Жители Петербурга продолжают жаловаться на неисправные лифты в многоквартирных домах. 78.ru разобрался, как новые программы и правила влияют на замену оборудования.
Замена одного лифта обходится в 3,5 млн рублей. В эту стоимость входят монтаж нового и демонтаж старого оборудования. Согласно данным Фонда капитального ремонта: всего в Петербурге в 2023 году заменили почти 2300 лифтов в 550 домах. В этом году планируют поменять ещё больше: уже две с половиной тысячи. Это должно свести к минимуму неприятности, связанные с электрическими подъёмниками.
На данный момент, каждый пятый лифт в России нуждается в замене. Иными словами, неисправными признаны более 83 тыс. кабин, вот только на 63 тыс. денег пока не нашли.
Эксперты в области инженерного обслуживания лифтов предложили решить эту проблему с помощью увеличения сроков эксплуатации оборудования с 25 до 30 лет. В Лифтовом союзе к таким компромиссам отнеслись настороженно.
— Чтобы было понятно, вот например, на дорогах мы не видим же автомобили, которым больше 20-25 лет. То же самое с лифтами. Их надо регулярно обновлять. Лифтовики не видят смысла делать срок эксплуатации более 25 лет, — пояснил исполнительный директор национального лифтового союза России Пётр Харламов.
С марта 2023 года Ростехнадзор перестал контролировать ввод в эксплуатацию лифтового хозяйства. Теперь за исправность подъёмников отвечает собственник. Зачастую они не эксперты в технических вопросах и руководствуются исключительно заверениями производителей. Кроме того, существуют особенности монтажа кабин, для учёта которых также требуется опытный специалист.
— У нас есть дома — особенно в Центральном и Адмиралтейском районах — где нестандартные лифтовые шахты. Они либо очень узкие, либо недостаточно глубокие. Поставить туда стандартное оборудование невозможно. Совместно с партнёрами из Могилёва мы для этих случаев разработали специальное оборудование, которое позволяет теперь лифтам соответствовать российским нормам безопасности, — объяснил коммерческий директор компании производителя лифтов Антон Весков.
На наш запрос в Минстрой — как всё-таки будет выглядеть дорожная карта по замене лифтового хозяйства, и какие финансовые инструменты планируется использовать — пришёл официальный ответ: разработка началась, запускаются «офсетные контракты». То есть долгосрочные договоры поставки со встречными инвестиционными обязательствами. Другими словами, инвестор откроет в городе новое производство, а город гарантирует, что будет покупать его продукцию в течение ближайших лет. Такой способ партнерства выгоден и власти, и бизнесу.
— Достоинство таких предложений в том, что лифты меняются в текущем году по текущим ценам. Одно из оправданий, почему сроки затянуты — в том, что мировая экономика и наша страна переживают финансовые потрясения, — подчеркнул первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.
Пока в Петербурге решают, где и кто будет производить замену подъёмников, количество несчастных случаев растёт. Так, например, жительница многоквартирного дома по улице Устинова, 8 уверена, что рано или поздно поездка в лифте закончится печально.
— Он трясётся с характерным шумом. Двери закрываются также. Они перекорёжены. Да и на этажах кабина трясётся, — поделилась петербурженка.
В такой кабине матерям с колясками приходится ездить каждый день. По-другому с верхних этажей не спуститься.
— Каждый раз конструкция эта трясётся. Скрипит. Очень страшно, особенно с ребёнком в коляске. Жаловались неоднократно. Результат? Ждите с моря погоды. Поменяем. И так уже лет пять, — подчеркнула жительница дома Юлия Рыжкова.
Как отмечает технический директор сервисной компании по обслуживанию лифтов Максим Ковалёв, главное — не паниковать. Нужно связаться с диспетчером и дождаться механика. Согласно нормативам, он должен появиться спустя полчаса.