Прямой эфир

Платье из «Иронии судьбы» оказалось «секонд-хендом»? Неприглядная изнанка советского кино

Светлана Улитина
27 августа, 15:55
Не секрет, что даже самые легендарные советские картины создавались, мягко говоря, из мусора и палок — на реквизит отпускался такой мизерный бюджет, что экономить приходилось на всём. Вот почему одно и то же платье или украшение порой годами «кочевало» из фильма в фильм. 78.ru расскажет, кто носил платье из «Иронии судьбы» до Брыльской и как кошки из «Операции "Ы"» попали в «Любовь и голуби».
Коллаж 78.ru: dzen.ru/Parnas on-line gallery, kino-teatr.ru, freepik.com, flaticon.com/Hilmy Abiyyu A.

Советские кинорежиссёры, в отличие от голливудских, всегда были строго ограничены в своих расходах на съёмки. Даже самым именитым мастерам выделяли довольно скромные бюджеты, проще говоря — денег катастрофически не хватало даже на плёнку, не говоря уж о реквизите и декорациях. Даже такие легенды, как Гайдай и Рязанов, пытались экономить каждую копейку и пускались на всевозможные хитрости, чтобы достичь своей цели.

В итоге многие наши легендарные картины создавались фактически «на коленке», то есть из подручных средств. Например, знаменитые «алмазные» подвески из культового фильма «Д'Артаньян и три мушкетёра» смастерил лично Юнгвальд-Хилькевич — денег на украшения в бюджете ленты вообще не было предусмотрено. Более того — режиссёр своими руками соорудил нарядные эфесы для шпаг главных героев: в качестве материала выступили... консервные банки. А сияющие украшения на мундирах и перевязях мушкетёров на самом деле были изготовлены из обычной фольги.

Таких историй — сотни, и все они подтверждают — кино в СССР существовало в режиме жёсткой экономии. А потому совсем неудивительно, что многие костюмы, предметы гардероба и украшения десятками лет кочевали из одной картины в другую незаметно для зрителей.

1. Платье Наденьки Шевелёвой из «Иронии судьбы»

Чёрно-белый фильм 1972 года «Опасный поворот», снятый Владимиром Басовым по пьесе Дж.Пристли, сегодня почти забыт, а ведь когда-то он был очень популярен у зрителей. Миллионы советских женщин мечтали о платье, как у главной героини Олуэн Пиил, которую сыграла Антонина Шуранова. Платье отличалось строгим кроем и глубоким цветом, что отлично подчёркивало драматическую атмосферу фильма.

Однако мало кто узнал этот наряд, когда 4 года спустя в нём появилась на экране Наденька Шевелёва, героиня культовой комедии «Иронии судьбы, или С лёгким паром», сыгранная польской актрисой Барбарой Брыльской. Костюмер лишь дополнила платье золотистой пряжкой, а также чуть укоротила его и подогнала по фигуре. Этот наряд стал частью образа скромной, но обаятельной учительницы, в которую влюбляется главный герой фильма, Женя Лукашин.

Интересно, что платье в обоих фильмах воспринимается совершенно по-разному благодаря игре света, декораций и характеру героинь. В «Опасном повороте» Басова оно подчёркивало серьёзность и элегантность, тогда как в «Иронии судьбы» Рязанова оно стало символом простоты и домашнего уюта. К слову, легендарное платье «живо» по сей день: пару лет назад его даже использовали на съёмках передачи «Модный приговор».

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

2. Жилетка Тристана из «Собаки на сене»

Мужская жилетка, о которой идёт речь, стала настоящей «кинозвездой», появившись в двух известных советских фильмах — «Собака на сене» (1977) и «Благочестивая Марта» (1980). Оба фильма снимал один и тот же режиссёр Ян Фрид, что объясняет повторное использование этого предмета гардероба.

Впервые зрители увидели эту жилетку на Тристане, персонаже Армена Джигарханяна, в фильме «Собака на сене». Этот фильм, снятый по пьесе Лопе де Веги, перенёс зрителей в эпоху испанской аристократии, а великолепные костюмы подчёркивали жгучие страсти и любовные интриги. Жилет песочного оттенка идеально подошёл для создания образа Тристана — слуги, который, несмотря на свою скромную роль, должен был выглядеть элегантно и аристократично.

