Прямой эфир

Всплывший из Мойки секрет: как за руль петербургских автобусов попадают водители-«убийцы»

Иннокентий Майоров
16 мая, 18:31
После произошедшей трагедии на мосту через реку Мойка к общественному транспорту Петербурга возник ряд вполне логичных и очевидных вопросов. Кто отвечает за жизнь пассажиров? Как проверяют водителя и может ли за «баранкой» возникнуть сомнительный персонаж с недосыпом? Ответы оказались неутешительными.
Коллаж 78.ru: объединённая пресс-служба судов Санкт-Петербурга, МЧС Санкт-Петербурга, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», flaticon.com/Freepik

Прошла почти неделя с момента трагедии на Поцелуевом мосту через реку Мойка, когда «лазурный» автобус пробил ограждение неподалёку от Большой Морской и съехал в воду вместе с пассажирами. Чудовищное событие после себя оставило не только скорбь по семи погибшим, но и страх — может ли такое повториться?

Его подогревают продолжающиеся инциденты с техникой. Уже после трагедии, буквально накануне, 15 мая — городской «лазурный» автобус опять перепугал горожан, превратившись в гигантскую «дымовую шашку»: в компании объяснили всё попаданием антифриза на коллектор.

В причине гибели людей разбираются силовики, ведь трагедия, помимо длящейся истории с техническим состоянием автобусов, породила тревожный вопрос — знаем ли мы вообще, кто за рулём, а следовательно, кому пассажиры и мы доверяем свои жизни? Ответы получаются тревожными, если учесть, что компании, с которыми заключают госконтракты на более чем 600 млн рублей могут оказаться вообще «ничейными».

«А кто это сделал?»

Если бы в реку рухнул пустой автобус, можно было бы даже посмеяться, но погибли семь человек. И тут уже совершенно не до смеха. Более того, в контексте ситуация с перевозчиком ООО «Такси», который и выполнял «смертельный рейс» по маршруту № 262, скорее действительно пугает.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Компания выиграла конкурс на оказание транспортных услуг от СПб ГКУ «Организатор перевозок» в 2021-м году: новые контракты разбивали по отдельным маршрутам, фирма была одной из всего двух относительно небольших, кто вообще претендовал на эти деньги. Отсюда и уточнение про «выиграла» — была единственным участником с предложением в 678 млн рублей за работу на маршруте с 2022 по 2028 годы. С момента заключения договора, фирме, согласно контракту, должны были выплатить почти 152 млн рублей. Последний трансфер по ежеквартальному платежу сделать должны были в прошлом месяце — 26,9 млн рублей.

На днях следователи выяснили, что госмиллионами, по крайней мере какой-то период, формально распоряжался «человек с улицы». Гендиректор оказался подложным.

Павел Кузнецов / Фото: соцсети
Павел Кузнецов / Фото: соцсети

Руководителем организации согласно документам числится 49-летний Павел Кузнецов. Однако, по версии следствия, должность он занимал чисто номинально, не имея отношения к руководству. При этом он предоставлял в налоговую соответствующие документы, в которых был указан как учредитель. За свою фамилию в бумагах Кузнецов получал 13 тысяч в месяц. И вот тут возникает интересный вопрос — от кого «капала» зарплата?

Первый гендиректор ООО «Такси» — Татьяна Калюжная, ею она управляла ещё с момента учреждения фирмы компанией из Лихтенштейна в конце 90-х годов. Пережила директор не одну городскую транспортную реформу. Не менее интересен тот факт, что СМИ неоднократно обвиняли её в близких отношениях с городскими властями.

Татьяна Калюжная / Фото: «Интерфакс»
Татьяна Калюжная / Фото: «Интерфакс»

Резкая смена руководителя произошла в 2023-м — после известий о готовящейся продаже компании. Главным кандидатом для покупки называли «Питеравто», уточняя, что сделка сама по себе будет «безденежной» — всё оформят как дарение.

 Слышал про это, но свечку мало кто держал. Думаю, это не вынужденное решение. Может, просто пришло время уйти непобеждённой. Но подробностей мы не узнаем, это будет закрытая сделка, — цитировал «Деловой Петербург» одного из игроков рынка в 2022-м году.

