Прямой эфир

Теперь с болгаркой: откуда приехали блокираторы колёс на платные парковки Петербурга?

Светлана Коваленко
28 августа, 14:25
Платные парковки Петербурга вновь оказались в центре громкого скандала. После пользования ими некоторые горожане начали обнаружить на своих авто жёлтые блокираторы колёс или так называемые «башмаки». В «Городском центре управления парковками» разводят руками: чиновники учреждения к этому никакого отношения не имеют. Эксперты тоже в недоумении.
Коллаж 78.ru: Petrov Sergey; Bernd Settnik/globallookpress.com, unsplash.com, flaticon.com/surang

Под «башмаком»

В социальных сетях и на форумах разгорается жаркая дискуссия о появлении в зоне платной парковки Петербурга на колёсах оставленных там авто жёлтых блокираторов или так называемых в народе «башмаков». Особо «везучие» водители уже получали под щётками и «письма счастья». Из них следовало, что машины арестованы… судебными приставами, а вовсе не по воле СПБ ГКУ «Городского центра управления парковками». При этом представители этого учреждения отмечают: за дополнительное время стоянки из-за блокираторов всё равно деньги отдать городу придётся.

Теперь водители делятся между собой бесконечным возмущением, советуют друг другу хранить для снятия «кандалов» болгарки, запаски, гайковёрты в багажнике и предлагают по случаю продать такое оборудование с солидным дисконтом.

Фото: Stefan Sauer/globallookpress.com
Фото: Stefan Sauer/globallookpress.com

Между тем, в письмах от приставов есть и отсылка к статье УК РФ № 167 («умышленное уничтожение или повреждение имущества») с угрозами вплоть до пребывания в последующем в местах не столь отдалённых.

Разбираемся, что происходит и следует ли прибегать к радикальным рекомендациям по самостоятельному демонтажу «башмаков».

«Вот так совпало»

Отвечать на неудобные вопросы городских СМИ пресс-службе СПБ ГКУ «Городского центра управления парковками» приходится уже несколько дней. Там поясняют: учреждение к «ноу-хау» никакого отношения не имеет. Это инициатива УФССП по Петербургу.

— В случае установки блокиратора на колёсах автомобиля, находящегося в зоне платной парковки, владелец машины должен либо продлить оплату стоянку, либо вызвать эвакуатор. Это зона ответственности владельца, — заявляют в пресс-службе учреждения.

Собеседники в транспортном блоке поясняют: «башмаки» приставы расставляют по всему городу, если речь идёт о неплательщиках штрафов, налогов, алиментов, а не только и исключительно в зоне платной парковки.

— Просто вот так иногда совпадает. Вот такой для кого-то злой рок, и кому-то просто не повезло, — отмечают там.
Фото: пресс-служба ГУФССП по Санкт-Петербургу
Фото: пресс-служба ГУФССП по Санкт-Петербургу

«Может, это хулиганы?»

Многих участников дискуссии волнует законность таких действий, кто их в принципе производит, на каких основаниях.

— Привезти к управлению ФССП или в ментовку и напиши заяву на хулиганов! Ты же акт об установке не подписывал? Может, это хулиганы или вымогатели? Бумажка под стеклом — чья то шутка. Откуда я знаю чей это блокиратор? Тебе удостоверение показывали? — рассуждает nicolkas.

Littledetina также интересуется вопросом с юридической стороны.

— Мне неизвестные на мою машину неизвестное мне устройство. У нас в законе это как-то закреплено? Если нет, то в ход болгарка, — рассуждает она.

Shura22 поддерживает: доказательств, что блокиратор поставлен законно, нет.

— Ну, значит буду аккумуляторную болгарку возить в багажнике) Это каким законом установлены такие штуки кстати? — соглашается Лёха-Лёха.

Капитан очевидность интересуется, «а кто будет платить за покоцанный диск»?

— Подкатной домкрат, гайковёрт, запаска, — подводит итоги Андрей Долгиер.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Nemo, пользуясь случаем, готов продать «много аккумуляторных УШМ и пару бензорезов».

