображение, пока не загорится зелёный сигнал.

Как вспоминает заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов, в Москве оплатить поездку в метро можно уже лицом. Правда, для этого требуется всё же установить приложение на телефон. Это не «Тройка», а «Московский транспорт». Правда, нововведение пока не работает в автобусах, трамваях и троллейбусах.

Как добавляет Александр Холодов, для запуска вариаций с оплатой по QR-кодам потребуются валидаторы нового поколения. А это не малые расходы для городского бюджета. Вспоминает эксперт и петербургскую идею с оплатой проезда с помощью Qr-кода. Массовой эта история так и не стала.