«Королева безопасного интернета» или Горгона цензуры? Екатерина Мизулина уже много лет борется с педофилией, наркоманией и экстремизмом в тенетах мировой паутины. За это время она заработала спорную репутацию и успела вступить в конфликты и с крупными чиновниками, и с депутатами Госдумы. Последние даже грозятся сочинить специальный закон и отправить Мизулину на общественные работы.
Впрочем, если речь идёт о цензуре, то это цензура с симпатичным лицом. Сама Екатерина Мизулина неоднократно подчёркивала, что её Лига безопасного интернета всего лишь реагирует на жалобы и запросы россиян, о её собственных вкусах и интересах речи не идёт. Так что активистку можно сравнить с феей. Она исполняет желания людей. Причём гораздо чаще, чем конкуренты, пасущиеся на той же ниве, вроде Виталия Милонова. Но только те желания, что связаны с запретами. Даже среди фей существует специализация.
Как почти вся талантливая и влиятельная молодёжь в современной России, Екатерина Мизулина родилась если не в нужное время, то точно в нужном месте. 1 сентября 1984 года действительно ничем особым не примечательно. А вот с родителями девушке повезло. Отец Михаил Мизулин — кандидат философских наук. По данным СМИ, в советские годы он трудился в идеологическом отделе регионального обкома КПСС, а теперь работает в РАНХиГС, готовит к жизни будущих чиновников.
Мать Екатерины Елена Мизулина ещё более известна, причём в самых широких кругах. До августа 1991 года она тоже состояла в КПСС, но со сменой идеологического вектора ударилась в политику, причём с 1993-го по 2007-й годы последовательно представляла такие либеральные политические партии, как «Демократический выбор России» Егора Гайдара, Анатолия Чубайса и Петра Авена, «Яблоко» Григория Явлинского и «Союз правых сил» Бориса Немцова и Ирины Хакамады.
С 2007-го по 2017-й годы Мизулина-старшая была в «Справедливой России». Она работала в Госдуме и Совете Федерации. На этот период приходится множество запретительных инициатив, которые прославили сенатора и сделали её героиней многочисленных мемов и пародий. Елена Мизулина боролась с геями, трансгендерными браками, суррогатным материнством, абортами и разводами. Количество расстроенных браков, скажем, предлагалось уменьшить за счёт введения специального налога на развод. Зато политик инициировала декриминализацию «семейных» побоев.
А ещё у Екатерины Мизулиной есть родной брат Николай. Несколько лет назад из-за него здорово досталось матери. Недоброжелатели выяснили, что отпрыск такой патриотичной семьи много лет живёт и работает в Бельгии. Причём, согласно сведениям недругов, трудится юрисконсультом в известной компании, которая спонсирует «гейские» инициативы.
Сама Екатерина Мизулина с самого детства ничем таким не увлекалась и, согласно почти всем биографиям, посвящала досуг исключительно учёбе. Поэтому, пока остальные школьники слушали рэп и рок и дрались из-за расхождений музыкальных вкусов в подворотнях, девушка выучила английский, немецкий, французский, китайский и индонезийский. В 2004 году она окончила Школу ориентальных и африканских исследований Лондонского университета. Это было ещё в те времена, когда её мама состояла в либеральном СПС.
Патриотический поворот затронул всю семью. Наверное, поэтому следом за британским дипломом Екатерина Мизулина решила получить похожий российский и закончила к 2010 году Институт стран Азии и Африки МГУ.
Как часто бывает с талантливыми выходцами из хороших семей, Екатерина Мизулина не стала тратить долгие годы на совершенствование послужного списка. В её жизни было несколько внезапных карьерных прорывов. Как следует из биографии на собственном сайте активистки, с 24-х лет она работала переводчиком с китайского в официальных российских делегациях. Первая практика состоялась на Олимпиаде в Пекине в 2008-м.
А потом активистка получила должность управляющей в фонде «Правовая столица». Одним его сооснователей был отец феи интернета, Михаил Мизулин.
Впрочем, главный карьерный поворот в жизни Екатерины Мизулиной приходится на 2015-й год, когда она подключилась к общественной деятельности миллиардера Константина Малафеева. Сперва Мизулина-младшая присоединилась к «Фонду Святителя Василия Великого», а в 2017 году возглавила другую созданную по инициативе Малафеева организацию — «Лигу безопасного интернета».
Лига получила поддержку РПЦ и МВД и взяла на себя миссию по борьбе с нелегальным контентом в интернете, в особенности с таким контентом, который портит подростков и молодёжь.
