Новость об отмене «всё включено» на турецких курортах в последнее время появляется на страницах мировых изданий с завидной регулярностью. На этот раз от all inclusive предложил отказаться глава ассоциации отельеров и менеджеров Средиземноморья Каан Кавалоглу.
Кавалоглу не отрицает, что Турция фактически сделала себе имя именно благодаря «шведскому столу». «Успехи, которые мы достигли, конечно, неоспоримы», — подчеркнул бизнесмен. Однако в текущих реалиях, настаивает представитель отельеров, эта система изжила себя и приносит сплошные убытки.
Турецкие СМИ тоже активно педалируют тему, утверждая, что на all inclusive уже давно жалуются владельцы отелей. Мол, максимальную выгоду из системы «всё включено» выжали, а теперь пора отправляться в «плавание к новым возможностям».
Эти заявления кажутся особенно удивительными на фоне серьёзного кризиса в турецкой туриндустрии: из-за чрезмерно задранных цен этим летом многие отели оказались полупустыми. А если учесть, что систему «всё включено» в последние годы активно внедряют и развивают другие страны, становится совсем непонятно — зачем турки так активно рубят сук, на котором сами сидят?
Система «всё включено» делает отдых максимально комфортным и беззаботным, а ведь именно комфорт нужен подавляющему большинству туристов. Это осознали даже нерасторопные российские отельеры: пару лет назад «олл инклюзив» начали внедрять в отелях Сочи и Анапы. Спрос на услугу превзошёл все ожидания: многие туристы даже впервые предпочли отечественный курорт привычным Турции и Египту. Без накладок, конечно, не обошлось — так, в прошлом году многие туристы жаловались на скудный выбор еды и несвежие блюда — но это скорее досадное исключение из правил.
Не так давно «шведские столы» появились и в любимом россиянами Дубае. Некоторые роскошные отели вроде Rixos теперь предлагают гостям полный спектр услуг: изысканные блюда, премиальные напитки, множество развлечений и анимацию.
И даже бедная Абхазия не отстаёт: в последние годы здесь активно развиваются отели, работающие по системе «всё включено». Вот уже второй сезон подряд отдыхающие могут наслаждаться безлимитными напитками и разнообразными блюдами в Гагре и Пицунде ничуть не хуже, чем в Аланье или Сиде. Многие отели предлагают не только питание, но и экскурсии, спортивные развлечения и спа-процедуры.
На первый взгляд намерения турецких отельеров отказаться от «олл инклюзива» выглядят как прямой путь к самоубийству. Сложно понять, зачем резать курицу, несущую золотые яйца? Вот и советник мэра Антальи по туризму Осман Айык в беседе с РИА Новости признал, что Турция едва ли сможет полностью отказаться от системы «всё включено» — просто появится больше разных программ питания, которые будут лучше соответствовать предпочтениям туристов, а отелям позволят экономить деньги.
С ним согласен турецкий экономический обозреватель Мустафа Реджеп Эрчин: он предупредил, что с отказом от «олл инклюзива» Турция автоматически потеряет большую часть туристов из России. А в нынешних условиях, когда отели Антальи и Кемера и без того стоят полупустые, равносильно полному банкротству отрасли.
Такого же мнения придерживается эксперт по туризму, генеральный директор туристической компании «Хоттей тур» Николай Мельник.
— Это однозначно, стопроцентно станет ударом по турецкому туризму, именно по привлечению российских туристов. Российский турист начнёт думать, лететь ему в Турцию, либо лететь ему в Египет? И только по одной причине — потому что там перестали предлагать «олл инклюзив», — рассуждает эксперт.
Однако при всём этом, признаёт Николай Мельник, альтернативу Турции найти крайне сложно, ведь она идеальна для семейного отдыха. Недаром семьи с детьми составляют около 75% от общего туристического потока из РФ:
— Я как многодетный отец — у меня трое детей — прекрасно понимаю, что для меня лучшей страны, чем Турция, к сожалению, нет.
Причины, пояснил в беседе с 78.ru глава турфирмы, достаточно банальны:
— Во-первых, это цена вопроса. Во-вторых, я буду знать, что мои дети будут купаться, плескаться, есть, что хотят, когда угодно, у них будет какая-то анимационная программа, они будут заняты.