При этом оказавшийся в итоге директором Кузнецов — для Калюжной не посторонний человек, как может показаться из релизов силовых ведомств. Так, например, он числится руководителем ООО «Алвас» — у компании тот же юридический адрес, что и у транспортной компании ООО «Камптраст», где Калюжная остаётся по сей день руководителем. Кстати, обе фирмы на той же улице, что и ООО «Такси». Кузнецов же пока выглядит удобным человеком, чтобы «подарить» ему фирму с годовой выручкой в 632 млн (данные за 2023 год). Кстати, с момента прихода директора-номинала, доходы компании улучшились на 43%.

Можно с определённой долей уверенности сказать, что добивался этих результатов, конечно, не Кузнецов, а компания «Питеравто». Фирмы, с одной стороны, не связаны, однако согласно данным Росстата — одна из аффилированных с ООО «Такси» компаний зарегистрирована по одному адресу с «Питеравто».

Другая связь, доказывающая, что фирма была, по сути, под управлением «большого брата» — фигура её операционного директора, Романа Юренева, который выступал перед журналистами, отвечая на вопросы о техсостоянии автобуса. Этот же человек говорил со СМИ и как представитель ООО «Вест-сервис» (другой перевозчик, который находится под управлением ТХК «Питеравто»). Именно этой фирме и принадлежал рухнувший в реку автобус.

Роман Юренев / Фото: 78.ru
Роман Юренев / Фото: 78.ru

Кроме того, на Юренева зарегистрированы несколько компаний, разные региональные ответвления «Сити транспорт групп», с одним юридическим адресом — шоссе Революции, 58а. Заходим на сайт «Питеравто» и находим его — там находится площадка «Энергетиков», на профильных ресурсах иногда называют её «Полюстрово».

Коллаж: 78.ru
Коллаж: 78.ru

В Следственном комитете уже сообщили о том, что будут проводить комплексную проверку перевозчика.

— Назначены необходимые экспертизы, в том числе техническая, которая позволит установить состояние транспортного средства. Проведены обыски в компании «Такси», изъята и изучается документация, связанная с этой деятельностью. Допрошены руководящие сотрудники фирмы, диспетчер и иные ответственные лица, — сообщили в СКР ещё 11 мая.

Учитывая вышеописанное — можно ожидать, что проверка затянется.

Кому доверили миллионы и жизни

Фальшивый гендиректор находится под подпиской о невыезде, к нему пока претензии только из-за того, что притворялся руководителем. По факту жуткой аварии возбудили дело по части 3 статьи 238 УК РФ «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — виновникам грозит до 10 лет колонии.

Фото: пресс-служба СКР
Фото: пресс-служба СКР

Пока «кандидатов» в эти виновники двое. Во-первых, водитель — Рахматшох Курбонов — отправлен под арест на два месяца. Во-вторых, начальник автоколонны ООО «Такси» Джахангир Адалет оглы Халилов. Словосочетание «этническая банда» начинает крутиться на языке не только из-за фамилий задержанных. Выяснилось, что водитель, который, к слову, в Таджикистане получил юридическое образование, помогал перебираться в Россию землякам. Его подозревают в фиктивной постановке на учёт десяти приезжих с февраля по март 2024-го. Могли ли Курбонова попросить зарегистрировать друзей, например, коллеги, которые потом этих же людей принимали на работу?

Фото: t.me/SPbGS
Фото: t.me/SPbGS

С водителем, в целом, понятно. Касательно же претензий к начальнику автоколонны Халилову — его обвиняют в том, что он выпустил человека на работу после ночной смены, не задавшись вопросом, а как тот будет водить. Его защита «валит» всё на управлявшего автобусом, говоря, что виноват только он, ведь нарушил правила ПДД.

Фото: t.me/SPbGS
Фото: t.me/SPbGS
 Все они там по две смены — они на грани все усталости, восприятие снижается и можно просто не среагировать. Остроты восприятия нет и можно неадекватно повести себя,  ответил на вопрос 78.ru автоэксперт Станислав Рахимов.

