Экономика
09:491 июля 2024

Копим, а не тратим: зачем мы покупаем ненужное и как на этом сэкономить

У каждого должна быть финансовая «подушка безопасности» — сумма, которая может спасти в момент потери работы или непредвиденных сложностей. Однако создать её для многих не так-то просто, ведь чтобы откладывать средства в «подушку», нужно урезать себя в тратах. Но действительно ли это необходимо? В том, как сэкономить на повседневных неочевидных расходах, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com, freepik.com/aleksandarlittlewolf, pixabay.com, flaticon.com/Smashicons

Привычки вредные и не очень

Первая и часто недооценённая статья расходов, от которой можно и нужно избавиться, чтобы сэкономить, — это вредные привычки. Главными среди них являются курение и алкоголь. Даже если оставить в стороне заботу о здоровье, регулярное потребление табака и алкогольных напитков выливается в кругленькую сумму.

— Пачка нормальных сигарет стоит около 250 рублей, а в неделю умеренный курильщик может выкурить три пачки, за год выходит 27 тыс. рублей, благодаря чему вы можете получить онкологию, — напомнил в разговоре с 78.ru историк экономики, маркетинг-специалист, управляющий партнёр репутационного агентства Dragons.media Сыдып Бальдруев.

Таким образом, мало того что немалое количество средств уходит «в никуда», так ещё и вместо них человек получает вред здоровью, который иногда бывает необратимым.

— Алкоголь — это тоже очень дорого, а вдобавок и бессмысленно, так как во время загула тратится множество средств, и несколько дней потом человек испытывает дискомфорт, теряет работоспособность, — добавил эксперт.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

В России с 1 июля повышаются минимальные розничные цены на крепкий алкоголь: цена водки вырастет до 299 рублей, коньяка — до 556 рублей, бренди и рома — до 403 рублей за 0,5 л. Поэтому стоимость «загула» поднимется ещё больше, и чем чаще они будут происходить, тем больше денег человек на них потратит.

Пристрастие к курению часто вызывается маркетингом, отметил Сыдып Бальдруев: образы курящих «гламурных ковбоев» или изящных блондинок тиражируются кинематографом, хотя сегодня в России такой демонстрации стало значительно меньше. А вот тяга к алкоголю объясняется другими причинами.

— Как показывают исследования, подобного рода зависимости зачастую являются реакцией на отсутствие нормальных форм досуга и лень — чтобы выбраться на тот же спорт, нужна форма, абонемент в спортзал, какой-то инструктор, чтобы не получить травму. Чтобы заниматься тем же рисованием или игрой на пианино, также нужны средства и фантазия, в то время как алкоголь вроде бы дёшев и прост в применении — открыл, разлил, выпил и так до отключки, — констатировал эксперт.

Однако не только вредные привычки могут быть причиной излишней траты средств, которые можно было бы сэкономить и отложить «на чёрный день» или хотя бы на желаемую покупку. Неожиданно, но таковыми могут выступать и, казалось бы, полезные привычки — например, траты на спортзал. Происходит это в том случае, если люди ограничиваются покупкой абонемента, не понимая, как им распорядиться, указал Сыдып Бальдруев.

— Люди <…> покупают билет в зал, но, походив немного, перестают заниматься потому, что не знают, как правильно там орудовать, особенно среди кучи непонятных машин. Поэтому если вы желаете заниматься — готовьте средства и ещё на три месяца занятий с физруком, чтобы вас могли научить, подготовить программу тренировок, чтобы вы могли с пользой для организма поддерживать себя в тонусе. Иначе через несколько дней ваш абонемент будет пылиться на полке, и вы пополните огромный ряд жертв маркетинга, решивших, что купить абонемент — это круто, но не удосужившихся понять, как это работает, — отметил эксперт.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Заниматься физкультурой важно, как и поддерживать себя в форме, это необходимые инвестиции, чтобы в будущем не столкнуться с необходимостью вложений в лекарства, добавил Сыдып Бальдруев. Однако любая инвестиция должна работать, то есть приносить пользу в будущем. Купленный и брошенный на полку абонемент в спортзал пользу не принесёт.

— Деньги — это универсальный товар для одних и энергия для других. Однако что товар, что энергию необходимо расходовать грамотно и без расточительства, — резюмировал эксперт.

Повседневные траты

Однако даже если человек не тратит средства на вредные привычки, а в форме себя поддерживает благодаря домашней зарядке и занятиям на спортплощадках во дворе, у него всё равно остаются расходы, которые можно было бы оптимизировать без ущерба для уровня жизни. И это — обычные повседневные покупки, которые совершаем мы все.

В повседневной жизни поводов сэкономить больше, чем кажется на первый взгляд, отметила в беседе с 78.ru кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Екатерина Малевская-Малевич. Начать следует с анализа своего бюджета.

— Если регулярно анализировать бюджет своих месячных трат, достаточно просто выявить статьи, на которых можно сэкономить. Ну и основное правило — доходы должны всегда превышать ваши расходы! — напомнила эксперт.

Хорошим поводом задуматься о составе повседневных трат является концепция осознанного потребления, указала она.

