К тому, что с 2020 года красная рыба только дорожает, многие уже привыкли. Сначала речь шла о разрыве логистических цепочек из-за пандемии, а с февраля 2022 года цены разогнали всем известные геополитические обстоятельства.
Теперь в Госдуме обеспокоены тем, что для россиян может вырасти и стоимость такого любимого народного продукта, как консервы «килька в томате» и одного из обязательных блюд на Новый год — шпрот.
Для возможного подорожания такой продукции сложился комплекс причин. Так, в 2022 году было принято решение об увеличении ставок сбора за вылов кильки и другой небольшой рыбы, используемой как сырье для шпрот, на 650% — с 20 до 150 рублей за тонну. Одновременно выросли затраты на содержание рыболовецкого флота, зарплаты сотрудникам таких предприятий и переработчикам, дизельное топливо и т.д.
Чтобы избежать роста цен, парламентарии и предложили скорректировать в сторону уменьшения сборы на вылов кильки и другой мелкой рыбы до 50 рублей с 1 марта 2025 года на законодательном уровне.
С доводами народных избранников не согласны в кабмине: там считают, что в инициативе нет полного финансового-экономического обоснования.
Сейчас в России кильку ловят в Балтийском, Чёрном и Каспийском морях. Знаменитые латвийские шпроты остались лишь в продуктовых сетях премиум-сегмента. В Петербург везут в основном именно консервы, изготовленные из выловленного сырья в Балтийском море, в том числе, в его восточной части в Финском заливе на территории Ленобласти. Между тем, чиновники 47 региона хотя и заверяют, что состояние водных биоресурсов оценивается как стабильное, но констатируют: той же рыбы, идущей на шпроты, по итогам пяти месяцев этого года было выловлено меньше, чем рассчитывали раньше. А это тоже может взвинтить цены, отмечают эксперты.
Как рассказал заместитель руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Семён Русанов, с начала 2024 года в целом по СЗФО с учётом всех водоёмов было выловлено 40 тыс. тонн рыбы.
Так, на Балтике, например, добыли 28,3 тыс. тонн, в Финском заливе — 4100, в Ладожском озере — 3300.
— Состояние биоресурсов в СЗФО оценивается как стабильное, и оснований для изменений в негативную сторону не имеется, — подчеркнул Семён Русанов.
Он напомнил, что брендом Ленобласти, в частности, является корюшка и миноги, они любимы горожанами и туристами.
— Знаю, что даже на Камчатке, несмотря на что, у них есть зубатка, они очень просят, чтобы была возможность попробовать питерскую корюшку. Поэтому наша рыба достойна, в хорошем состоянии, вкусная и полезная, — заверил чиновник.
Вместе с тем, в целом в РФ в 2023 году добыто 5 млн 300 тыс. тонн.
— Наша цифра по СЗФО относительно мизерная, но мы заинтересованы в увеличение объёмов и субсидирования отрасли, — признал Семён Русанов.
Как уточнил заместитель председателя Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Александр Варенов, за пять месяцев этого года в 47-м регионе было выловлено порядка 12 тыс. тонн рыбу. В основном это — салака, килька, треска, камбала.
При этом по итогам 2023 года в Ленобласти выловили 23 тыс. тонн рыбы.
— Это практически на уровне прошлого года, несмотря на то, что рыбопромысловная обстановка в этом году была достаточно сложная.
И мы планировали добыть больше шпрота, но вот, к сожалению, мы добыли сейчас шпрота несколько меньше, чем было запланировано в начале года. Зато по салаке на 15% превысили уровень прошлого года. Корюшки в Финском заливе добыто порядка 650 тонн, в прошлом году было 710.
Это тоже несколько меньше, но это достаточное количество корюшки, которая поступила на стол и горожанам, и жителям Ленинградской области, и в другие регионы, — отметил чиновник.
Что конкретно Александр Варенов подразумевает под сложной рыбопромысловной обстановкой, он не разъяснил. Однако затем вскользь упомянул аномальные погодные условия 2024-го.
Как напоминают эксперты, сейчас кильку, а также другое сырьё для шпрот, в России добывают в Балтийском, Чёрном и Каспийском морях. Шпроты из недружественных балтийских стран пропали из дискаунтеров и магазинов эконом-сегмента, такая продукция осталась лишь в премиуме.
Как поясняет независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, балтийскую кильку добывают в основном в Калининградской области.
— Раньше это была и Прибалтика. Шпроты оттуда, знаменитые рижские шпроты, и сейчас есть, но точно не в массовом сегменте. Иногда замороженную рыбу везут на предприятия в Центральной части России. Там её размораживают, консервируют и уже везут по магазинам, — поделился эксперт.
Как разъяснил Михаил Лачугин, черноморскую кильку добывают в Крыму, в Краснодарском крае и в Ростовской области. Там и располагаются перерабатывающие заводы.
Каспийскую кильку ловят в Астраханской области.
— Но её пока мало, потому что популяция за последние годы резко сократилась и только сейчас она начала восстанавливаться. Несколько лет назад доходило до того, что кильку с Чёрного моря привозили на рыбоперерабатывающие заводы Астраханской области, и там её фасовали, чтобы предприятия продолжали работать. Сейчас балтийская килька есть уже, есть и каспийские шпроты, но пока это не такой массовый продукт, как черноморская и балтийская, — констатировал Михаил Лачугин.
Как подчёркивают собеседники, все понимают, почему могли возникнуть проблемы с выловом черноморской кильки.
Как рассказывает совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский, пока поставщики о повышении цен на консервы «килька в томате» и шпроты не уведомляли, но никто не знает, что будет происходить дальше.
— У сетей эконом-сегмента рыбные консервы никогда не были ключевой статьёй доходов. Продажи тех же шпрот росли лишь в зимний период. Тогда они формально и дорожали, но сети делали скидки, — отметил он.
Между тем, как считает заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Петербурге Александр Дмитриев, основания для роста стоимости кильки и шпрот помимо размера сбора есть.
— В 2024 году из-за сложной промысловой обстановки на Балтийском море объём вылова меньше, чем в прошлом на 12%, что ведёт к росту цен на исходное сырьё. Кроме того, достаточно сильно выросли затраты на дизельное топливо, а также расходы на заработную плату рыбаков. Наконец, планируется введение маркировки консервов, что также приведёт к дополнительным издержкам на закупку необходимого оборудования. Эти причины, скорее всего, приведут к повышению как отпускных, так и розничных цен, — полагает эксперт.
По словам собеседников, маркировка взвинчивает цены примерно от 10 до 20%. Сейчас она тестируется в качестве эксперимента до 31 августа этого года. Но с 1 декабря 2024 она станет обязательной.
Руководитель экспертно-юридической службы Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Татьяна Суетова отмечает, что решение покупать ли консервы впрок, каждый должен принимать самостоятельно. Однако такую продукцию точно нельзя употреблять в пищу по истечению её срока годности. Оптимальный вариант — употребление консервов в течение года с момента изготовления, дальше они начинают утрачивать свои вкусовые качества.