Семьи с детьми — это именно то, на что сейчас делают ставку турецкие отельеры, заметил Николай Мельник. Об этом говорит хотя бы то, что большинство «эдалт онли» отелей в Турции в этом году изменили свою концепцию на семейный отдых:
— То есть были отели, которые изначально принимали только взрослых. А в этом году очень большое количество таких отелей разрешили заселение с детьми.
Вице-президент АТОР Артур Мурадян сомневается в том, что отмена системы «всё включено» серьёзно напугает туристов из РФ и заставит их массово отказаться от отдыха в Турции. Он уверен, что эту страну люди выбирают не только из-за формата all inclusive.
— В Турцию самая большая география полётов, там огромное количество различных отелей, совпадение по климатическим требованиям, — заметил эксперт в беседе с 78.ru.
То есть в плане недорогих летних пляжных направлений у Турции не сказать чтобы было много конкурентов, добавил Мурадян — по сути, только Арабские Эмираты и Египет.
С ним отчасти согласен и Николай Мельник: он предполагает, что часть россиян, особенно со скромным достатком, переключится на Египет или, как вариант, на Тунис, считает эксперт. А вот Эмираты, полагает эксперт, едва ли составят конкуренцию Турции, поскольку пока «олл инклюзив» там предлагают не более 5% отелей. Другие же страны вроде Кубы расположены слишком далеко, да и бюджетными их никак не назовёшь.
Впрочем, едва ли турки действительно решаться выстрелить себе в ногу, полагают специалисты.
— Основной процент всех потребителей, всех клиентов и гостей отелей в летний период это русские, — напомнил Николай Мельник. — И если даже они изменит тип питания с «всё включено», например, на полупансион (завтрак плюс ужин), то потеряют значительное количество гостей, которые уже привыкли к «олл инклюзиву».
Однако некоторой трансформации «шведский стол», по мнению эксперта, всё же может подвергнуться. Систему «всё включено» не отменят, но могут модифицировать, чтобы сократить издержки. Тем более что некоторые изменения уже были успешно протестированы во время пандемии коронавируса, когда в отелях еду раздавали сотрудники.
— То есть не было такого муравейника, когда турист подходит и самостоятельно накладывает себе еду. Был отдельный сотрудник отеля ресторана, который накладывал туристу еду в определённом количестве и выдавал ему тарелку с этим количеством еды.
В такой ситуации, пояснил наш собеседник, турист просто не может положить себе на тарелку гору еды, половину которой всё равно не съест. Владельцы отелей сразу заметили серьёзную экономию, а многие даже ввели дополнительный тип питания — «всё включено, а ля карт»:
— Это когда вы не ходите к шведскому столу и сами набираете, а когда вы по меню себе заказываете, а вам приносят то, что вы запросили.
Специалист также с иронией прокомментировал слухи о том, что многие россияне жалуются на плохое питание в турецких отелях в этом году. Николай Мельник уверен, что невкусная еда и скудный выбор блюд никак не повлияют на поток наших туристов — лишь бы было дёшево:
— Вот у нас прям люди не поедут, потому что там плохо кормят! Да никогда в жизни. У нас основной фактор для людей — это цена. Дайте нашему человеку маленькую цену на «всё включено», и он полетит туда сломя голову.
Эти слова подтверждает и глава АТОР: жалобы со стороны туристов действительно есть, однако уменьшения спроса на туры не наблюдается. Тем не менее, по мнению Артура Мурадяна, было бы неплохо ввести в турецких отелях какие-то минимальные стандарты питания.
Сколько бы ни ругали Турцию, все эксперты сходятся в одном: в плане соотношения цена-качество Сочи, Анапе и Геленджику пока что до Антальи или Мармариса, к сожалению, как до Луны пешком. Так, тур в Анталью на неделю на двоих с вылетом из Петербурга и питанием «всё включено» этим летом можно приобрести всего за 80 тыс. рублей. А аналогичный отдых на российских курортах обойдётся туристам примерно в четыре раза дороже.
А если турки ещё и отменят систему «всё включено», то можно будет ждать прямо-таки фантастического обвала цен. По примерным прикидкам Николая Мельника, отдых в Турции в таком случае может подешеветь чуть ли не на 50%.