Однако есть и другой аспект ответственности — а кто контролировал работу данной организации? ООО «Такси» с «левым» гендиром ведь продолжало работать по госзаказу. Документ (приложение № 11 к контракту, если быть точным) говорит однозначно — за исполнением следит заказчик, то есть СПб ГКУ «Организатор перевозок».

«За» подписание контракта с единственным поставщиком, ООО «Такси», проголосовали четверо. Валентин Енокаев, занимавший тогда должность первого зампреда Комитета по транспорту, Сергей Бухаров, начальник отдела комитета по госзаказу, Иван Богомолов, ведущий специалист отдела того же комитета и, наконец, нынешний директор ГКУ «Организатор перевозок» Вадим Арсеньев.

Фото: сайт госзакупок
Фото: сайт госзакупок

Не сообщалось, возникли ли вопросы у силовиков к чиновникам в рамках «комплексной» проверки, однако в СМИ уже просочилась информация о том, что господин Арсеньев после трагедии резко засобирался уйти в отставку. Положить «рапорт» на стол он намеревается до конца мая. Правда, связывают это не с произошедшим на Мойке, а с банальным истечением сроков трудового договора.

— В настоящее время Арсеньев Вадим Олегович исполняет обязанности директора ГКУ «Организатор перевозок». Слухи не комментируем, — заявила пресс-служба ГКУ.
Вадим Арсеньев / Фото: orgp.spb.ru
Вадим Арсеньев / Фото: orgp.spb.ru

«Горящие» путёвки

Тут стоит сделать ответвление — хотя основной версией и считается «человеческий фактор», поломку исключать нельзя. В частности, задержанный водитель Курбонов утверждает, что заметил проблемы с тормозами за два часа до рейса. В суде водитель рассказал, что 10 мая пришёл на работу и ему предложили три автобуса: он взял первый и заметил проблему с поворотником. Ехал на шоссе Революции, чтобы сдать транспорт на ремонт, когда ему позвонили и сказали взять другой автобус. Как утверждает водитель, при нажатии педали тормоза происходила небольшая задержка, Курбонов в аварии обвиняет именно эту неисправность.

Полностью отмести его версию не получается из-за контекста: технические проблемы с «лазурными» фиксируются с завидной регулярностью. Инцидент с «парением», который был накануне, абсолютно теряется на фоне постоянных сообщений о задымлениях и возгораниях.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Например, 10 апреля такой инцидент произошёл на углу проспекта Ветеранов и улицы Пограничника Гарькавого — перевозчик в итоге уточнил, что автобус не загорелся, произошла разгерметизация газового баллона. Летом 2023-го, когда сообщения о «пламенеющих» машинах появлялись чуть ли не каждый день, писали, что за год насчитали не менее двух десятков «самовозгораний» и других подобных случаев.

Однако по представленным перевозчиком данным, съехавший в Мойку автобус был технически исправен и его проверяли перед выездом.

— Видно, что водитель ни на что не отвлекался, никто к нему не подходил. Единственное, на что я хотел бы обратить внимание, у него в обоих ушах наушники — возможно, он что-то слушал, и что-то осталось за кадром, что помешало ему, отвлекло. Ещё хотел бы обратить внимание на то видео, которое вчера все видели: 20 секунд, как минимум, перед тем, как автобус появляется на набережной, и 20 секунд после, ни одна машина не появляется, кроме этого автобуса. Это говорит о том, что никакой другой участник движения ему помешать не мог, — проанализировал представитель общественного совета по развитию такси по Петербургу и Ленобласти Андрей Белов видео из салона рухнувшего в реку автобуса.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Эксперт отметил, точный ответ в причинах даст только следствие. Пока результаты следственной экспертизы автобуса не разглашались.

Не ошибка. Это и есть система

Впрочем, даже если выяснится, что беда случилась из-за техники — это не снимает вопросов о квалификации, подготовке и просто нормальному самочувствию водителей петербургских автобусов. «Горящие» машины — это очень неприятно, но в этих эпизодах жертв почти не бывает. Другое дело, когда «человеческий» фактор уносит жизни людей.

Нельзя не вспомнить печальный эпизод, который произошёл 24 января этого года. Тогда «лазурный» автобус влетел в толпу людей на пересечении улиц Наличной и Беринга. Четверо отправились в больницы в тяжёлом состоянии, всего пострадали шесть человек, включая 16-летнего подростка.