Спустя три года этот же жилет был использован в фильме «Благочестивая Марта». Правда, в новом фильме этот предмет «повысили в статусе» — его носил не слуга, а дворянин. Впрочем, это был второстепенный персонаж, поэтому на «повтор» зрители не обратили внимания.

Кадр фильма «Собака на сене»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Собака на сене»/ Фото: kino-teatr.ru

3. Корона Евгения Леонова из «Обыкновенного чуда»

В сказочной картине 1978 года «Обыкновенное чудо» знаменитому Евгению Леонову довелось играть короля-самодура. Чтобы придать этому комичному персонажу нотку официальности и величественности, реквизиторы и художники создали простую, но достаточно изящную корону. Предмет получился как раз подходящим для сказочного короля, чья власть скорее символична, чем реальна.

Об этой короне крайне удачно вспомнили чуть позже, на съёмках экранизации фантастического романа Дж. Б. Пристли «31 июня». Создатели фильма решили, что негоже пропадать добру, и подарили короне ещё одну возможность «засветиться» на большом экране. Здесь она украшала голову другого королевского персонажа, но в контексте совершенно иной истории. События фильма разворачиваются в вымышленном мире, где магия переплетается с реальностью, и корона, сохранив свою символичность, добавляла образу таинственности и величия.

К сожалению, картину сразу же забраковала цензура — фильм «31 июня» был на долгие годы задвинут на полку. Зрители смогли посмотреть его лишь спустя много лет.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

4. Доспехи рыцаря из «Ивана Васильевича»

Помните тот уморительный эпизод, когда герой Леонида Куравлёва, вор-рецидивист Жорж Милославский, спасаясь от погони, прячется в рыцарских доспехах и до смерти пугает одного из стражников? Так вот эти же самые блестящие металлические латы и шлем, сыгравшие столь комическую роль в 1973 году в фильме Гайдая, спустя пять лет появились в другом фильме — всё в той же фантастической мелодраме «31 июня». Причём в картине Леонида Квинихидзе эти доспехи выглядели весьма серьёзно и даже придали музыкальной истории некоторую историческую достоверность.

Кадр фильма «Иван Васильевич меняет профессию»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Иван Васильевич меняет профессию»/ Фото: kino-teatr.ru

5. Модная лампа из «Служебного романа»

Ещё один типичный пример того, как один и тот же предмет реквизита мог восприниматься по-разному в зависимости от контекста фильма — необычная зелёная лампа, украшавшая интерьер квартиры Юрия Самохвалова в фильме «Служебный роман» (1977). Олег Басилашвили мастерски сыграл успешного и самоуверенного карьериста, словно бы невзначай хвастающегося своим успехом и достатком. Лампа, имевшая элегантный и современный для того времени дизайн, отлично подчёркивала стремление Самохвалова к показной роскоши, а заодно показывала контраст между его внешним образом и внутренним миром.

Однако уже двумя годами позднее эта лампа, появившись в фильме «Москва слезам не верит» в квартире главной героини, Екатерины Тихомировой, служила уже не столько символом богатства, сколько элементом повседневного уюта и домашнего тепла. Если вы не помните, в каком именно кадре мелькает этот предмет — присмотритесь к сцене, когда Екатерина знакомит свою взрослую дочь с её настоящим отцом.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

6. Розовая юбка из «Девушки без адреса»

Пышная ярко-розовая юбка с поперечными полосками, которую можно видеть на героине Светланы Карпинской в фильме 1957 года «Девушка без адреса», характерна для моды 1950-х годов. В послевоенные годы советские женщины переняли этот фасон от европеек, которые, в свою очередь, были без ума от Кристиана Диора и его стиля «New Look». Такие пышные юбки выгодно подчёркивали тонкую талию и напоминали о возвращении к радостям мирной жизни.

Юбка идеально вписалась в атмосферу романтической комедии, в которой были отражены особенности жизни советской молодёжи. А спустя 20 с лишним лет костюмеры «Мосфильма» откопали этот раритет на складах и подарили ему второй шанс: если внимательно посмотреть мелодраму Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», эту же юбку можно увидеть на юной Кате Тихомировой, только начинающей покорять жестокую столицу.

Фото: dzen.ru/Time Out
Фото: dzen.ru/Time Out

7. Статуя Галатеи

«Не-е-т... Эт не Жозель... Жозель была брУнеткой, а эта вся белая!...» - задумчиво рассуждал один из героев комедии 1984 года «Формула любви», рассматривая мраморную статую. В картине Марка Захарова эта статуя сыграла свою главную, но далеко не первую роль.

