Пошлины на импортные цветы до августа этого года сохранялась на уровне 5% и не менялись до сих пор с момента вступления России в ВТО в 2012-м. Поэтому почти десятилетие доля отечественной цветочной продукции на рынке не превышала 15%. И только в 2022—2023-м этот показатель приблизился к 20%. Но 80% цветов сейчас всё равно привозят из-за рубежа.
Вопрос о повышении ввозных пошлин в отношении импортных цветов российские производители поднимали с 2018 года. Ситуация обострилась в марте этого года, когда в Госдуме всерьёз задумались о том, как ограничить поток такой продукции из недружественных стран или хотя бы заставить импортёров больше платить в российскую казну. Но тогда Минсельхоз занял выжидательную позицию.
В итоге в августе стало известно о постановлении правительства РФ об увеличении пошлин с 5 до 20%, но не менее 0,3 евро за 1 кг, от таможенной стоимости для недружественных стран. Контрсанкционные меры продлятся теперь до 31 декабря 2024 года.
Речь идёт, в частности, о таких странах, как Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, вместе с Джерси, Ангильей, Британскими Виргинскими островами, Гибралтаром. В перечень входят также Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария и Япония.
При этом, по традиции цветы в РФ всегда росли в стоимости на 20—30% к таким праздникам, как 1 сентября, 14 февраля, 8 Марта и День Матери.
Разбираемся, что теперь будет с ценами, какие позиции могут исчезнуть в принципе и как меняются вкусы россиян в отношении цветов.
По оценкам экспертов, около 80% всех продаваемых в России цветов в специализированных магазинах и торговом ретейле являются сейчас импортными. По словам партнёра франшизной сети цветочных студий FMART by flowwow Евгения Понарина, из этого объема 42—43% продукции привозят из Нидерландов. Всё оставшееся приходится на Кению, Колумбию и Эквадор.
Доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге Линда Рыжих также отмечает, что традиционно цветы поставляют преимущественно из Голландии, кроме того определённые сорта также импортировались из Италии, Испании, Израиля.
— Не думаю, что география ввоза поменяется принципиально, поскольку даже эквадорские розы до сих пор попадают к нам сложным логистических путём (в том числе, через Голландию), а голландские тюльпаны из-за санкций через Белоруссию, Латвию и Литву. Ведь мало кто готов терять прибыль на российском рынке, даже недружественные страны. Я считаю, что Эквадор и Кения останутся основными поставщиками цветов в РФ, однако маршрут их следования может как-то измениться (поскольку сложная логистика с учётом увеличения ввозной пошлины), — рассуждает она.
В незначительном количестве цветочная продукция поступает из Таиланда, Казахстана, Узбекистана. Запомним важный момент про транзит через Белоруссию.
Евгений Понарин ссылается на данные исследований за 2022—2023 годы, по которым доля отечественных цветов в России выросла с 15% до 20%, что «пока существенно отличается от импорта». Как он рассказывает, самые крупные отечественные производители цветов сосредоточены в трёх регионах: Краснодарский край, Вологодская область и Подмосковье. Оставшиеся регионы также участвуют в рынке цветочного производства, но в существенно меньшем объёме.
Линда Рыжих уточняет, что российская продукция выращивается на Северном Кавказе, в Крыму, Краснодарском крае, Оренбургской и Новосибирской области (в теплицах). Сезонные цветы (пионы, например) поставляются Подмосковья и Ленинградской области.
Здесь стоит вспомнить, что накануне 8 марта 2024 года власти Ленобласти бодро рапортовали о поставке в торговые сети первой партии селекционных тюльпанов, выращенных из отечественных, а не голландских луковиц. Нехватка импортного посевного материала как раз и разогнала цены на этот вид цветов в начале весны.
В Волховском районе Ленобласти находится и крупный розарий на северо-западе АО «Новая Голландия». Его продукцию теперь можно встретить практически во всех крупных торговых сетях.
В отношении прогнозов цен на цветы участники рынка высказываются крайне аккуратно.
По данным Линды Рыжих, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года цены выросли в разной степени.
— Увеличились затраты на перевозку, на удобрения из-за санкций. Всё это негативно сказалось на стоимости продукции. Разброс изменения цен от 5 до 25% за год, — отмечает она.
В пресс-службе маркетплейса цветов и подарков Flowwow сообщили, что в среднем стоимость одного букета цветов в России увеличилась на 20% . Она составляет сейчас 3658 рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
— При этом в Петербурге средний чек за букет вырос на 17% и составил 3468 рублей. Например, средняя стоимость авторского букета в Северной столице составила 3405 рублей (+4%), цветов в коробке — 3300 рублей (+9%), — рассказали там.
Председатель Национальной ассоциации цветоводов, глава совета директоров АО «Новая Голландия» Алексей Антипов заверил, что цены на цветы российского производства практически не изменилась, а на иностранные… тоже пока глобально не скачут вверх.
Дело в том, что особо хитроумные поставщики уже давно наловчились, а остальные сейчас «ноу-хау» активно осваивают — перебрасывать импортные цветы через Белоруссию. С ней в рамках таможенного соглашения действует пошлина в 5%.
При этом Алексей Антипов не смог ответить на вопрос: «А если цветы вырастили в Нидерландах, а затем перенаправили в Белоруссию, то чьей страной производства и поставки это продукцию считать?».
— Это вопрос к Минсельхозу, к таможенникам. У меня нет на него ответа. Я бы и сам хотел в этом разобраться. По здравой логике, это Нидерланды. Все это прекрасно понимают. Но в Белоруссии легко можно переделать сертификаты, и будет белорусская продукция с вот этой пошлиной в 5%. Сейчас мы готовим вопросы и обращения к чиновникам, чтобы они как-то разобрались в этой ситуации и навели порядок. Но понятно, что на это потребуется время, — поясняет эксперт.
Как уточняют собеседники на условиях анонимности, сертификат на одну партию в зависимости от объёмов, сроков изготовления и т.д. обходится примерно в 50—100 долларов.
По словам Алексея Антипова, некоторые участники рынка сейчас предпринимают спекулятивные попытки задрать цены на цветочную продукцию, но это явление не носит массовый характер.
— Цены поползут вверх, как минимум, на эти 15%, на которые выросла пошлина, если прикроют «лавочку» с Белоруссией, — прогнозируют собеседники.
Как отмечают Flowwow, стоимость букетов традиционно повышается к праздничным датам с высоким спросом. К ним относятся такие праздники, как 14 февраля, 8 Марта, 1 сентября и День Матери. В среднем рост цен в такие дни составляет порядка 10—30% от года к году, при этом в течение недели после пиков стоимость снижается до предпраздничного уровня.
Алексей Антипов с такими оценками не согласен. По его словам, на День знаний цветы дорожают на 10%, на 20% — к 14 февраля и Дню Матери. Наибольший скачок в стоимости в 50% происходит накануне 8 Марта. Но тогда и взлетают объёмы продаж в десятки раз.
— Основной продавец цветов к 1 сентября — это бабушки у метро, в переходах и т.д. Хотя в ценах эти бабушки теперь разбираются не хуже профессиональных ретейлеров, — иронизирует Алексей Антипов.
Примечательно, что в 2024 году россияне чаще всего заказывали монобукеты из ирисов и пионовидных роз. Спрос есть на авторские цветочные композиции, состоящие из гортензий, роз сорта Мондиаль и гипсофилы, отмечают в пресс-службе маркетплейса.
Алексей Антипов пояснить тренд готов просто: ирисы выращивать в теплицах, да и на улице в сезон намного проще и дешевле, чем розы, требующие огромных инвестиций в производство, что отражается на ценах.