Фото: vk.com/Живем на Васильевском
Фото: vk.com/Живем на Васильевском

В МВД заявили, что ДТП связано с состоянием здоровья водителя — на кадрах из салона, оказавшихся в распоряжении 78.ru, видно, что 59-летний мужчина на мгновение потерял концентрацию (вероятно, задремал) и в этот момент автобус направился на «таран» пешеходов. Это был маршрут № 152, который тоже обслуживается частной фирмой, ООО «Домтрансавто». Водитель до сих под арестом и пробудет там по меньшей мере до конца июня. Следствие всё ещё разбирается в деталях январского ДТП.

Получается, что после череды инцидентов контроль в отрасли не усиливали — иначе как объяснить наличие «липового директора», которому никто не задавал вопросов. Если мы допускаем, что фактическое управление ООО «Такси» находится в руках у «Питеравто», то вопросы к тем, кто им доверился возникают сами собой.

Помимо того, что вся схема руководства компанией «мутная», ещё в «маршруточные» времена название фирмы всплывало в городских историях про ДТП с общественным транспортом. Кроме того, у компании даже в этом году возникли проблемы. В Петербурге они формально не выполняют никаких перевозок по госконтрактам сами (только фактически входящие в холдинг ООО «Вест-сервис» и ООО «Такси»).

При этом «причастна» фирма к транспорту по всему Северо-Западу и за его пределами – например, работает в Новокузнецке. Там в октябре сообщили о том, что мэрия разрывает часть контрактов с перевозчиком, при этом в соцсетях проскакивали слухи, что из-за «мигрантского вопроса». Ну и так, к слову, у ООО «Такси» за два года работы в городе штрафов на 3,6 млн рублей (23 случая деятельности «с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией») — не очень похоже на «идеальную среду».

Зато процедуры медосмотра в ООО «Такси» вольготные. Во всяком случае именно так эту процедуру описала одна из сотрудниц фирмы в разговоре с 78.ru.

 У нас есть группа риска, мы постоянно их обследуем, измеряем давление. А так, у кого жалоб никогда нет, я спрашиваю: «Как самочувствие? Выспались?» Отвечают: «Да, выспались»,  сказала она в разговоре, отметив, что Курбонова на линию не выпускала, был выходной, но водитель был из тех, кто никогда не жаловался.

Нашлась и сотрудница по имени Айнур, которая осматривала водителя в тот день. По словам сотрудницы, он был трезв, что и проверяют, а вот спал ли — вопрос другой, проверять это у неё «нет полномочий». Более того, женщина добавила в разговоре:

— У меня нет этих полномочий. К сожалению, если бы было разрешено, если бы он мне об этом сказал, я бы его не пустила бы на работу, — заявила Мирзаева.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Опасения подтверждают и другие люди, находящиеся внутри системы — трагедия могла стать закономерным результатом разницы в работе водителей муниципальной и частной компаний, о которой 78.ru рассказал источник в отрасли. Приходя в государственную контору, человек, помимо медпроверок, которые у частников «полегче», сталкивается с долгой стажировкой, когда новичок катается с инструктором. В фирмах без госуправления такой практики, как правило, нет — люди на линию выходят просто посмотрев на план маршрута.

Но «дьявол» затаился в другой детали — системе оплаты. Как пояснил 78.ru водитель Сергей (имя изменено) работавший в петербургских перевозках и на государство, и на «дядю», у частников считаются «круги» (полностью проделанный маршрут), а в государственных — время. И эта разница создаёт пропасть между качеством работы.

 Допустим, ты едешь на автобусе, у тебя есть «круг» — к примеру, делаешь его за час. Ты едешь, после каждого «круга» — 20 минут перерыв на отдых водителя, потом обед, потом опять 7-8 кругов. Если в государственном парке ты едешь и пробка, какая-то авария, дорогу перекрыли и ты не успеваешь на свои 20 минут, выходишь за время «круга», то тебе оплачивается это дополнительно. В частных парках платят по графику, а что на самом деле — неважно. Иногда график составлен так, что приходится гнать и гнать, чтобы успеть. Водители иногда несутся как сумасшедшие, не потому что они весёлые ребята и любят скорость, а чтобы успеть за циферками в графике. <…> У тебя время обеда, а ты в пробке и ещё круг не сделал, потому что на всех опаздывал — значит, сегодня без обеда, потому что вместо него ты едешь завершать,  объяснил специфику коллег водитель.

