Мигранты придумали несколько способов, гарантирующих им получение необходимых документов в Петербурге.
Так, например, Томас приехал в Россию из Конго, закончил Политех, но возвращаться в Африку не спешит.
— Просто хочу остаться в России, чтобы работать нормально. Но надо получить российский документ, — объяснил иностранец корреспонденту.
Для мигрантов в telegram созданы специальные группы, где легко можно найти фиктивных жён и мужей, ведь это самый простой способ получить гражданство. Томас первым ответил на сообщение Екатерины. Через пару часов они уже гуляли в Александровском парке. Цветов и поцелуем не будет — девушке предложат руку и деньги. Мужчина готов заплатить 90 тыс., чтобы получить документ и развестись. Однако, всё не так просто. Паре придётся пережить несколько проверок.
— На самом деле это опасно. Может быть надзор из полиции. Они могут проверять нас, — предупредил девушку Томас.
Иностранец не знает, что такие «сделки» — это уголовное преступление. Томасу грозит депортация, а вот его «невесте» — тюрьма.
Как уточнил первый вице-президент Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Акшин, Реморенко и партнёры» Максим Реморенко, патент на работу мигрантам выдаётся на два-три года. Документ стоит около 70 тыс. рублей. С экономической точки зрения, иностранцем это выгодно.
— А те, кто покрывает незаконную натурализацию — например, липовые жёны — могут получить реальный срок — до семи лет лишения свободы, — пояснил Реморенко.
Ещё один способ получить необходимые документы — получить дополнительное образование или сдать экзамены.
Такие «услуги» оказывают в офисе на улице Красного текстильщика. Вот только экзамены здесь никто не сдаёт. Мигранты получают паспорта, патенты и вид на жительство, но не могут связать и двух слов на русском.
После визита правоохранителей, офис закрылся. Однако желающие получить сертификаты до сих пор приходят. Так, например, Игорь. Приехал из Таджикистана, но продемонстрировать свои «знания» отказался.
Другие парни из Узбекистана — Дадахан и Бабаджон — смотрят на таких иностранцев со снисхождением. Они то уже успели получить необходимые документы. Дадахан «сдавал экзамен в Уфе».
Некоторые иностранцы стоят в очередях неделями, чтобы получить разрешение на работу.
— 15 дней мы с женой здесь. Стоим каждый день, — поделился иностранец.
В толпе мигранты встречают посредников. Те предлагают «решить вопрос» быстро и дёшево, но в более неформальной обстановке.
Еще одна лазейка для иностранцев — дополнительное образование. Этот способ продвигает в интернете блогер Усмонджон Мирзомуродов.
— У кого проблемы с патентом приходите ко мне учиться я вам выдам студенческий билет и студенческую визу, — рассказывал мужчина.
Иностранцем быстро заинтересовались следователи.
На прошлой неделе силовики депортировали 9 тыс. мигрантов. Документы проверяли прямо на стройках. Работодателей наказывали рублём. За один рейд выписано штрафов на 24 млн рублей.
— Это связано с терактами, например в «Крокусе». Другое происшествие — автобус в Неве. Естественно начали проверять, насколько правильно и как зарегистрированы эти люди, — пояснил бывший следователь при генеральной прокуратуре РФ Александр Михайлов.
К слову 44-летний Рахматшох Курбонов — водитель того самого автобуса, который с пассажирами упал в Мойку, за пару лет жизни в России сумел незаконно натурализовать 10 жителей Узбекистана.
— К сожалению такая теневая инфраструктура миграции у нас устоялась — действует и включает большое количество заинтересованных лиц, в том числе недобросовестный бизнес, разного рода посредников, — объяснил эксперт по работе с трудовыми мигрантами и этническими меньшинствами Андрей Якимов.
Навести порядок в миграционной сфере пытаются и законодатели. Например, предлагают выдавать иностранцам вид на жительство или гражданство только через два года после свадьбы. Тогда натурализация через фиктивный брак просто перестанет работать. Правда уже придумана и опробована новая — ещё более изощренная схема: молодые женщины продают строчку в свидетельстве о рождении ребёнка и записывают в графе «отец» — мигранта. Кажется ДНК-тесты за счёт государства — это всего лишь вопрос времени.