По легенде, мраморная статуя, изображающая полуобнажённую женщину, попала на киностудию «Мосфильм» после войны: это был один из немецких трофеев, привезённых в СССР. Эксперты, изучавшие статую, предполагают, что в ней запечатлён образ одалиски. У статуи даже есть имя — «Суламитида», по надписи, обнаруженной на головном уборе девушки.

Впервые «Сулмитаида» появилась на экранах в 1970 г. в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Бег», снятом по роману Михаила Булгакова: там она остаётся в покинутом дворце главнокомандующего после побега белогвардейцев. Затем, как ни удивительно, изваяние попало на съёмочную площадку «Служебного романа»: помните, как Бубликов сладострастно взирал из-за своего стола на стройные женские ножки? Так вот сновали эти ножки как раз мимо той самой статуи.

Кадр фильма «Бег»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Бег»/ Фото: kino-teatr.ru

Дальше — больше: в фильме «Старый Новый год» Суламитиду и вовсе отправили в баню, а в картине Глеба Панфилова «Васса» по мотивам пьесы Горького статую отправили украшать зимний сад главной героини. И только в 1984 году мраморная красавица сыграла свою самую знаменитую роль — статуи, в которую влюбился романтичный помещик Алёша Федяшев. К слову, Марк Захаров выбрал именно эту статую, поскольку она, как считал режиссёр, очень похожа на Елену Валюшкину, сыгравшую роль Маши.

Кадр фильма «Старый Новый год»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Старый Новый год»/ Фото: kino-teatr.ru

8. Статуэтки кошек из «Операция „Ы“»

Котики были популярны во все времена. В советских квартирах нередко можно было встретить фигурки кошек из керамики: они служили своеобразным символом уюта и домашнего тепла. Именно такими кошками торговал на рынке герой Георгия Вицина в «Операции „Ы“ и другие приключения Шурика». Он же позже и «усыплял» их с помощью хлороформа.

Но на этом их кинокарьера не закончилась: позже одна из этих обаятельных кошек засветилась в комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Если не верите, пересмотрите сцены в доме у Кузякиных: там бело-рыжий котик восседает на деревенской печке. Меньшов намеренно использовал этот реквизит, чтобы придать фильму тёплую домашнюю атмосферу и сделать кино более живым.

Кадр фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»/ Фото: pr scr youtube.com/Киноконцерн «Мосфильм»
Кадр фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»/ Фото: pr scr youtube.com/Киноконцерн «Мосфильм»

9. Бронзовая лошадь из «Служебного романа»

Эпизод, в котором товарищ Новосельцев на пару с общественницей Шурой тащит увесистую скульптуру коня, один из самых смешных в картине. «Симпатичная лошадка, правда?» - спрашивает Шура у героини Светланы Немоляевой, в то время как герой Андрея Мягкова едва стоит на ногах. Кстати, пот на лбу Новосельцева — самый настоящий: бронзовое изваяние весило целых 25 кг, и актёр действительно с трудом поднимал его.

Кадр фильма «Служебный роман»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Служебный роман»/ Фото: kino-teatr.ru

Настоящее название этой скульптуры — «Персей и Пегас». И это не дешёвая подделка, а реплика работы знаменитого французского скульптора Эмиля Луи Пиколя. Неудивительно, что «лошадка» была нарасхват у советских режиссёров: с её помощью они воссоздавали атмосферу богатых домов прошлого.

Например, в 1950-м скульптура стала предметом обстановки немецкого особняка в фильме Михаила Ромма «Секретная миссия». Спустя 15 лет «Персей и Пегас» оказались в «штабе белых» в фильме Владимира Назарова «Пакет». В 1971-м «коня» поместили в доме нацистского чиновника в сериале «17 мгновений весны».

Кадр фильма «Пакет»/ Фото: dzen.ru/Parnas on-line gallery
Кадр фильма «Пакет»/ Фото: dzen.ru/Parnas on-line gallery

Засветилась скульптура даже в комедии: если внимательно пересмотреть «Бриллиантовую руку» Гайдая, можно обнаружить в комиссионном магазине. В последний раз Персея с Пегасом «привлекали» к работе в 1995 году на картине Владимира Меньшова «Ширли-мырли».