Это если не вспоминать про унизительную для водителей «туалетную» проблему, которую поднимали неоднократно: на части маршрутов, которые обслуживаются частными компаниями, не оборудованы туалеты.

 Никто этот вопрос не решает. Как водитель может находиться за рулём 14 часов без туалета? При этом если в кустики отбежишь и кто-то поймает, снимет — штрафуют они с радостью, конечно,  посетовал на ситуацию водитель Сергей.

Можно ли удивляться недосыпу сотрудника при такой системе?

Законодательная «яма» с шипами

Скорее можно удивляться, что такие случаи носят исключительный характер, а не происходят каждый день. Особенно учитывая дополнительные пояснения.

 У меня нет точной информации, но кто-то говорил, что этот человек не мог устроиться к городскому перевозчику и пошёл работать туда, где более «лояльно» относятся. Нужно сделать так, чтобы работа водителей контролировалась также, как и в СПб ГУП «Пассажиравтотранс»,  объясняет поставленную законодательную задачу депутат Сергей Цивилёв в разговоре с 78.ru.

Сейчас же ситуация такая, что в Комтрансе создали портал, где видно каждый городской автобус, однако при этом они толком не знают, кто внутри — мониторинг состояния водителей организаций не ведётся. Следить должна сама компания, которая, во-первых, по определению хочет сэкономить, во-вторых, как мы уже разбирали выше — а с кого, простите, там спрашивать? Подложного гендиректора, первого гендиректора, операционного директора от «управляющей организации»?

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Напрашивающееся решение — сделать всех водителей государственными — не сработает, как считает депутат Цивилёв.

 Думаю, их слишком большое количество и мы не справимся. Это исторически получилось после 90-х, что у нас есть крупные частные перевозчики, такие как «Третий парк», у которых персонала более тысячи человек. И этих увольнять вот так нельзя и с чистого листа. Их надо просто жёстче контролировать,  настаивает депутат.

Можно также отметить, что в отрасли и без того есть проблемы с кадрами, что лишь усугубляет проблему.

 4/2 ты работаешь по 14 часов, работа и правда тяжёлая, потому что следишь за всем, а есть ещё графики 2/2 — там по 16 часов где-то и от 60-70 тысяч. Уже народу много ушло, на данный момент каждый третий уже подыскивает работу. Поэтому естественно есть переработки. Есть ребята, которые работают без выходных — тут зависит от жадности человека,  рассказывает 78.ru водитель Сергей.

Получается замкнутый круг. Условия труда без «золотой» зарплаты — приводят к сокращению штата, а оно влечёт дальнейшее увеличение нагрузки, а значит и ухудшение условий. Это, в том числе одна из причин, почему за «баранками» оказываются приезжие, если не вспоминать о «традициях землячества» среди некоторых групп мигрантов.

Однако запрещать иностранцам работать на ответственном посту водителя общественного транспорта бесполезно, отвечает на наш вопрос депутат Цивилёв. Запрет на работу мигрантов, аналогичный тому, что приняли в Крыму (там им нельзя водить такси в числе прочего) приведёт не к исчезновению приезжих, а только увеличению их же, но с полулегальными или попросту фальшивыми российскими паспортами. Сидевший за рулём автобуса на маршруте № 262 10 мая Рахматшох Курбонов, хоть и уроженец Таджикистана, но с гражданством РФ.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Предложения по организации надзора за водителями на частных автобусных маршрутах сейчас находятся лишь в стадии разработки — не то чтобы обнадёживают, но это хоть что-то. Эффективнее пока выглядят действия силовиков, которые проводят обыски — уже побывали на Московском проспекте (юрадрес ООО «Такси», который лет 20 не менялся).

И здесь совершенно логично напрашивается один вопрос — постучат ли в другие кабинеты?