Екатерина Мизулина взялась за дело весьма рьяно, решительно вступая в конфликты со звёздами российской сцены и соцсетей. Причём для последних дело в лучшем случае оканчивалось уступками, извинениями и совместными фото, а в худшем — штрафами и уголовными делами.
Как-то раз после заявлений своих сторонников Екатерина Мизулина начала слушать рэпера Элджея. Ничем хорошим для последнего это не закончилось. Активистка убедилась, что сразу в двух его песнях — «Что с моими глазами?» и «Розовое вино» — присутствует оголтелая пропаганда наркотических средств и психотропных веществ. После некоторых колебаний Фемида поддержала претензии. Элджея оштрафовали на 100 тыс. рублей.
Не любит Екатерина Мизулина и Юрия Дудя. Её организация нашла признаки пропаганды наркотиков сразу в двух интервью блогера — с Ивангаем и Моргенштерном*. После обращения в МВД Дудь* был оштрафован на 100 тыс. рублей.
Но этим претензии Лиги не ограничились. В феврале 2022 года Екатерина Мизулина предложила проверить, не получает ли Дудь* финансирования из-за границы. И уже 15 апреля блогер был признан иностранным агентом.
Возможно, после этого ему бы пришлось либо умерить пыл, либо столкнуться с более серьёзными проблемами. Однако интервьюер предусмотрительно покинул страну и продолжил публиковать ролики с критикой СВО и другим спорным контентом уже из-за границы.
Не ушёл от ответственности и скандальный рэпер Моргенштерн*. Екатерина Мизулина увидела в его творчестве не только наркотические мотивы, но и пропаганду деструктивного поведения. Позже в одном из интервью она заявила, что, по её данным, музыкант так же получает иностранное финансирование. В итоге рэпера действительно признали иноагентом, он потерял рекламные контракты и удрал из страны. А после утверждал, что даже за границей Мизулина продолжает его преследовать, рассылая жалобы в органы других государств.
— Девочка моя, ты просто напиши. Хватить заниматься хернёй, можно же просто поговорить, встретиться, познакомиться, увидеться. Твои методы странные, так не завоевывают мужчин, — сказал польщённый вниманием Моргенштерн*.
К осени 2022 года Екатерина Мизулина добралась до творчества Оксимирона*. В ролике «Ойда» обнаружилась пропаганда сепаратизма. Там поётся о некоей «Свободной Ингрии». И опять колесо правосудия, запущенное активистской, вращалось медленно, но неумолимо. Сперва рэпера признали иностранным агентом, а потом и установили его вину в призывах к сепаратизму.
Музыкант покинул Россию ещё 24 февраля 2022 года, поэтому тоже позволил себе смелый ответный выпад. Он записал клип «Лига опасного интернета», высмеивающий Екатерину Мизулину. Ролик собрал 14 млн просмотров.
— Спасибо иноагенту за самый лучший пиар в истории. Лучше и не придумаешь, — оценила Мизулина.
Впрочем далеко не всегда отношения Екатерины Мизулиной с музыкальными кумирами молодёжи развиваются в конфликтном ключе. Порой она напротив даёт им второй шанс. Так случилось, к примеру, с рэперами Scally Milano и Инстасамкой. Scally Milano после свидания с Мизулиной удалил весь спорный контент, а Инстасамка пообещала покончить с развратом.
— Мы специально для тура в России обновили каталог и едем с программой без мата и без старого материала. На сцене вы не увидите моих фирменных выходок. Это в прошлом. Мы ни в коем случае не пропагандируем и не собираемся никогда пропагандировать разврат, проституцию, наркотики и так далее, — пообещала музыкантка.
В свою очередь Мизулина по итогам прошедших встреч сделала вывод о том, что некоторые герои сцены нарушают закон по незнанию, а вовсе не со зла.
— Как оказалось, большинство из этих исполнителей не знакомы с законодательством нашей страны, многие из них очень юные, молодые граждане, которые нарушают закон, но не понимают, что они это делают, — подчеркнула активистка.
Боец поп-ММА Даня Милохин тоже находится у Мизулиной на плохом счету. Когда он вернулся в Россию, активистка обратилась в Министерство обороны с просьбой призвать блогера в ряды Вооружённых Сил. Милохин не нашёл ничего лучше, как снова сбежать из страны.
Но при этом у него нашлись влиятельные заступники. Самый мощный спич выдал вице-спикер Госдумы Владислав Даванков. По его мнению, своей атакой на Милохина Мизулина отпугнула тысячи россиян, в том числе дефицитных IT-специалистов, которые теперь боятся возвращаться на родину. По словам депутата, сейчас его коллеги работают над специальным законом о «серийных доносчиках». Их предлагается наказывать обязательными работами за неподтвердившиеся обвинения.