— Всё ли, что мы потребляем, приносит нам пользу и удовольствие? Например, питьевую воду можно брать с собой из дома, не покупая каждый раз в магазине. Это не только экономия, но и сокращение использования одноразового пластика, так же как отказ от пластиковых пакетов в пользу сумки-шоппера, — отметила Екатерина Малевская-Малевич.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Пластиковые пакеты в магазинах стоят около 9 рублей, бутылка воды 0,5 л — около 35 рублей. Если в среднем обычный человек посещает магазин раз в два дня и берёт один пакет каждый раз, только на пакетах можно сэкономить более 1500 рублей в год. Экономия же на покупке воды, если её брать в магазине хотя бы раз в неделю, приблизится за год к 2000 рублей.

В масштабе года эти суммы не впечатляют, однако если скрупулёзно подсчитать, сколько средств уходит на подобные незаметные и незначительные траты по каждой категории расходов, они становятся значительно приличнее.

Например, в современном мире крайне распространён такой инструмент, как подписки. Подписаться можно на всё — от онлайн-кинотеатров до музыкальных сервисов, от СМИ до тарифов мобильных операторов. Стоят они, как правило, недорого (например, минимальный тариф «Яндекс.Плюс» стоит всего 299 рублей в месяц), однако если их много, ежемесячные траты на них также следует подсчитать и оценить. В том числе нужно обратить внимание на «скрытые» подписки, которыми часто грешат мобильные операторы и банки.

Есть и другие типы подписок — те, которые позволяют получать кешбэк или получить скидку, отметила Екатерина Малевская-Малевич.

— Сейчас существует множество различных платных подписок, которые дают скидку или начисляют баллы за покупки. Несмотря на то что они платные, экономия может существенно превышать стоимость подписки. На подписки часто бывают скидки, некоторыми можно пользоваться совместно с друзьями и родственниками, — пояснила она.

И здесь необходимо также внимательно посчитать, насколько это выгодно конкретному человеку, и отказаться от подобных трат, если они превышают итоговый выигрыш.

Почему мы покупаем ненужное

И, наконец, ещё одна распространённая категория ненужных трат — «захотелось». В момент, когда человек заходит в магазин, он не собирается приобретать ничего ненужного, однако, проходя мимо полок, он «цепляется» взглядом за разные товары и в итоге покупает больше, чем планировал. Это касается и продуктов, и одежды, и других вещей.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Причины таких покупок в беседе с 78.ru объяснил клинический психолог Артём Тараянц.

Первой причиной он назвал компульсивное поведение, при котором человек бессознательно стремится повторно прожить какое-то значимое для него чувство или психосоциальное состояние.

— Допустим, когда-то в детстве девочка очень хотела, чтобы у неё была кукла, как у её подруги, а родители ей не покупали. И в результате она столкнулась с тяжёлыми переживаниями собственной ущербности. А через несколько лет она купила себе юбку, которую хотела бы иметь её подруга, и почувствовала своё превосходство над ней. В результате может произойти бессознательная фиксация чувства социального превосходства и покупки. В дальнейшем эта девушка может сталкиваться с неконтролируемым желанием купить что-то дефицитное каждый раз, когда будет ощущать свою социальную ущербность. И эта фиксация может сохраняться на долгие годы, проявляясь при любом социальном стрессе, — объяснил Артём Тараянц.

Второй причиной выступает стремление к быстрому удовольствию. Мы учимся контролировать свои желания и соизмерять их с возможностями с самого раннего возраста, однако не у всех в итоге получается это сделать.

— Примерно с трёх до пяти лет родители должны научить ребёнка критически относиться к своим желаниям и соотносить их с текущей ситуацией. Ребёнок естественным образом хочет купить что-то вкусное или красивое каждый раз, когда заходит в магазин. Он не задумывается над тем, насколько ему это нужно. Когда он чувствует стремление обладать какой-то вещью, ему кажется, что он может быстро его удовлетворить. Достаточно потянуться к прилавку, и конфета твоя. Если родители не научили ребёнка фильтровать свои импульсы к обладанию, то у взрослого человека просто не будет необходимых фильтров, чтобы остановиться перед покупкой понравившейся вещи. И только придя домой, такой человек сможет почувствовать, что купил ненужную для себя вещь, — отметил Артём Тараянц.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Третья причина — это отсутствие контакта со своей потребностной сферой или, проще говоря, непонимание своих желаний. Человек, который не понимает, чего хочет на самом деле, становится чувствителен к внушению и убеждению, что в итоге проявляется в ненужных покупках.

— Непонимание своих желаний и потребностей делает человека уязвимым для рекламы. Такого человека просто убедить в том, что он хочет того, чего ему на самом деле не нужно. К примеру, у тщеславного человека есть потребность в признании его социальной важности, но он этого не осознает, и ему показывают рекламу, где альфа-самец надевает красивый голубой шарф и выходит из дорогой машины в пурпурных мокасинах. Если на следующий день этот человек увидит в продаже голубой шарф или пурпурные мокасины, он уже не будет сомневаться, нужны они ему или нет, он купит их не задумываясь, — констатировал эксперт.

Способ защиты от подобных проблем — глубокая осознанность природы своих желаний и потребностей, резюмировал Артём Тараянц. Только так получится уберечься от ненужных покупок и сберечь средства на то, что действительно необходимо.

ДеньгиМагазины
Новости партнеров