При этом многие напоминают, что в «письмах счастья» указываются конкретные телефоны, по которым можно узнать судьбу авто и точно проверить, кто навесил блокиратор.

«А платить кредиты и долги не пробовали?»

IVANOV интересуется у собеседников, а не пробовали ли те платить кредиты и долги.

— Пока найдёшь, пока оплатишь, а бабло капает. При этом ты можешь быть и не в курсе долга вообще. Приставы — ещё те затейники, — парирует nicolkas.

Отдельная ветка дискуссии посвящена возможной ответственности за применение запаски и болгарки.

Напомним, в «письмах счастья» приводится отсылка к статье УК РФ №167 («умышленное уничтожение или повреждение имущества»). В её первой части речь идёт о штрафе в 40 тыс. рублей, но дело может дойти и до лишения свободы на два года. В пункте два срок наказания может быт увеличен и до пяти лет, если ущерб был значительным, а само происшествие привело к смерти человека по неосторожности. Либо было совершено из хулиганских побуждений, путём поджога, взрыва и т. д.

— Столько же здесь желающих себе повесить порчу и кражу госимущества, — удивляется Саломандер.
Фото: Stefan Kiefer/globallookpress.com
Фото: Stefan Kiefer/globallookpress.com

Макс Прокопенко напоминает, что в Петербурге много камер слежения, а номера авто записываются.

— Административка. ФССП юрлицо, ущерб по диспозиции должен быть значительным, а это оценивается с учётом имущественного положения потерпевшего.
С учётом бухбалланса ФССП никак эта железка не будет значительной, — успокаивает Простолюдец (прим. редакции — речь идёт о блокираторе).

Ситуация странная…?

Эксперты придерживаются противоречивых оценок действий приставов. Кто-то пророчит долгосрочные судебные разбирательства в перспективе и называет ситуацию странной, кто-то говорит, что с законодательной точки зрения вроде бы всё логично.

Автоэксперт Алик Кортиев считает, что всё похоже на обкатку новых технологий. Как он подчёркивает, даже если речь идёт о долгах по алиментам, то в большинстве случаев накладывается запрет на совершение с авто регистрационных действий, а не пользования самим движимым имуществом. В этом случае это, скорее, некая мера устрашения.

По словам Алика Кортиева, если говорить именно о факте ареста чужой собственности, крайней на самом-то деле мере, то должен быть протокол и постановление об изъятии. С этим документом собственник должен быть ознакомлен, и только тогда авто переходит в ведение государства. И опять же тогда уже госструктуры должны разбираться между собой, кто платит за парковку.

— Здесь опять же встаёт вопрос, а кто и как должен доказывать, что это именно приставы установили блокиратор, а не какие-то непонятные, неизвестные мне люди? Ну и что, что лежит бумага? Как я должен определить на месте, что она подлинная? В перспективе это вопрос для длительных судебных разбирательств.
И опять же, как приставы будут доказывать, что именно я снял это башмак, я же могу вызвать какую-то компанию, и пусть она несёт за всё ответственность, — повторяет аналитик вопросы в соцсетях и на форумах.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

…или действенные методы?

Заместитель председателя комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов отмечает, что сейчас законодательная база для таких действий практически сформирована. Такие меры могут стать действенными в отношении злостных неплательщиков.

По его словам, упростить себе жизнь водитель может тем, что вызовет эвакуатор и переместит авто куда-то по соседству, где уже нет зоны платной парковки. Запрета на такие действия нет. Но понятно, что за это придётся заплатить. Блокираторы он снимать не рекомендует.

Как напоминает Александр Холодов, постановления об изъятии и аресте авто сейчас часто приходят в личный кабинет «Госуслуг» и на электронную почту. За этим водителям надо пристально следить. Может выйти и так, что человек уже погасил долг, кредит и т. д., а приставы вовремя не отреагировали. Но тогда их действия тоже можно будет оспорить в суде вплоть до возврата средств за платную парковку.

В каких регионах уже используется «ноу-хау» Александр Холодов с ходу припомнить не смог. Но в соцсетях называют Казань, Краснодар, Ярославль и т. д.