— Назовём его «закон Мизулиной». Уверен, что 100 часов обязательных работ принесут стране куда большую пользу, чем попытки навести самодельную справедливость в интернете, — сказал Даванков.
Но есть и музыка, которая точно нравится строгой и придирчивой руководительнице Лиги безопасного интернета. Об этом она сама сообщила в одном из интервью.
— Слушаю я SHAMAN и гимн России! Больше ничего не слушаю, — призналась Мизулина.
Да и зачем слушать кого-то ещё, когда уже есть SHAMAN. На его концертах активистка по-настоящему зажигает. Соответствующие видео энтузиасты выложили в сеть. А однажды Мизулиной удалось настоящее комбо — в одном из роликов, опубликованных на Rutube, она дуэтом с SHAMAN поёт гимн России.
Неоднократно распространялись слухи о том, что Мизулину и SHAMAN связывает нечто большее, чем дружба и совместное творчество. Слишком уж красиво и гармонично они смотрятся на общих фотографиях. Но SHAMAN не раскрывает карты.
— Пусть фантазируют. Не будем их разочаровывать, — так музыкант сказал о людях, которые верят в роман.
Отметим, что слухи подогревает и та скрытность, с которой Екатерина Мизулина годами охраняет свою личную жизнь. Даже СМИ, которые специализируются на подобных сплетнях, никогда ничего не публиковали ни об одном муже, даже гражданском, или любовнике активистки.
В 2024 году Екатерина Мизулина остаётся в центре внимания СМИ. При этом у неё появляется всё больше публичных критиков и врагов внутри России. Кто-то недоволен дорогостоящими вещами известных брендов, которые носит Мизулина. А, скажем, известный дизайнер Артемий Лебедев в интервью тому же Дудю и вовсе не смог избежать мата, говоря о деятельности Лиги безопасного интернета. Творчество Мизулиной он назвал «инфотерроризмом», который «отпугивает» людей от России.
— Наша организация подаёт иск в суд о защите чести и достоинства, — молниеносно отозвалась активистка.
После этого Лебедев извинился за нецензурщину, но по-прежнему не отказывается от остальных своих слов.
Заставлять оппонентов извиняться Мизулиной не впервой. В феврале этого года на встрече с молодёжью Екатеринбурга активистка поспорила со студентом. И опять всё из-за Милохина, которого хотели отправить в армию.
— Он ничего не занимал у родины, чтобы отдавать ей долг, — сказал юноша.
— Молодой человек, который позволил себе оскорбить солдат-срочников, лучше бы сейчас извинился, прежде чем его привлекут к ответственности за дискредитацию нашей армии, — отреагировала Мизулина.
Студент извинился. Однако этим летом активистка впервые столкнулась с людьми, которые привыкли, когда извиняются уже перед ними. Екатерина Мизулина заинтересовалась деятельностью чеченского блогера Асхаба Тамаева. Она заподозрила его в мошенничестве, распространении персональных данных и других правонарушениях.
— Про скамера Тамаева сделали разоблачение в YouTube, в котором по полочкам разложили весь его скам. Скамер задоксил [выяснил личные данные] парня и всех его родственников, выложил всё в открытый доступ, начал угрожать ему и его семье, а потом вообще заставил блогера приехать к себе домой, записать видео с извинениями и удалить расследование. Кстати, ссылки на расследования были и в наших письмах в ФНС, и в правоохранительные органы (совпадение?), — написала Мизулина в Telegram.
Ещё она посчитала, что Тамаев не уважает ислам и вовлекает молодёжь в азартные игры. После это, по словам Мизулиной, угрозы начали поступать уже в её адрес, а кто-то даже пообещал прийти и за ней.
— Я никого не боюсь. Я русская, я иду до конца, — написала Мизулина.
За Тамаева публично вступился министр по делам национальной политики Чеченской республики Ахмед Дудаев.
— Оказывается, в нашей стране, в России, нет других проблем, кроме блогера Асхаба Тамаева, нашего дорогого брата… Появились непонятно зачем и кем созданные организации с непонятно откуда нарисовавшимися руководителями этих организаций, которые постоянно пишут какие-то заявления, постят негативные, критикующие Асхаба материалы, — возмутился Дудаев.
И довольно прозрачно пригрозил врагам Тамаева распространением ответного компромата, настоятельно посоветовав оставить парня в покое. Вскоре Мизулина опубликовала свой старый снимок с цветами в компании Рамзана Кадырова. Означает ли это «идти до конца», или активистка прислушалась к совету чеченского министра — осталось загадкой.